Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
статья

Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья        

«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это

источник любви к Родине...

Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся                                                                          образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества.                                

 Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном.процессе. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей.     

Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.                      В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и свои своё прошлое, свои истоки, историю.                                                          

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой                                         В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.                                                                                                Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала»

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

 На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе,

являются своеобразной формой духовного самовыражения.                                                                                  Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

  В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа,своеобразие языка,формы и содержания  разговорных текстов.                                                                                                                                                         Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.                    Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.   

Перед воспитателями стоит задача, направленная на изучение традиций народных праздников и приобщения детей к традиционной художественной культуре.  Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 Список литературы:

Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. СПб.: Детство — Пресс, 2012. -336с.

Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О. Л., Маханева М.Д. Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2016. — 304 с.

Русская традиционная культура. Выпуск 1.- М., 1997.- 89с.       

Русские игры для всех возрастов, составленные Натальей Будур и Иваном Панкеевым.- М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.-376с.- (Русский дом).

Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстр. энц.- СПб. Искусство — СПб, 2001.- 672с.: ил.

Русские дети и их игры / И. И. Шангина.- СПб.: Искусство, 2000.- 296с.

Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый.- 2015. — №6. — С. 629-632.

Круглова.И.С Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова//Дошкольное воспитание. – 2016. — №10.-С.16-19.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №69 Кировского района г. Санкт - Петербурга "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным тр...

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Организации и проведению народных праздников в нашем детском саду сегодня уделяется большое внимание. Мы стремимся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народ...

Консультация для родителей. «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....

Консультация "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"

Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей. Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содер...