Роль методических объединений в повышении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда
статья

Андреева Ирина Александровна

Вузовское образование дает фундаментальные знания, но чтобы постоянно поддерживать высокий профессиональный уровень, остаться востребованным обществом, учитель-логопед должен стремиться к непрерывному образованию в течение своей педагогической деятельности. Наиболее действенной и распространенной формой непрерывного образования является участие логопеда в работе методического объединения (МО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль методических объединений в повышении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда (дефектолога)

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда, учителя-дефектолога трудно переоценить. Это обусловлено, прежде всего, тем, что количество детей с ОВЗ растёт с геометрической прогрессией. В современных условиях учитель-логопед (дефектолог) должен обладать такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, что становится возможным только путём взаимодействия с другими участниками педагогического процесса. Следовательно, повышение личностно-профессиональной компетенции учителя-логопеда (дефектолога) становится неотъемлемой частью коррекционно-педагогической деятельности.

Практика показывает, что проблема повышения личностно-профессиональной компетентности педагога наиболее эффективно реализуется в активном участии учителя-логопеда (дефектолога) в работе методического объединения (МО). Целью работы методического объединения учителей-логопедов (дефектологов) является способствование роста профессионального мастерства педагогов, расширение профессионального кругозора, развитие творческой и профессиональной активности и инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов.

Приоритетными направлениями работы являются:

- Информационно-методическое обеспечение учителей-логопедов (дефектологов);

- Оказание педагогам помощи в практическом овладении навыками коррекционно-развивающих технологий;

- Распространение передового опыта.

Обсуждаемые на заседаниях МО темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики, дефектологии, психологии нейропсихологии, обогащают коррекционную работу новыми теориями, технологиями и методиками.

Таким образом, система развития профессиональной компетентности учителя-логопеда (дефектолога) в условиях методического объединения основывается на реализации следующих принципов:

- общедидактических, которые лежат в основе построения всей системы специального образования (осознанности, самостоятельности, самореализации);

- общенаучных, которые определяют содержание, формы и методы педагогического воздействия;

- специфических методических (профессиональной направленности).

Все заседания, проводимые в течение года, включают в себя теоретическую и практическую части. Формы проведения заседаний могут быть разнообразны: посещение и анализ открытых логопедических занятий, презентации опыта работы, выступления и сообщения, показ мастер-классов, семинары-практикумы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями. Разнообразие форм организации позволяют активизировать степень мотивированности специалистов к постоянному профессионально-личностному росту и развитию.

Наиболее целесообразно использование формы методического объединения – цикл заседаний по одной теме или проблеме. Основной целью данной работы является совершенствование теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности. Активная деятельность педагогов в рамках ГПО активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

Однако в образовательной деятельности МО имеются определенные проблемы: при планировании работы не в полной мере учитываются индивидуальные запросы, профессиональные потребности логопеда, его интересы, так как состав объединения неоднороден (разный образовательный уровень, педагогический стаж, потенциальные возможности). Поэтому методические объединения, в состав которых входят большое количество специалистов, чаще делятся на группы профессионального общения: проблемные и творческие группы, педагогические мастерские, семинары, профессиональные клубы, секции и кружки. Проблемная группа объединяет логопедов одной темой и одними интересами. Ведущее место в ее работе занимают моделирование и анализ коррекционно-педагогических и психолого-педагогических ситуаций. Анализируя смоделированную проблемную ситуацию, специалисты используют теоретические знания для выработки своих позиций, своего отношения к тому или иному педагогическому факту, результатам коррекционной работы, действиям ребенка, родителей, воспитателей, коллег. В ходе обсуждения идет активный коллективный поиск решения проблемы. Выводы и предложения глубоко аргументируются каждым членом группы. Наибольший интерес у педагогов вызывают те проблемные ситуации, решение которых предполагает использование новых технологий.

Таким   образом,  работа коллег в методическом объединении  строится в соответствии с тем, чтобы она была:

- результативной и эффективной (каждый имел возможность для реализации собственных планов, проектов, демонстрации результатов своей профессиональной деятельности);

- продуктивной (чтобы каждое заседание было действенным);

- способствующей повышению профессионального роста.

Следовательно, активное участие педагогов в работе методического объединения даёт положительный результат в повышении и улучшении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда и позволяет максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА Учитель-логопед: Чекина Оксана Евгеньевна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА на 2013-2016гг....

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...

реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога

реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...