Опыт работы "Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ и семьи" (статья).
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Дмитрова Татьяна Леонидовна

Основой формирования будущей личности, является гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического развития. Сегодня, материальные ценности главнее нравственных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Чрезвычайно  важно начинать процесс воспитания уже в дошкольном детстве.

Нравственно-патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка. Важно чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы, мы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными. Но, зачастую, к сожалению, бывает иначе. Современный ритм жизни, не оставляет времени на проявление вежливости.

Понятие этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла, лжи, умений ценить прекрасное и доброе в природе и в людях. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств.

В нашем детском саду созданы определенные условия для решения задач нравственно-патриотического образования. Мы исходим из его мировоззренческого значения и того, что оно не является изолированным направлением. Поэтому стремимся к проникновению нравственно-эстетического образования в сферу организации педагогического процесса.  Педагоги нашего ДОУ обращают внимание детей на эстетику предметного окружения. Оформительская деятельность вокруг ребенка формирует одухотворенную среду. В группах проводятся: мастер классы: «Первая книга своими руками»; выставка рисунков: «Раскрась матрешку», «Люблю березу русскую»; изготавливаются открытки в качестве подарка; организуются экскурсии в парк, к монументу славы, по улицам города; проводятся познавательно речевые занятия.

Разные виды деятельности должны быть связаны между собой. Сначала детям необходимо накопить какие-либо впечатления о том или ином событии, явлении, спланировать наблюдения, экскурсии, чтение сказок, просмотр видеофильмов. Затем накопленные представления находят отражения в игре, продуктивной, театральной и другой художественно-творческой деятельности.

Заботясь о нравственном климате детского коллектива, мы учитываем социальные и материальные условия жизни ребенка в ДОУ. Организации этого климата способствует удобная, вариантная и внешне привлекательная обстановка создающая условия для развития детей (предметно – пространственная развивающая среда). При построении работы мы учитываем принципы: непрерывности детского развития;  гуманизации воспитательно - образовательного процесса и ориентации на личность ребенка; соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка; освоения общечеловеческой культуры.

В работе с детьми я использовала метод проекта «Игробук - как средство развития художественно творческих способностей дошкольного возраста».

Цель проекта:

  • Приобщать детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
  • Способствовать формированию творческой личности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
  • Развивать познавательный интерес и творческое мышление, разнообразив самую скучную тему.

«Игробук» (аналог американского «Лэпбука») - интерактивная самодельная книжка, папка, которая содержит множество кармашков, конвертиков, внутри которых находится материал сочетающий в себе познавательный и развивающий характер. Игробук - сравнительно новое средство обучения, используется как для индивидуальной,  так и для  коллективной работы. Данное дидактическое пособие активизирует у детей интерес к театральной деятельности. Появляется возможность проявить себя каждому ребенку.

Игробук «В гостях у сказки» - помогает детям лучше узнать и понять мир русских народных сказок; развивает активный интерес к истории и культуре Родины, воспитывая уважение к героям былин защитникам народа. Ведь через сказку, дети познают мир не только умом, но и сердцем. Кроме того откликаются на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.

Результаты использования игробука:

  • Отвечает требованиям ФГОС ДО и относится к предметно – развивающей среде.
  • Он информативен.
  • Помогает быстрому запоминанию сказок.
  • Способствует повышению интереса к содержанию.
  • Предполагает проявление самостоятельность.
  • Призывает к сотворчеству родителей, детей, педагогов.

Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллектуальной культуры ребенка. Развитие театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей с участием  родителей, это интересная и длительная работа. Хочется отметить совместный творческий проект  «Вместе весело шагать» по русской народной сказке «Теремок», (педагог, родители, дети). Важно когда родители и дети стали равноправными участниками проекта, единым воспитательным коллективом. Творческая группа родителей «Вместе дружная семья» осуществляла не только разыгрывание детского спектакля, но и изготовление декораций, костюмов, атрибутов. Так же совместная работа с родителями способствовала интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Это вызывала у детей много эмоций, обостряло чувство гордости за родителей – артистов.

В заключении хочется отметить, что используя современные методики и технологии, повышается качество образования детей, а также совершенствуется профессиональное мастерство педагога. Нравственно – патриотическая проблематика, в свою очередь способствует формированию такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.

Библиографический список литературы:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / [Н. А. Ветлугина и др.]; Под ред. Н. А. Ветлугиной. 1989г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  4. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
  5. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  6. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
  7. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009. - 96с. - (Синяя птица).
  8. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,его человеческое достоинство - силою его патриотизма»Чернышевский Н. Г.Одна из важнейших задач современного о...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....