"Игровые центры".
консультация

Головина Елена Вячеславовна

Методические рекомендации для воспитателей по обогащению игрового пространства в старших группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обогащению игрового пространства в старшей группе ДОУ.

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Игровое пространство, организованное для детей в старшей группе, является мощным стимулом их воспитания и обучения. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории«сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться); «вчера» (материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

Должны быть созданы условия:

             а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности

(игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах(зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

           б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве группы должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

-включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое

оборудование (маркеры игрового пространства), запасник «ценных вещей», где в неглубоких коробках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы. Материалы, куски ткани, платки, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети старшего дошкольного возраста (костюмерная). Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки;

-расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципа функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изо деятельности, литературном и пр.);

- оформление предметно развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

         Предметно – игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу не жесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство необходимо распределить на центры:

- центр искусства (в нем находятся материалы для изобразительной деятельности и ручного труда). Этот центр располагается в стороне от играющих детей, и он должен хорошо освещаться. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ.  

- центр игры (сюжетно - ролевой, режиссерской, театрализованный) Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

-театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

  • пальчиковый,
  • настольный,
  • ладошковый,
  • театр на тарелках,
  • театр на ложках или на палочках,
  • театр варежек или перчаток,
  • театр на фланелеграфе,
  • театр шапочек,
  • теневой театр,
  • использование кукол Бибабо,
  • кукольный театр,
  • постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

-музыкальный уголок для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видео средства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

- центр природы и экспериментирования (в нём находятся растения, оборудование для ухода за ними, календари наблюдений, литература и игры природоведческого содержания, картотеки, природный материал. В данном центре, если позволяют условия, можно разместить материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложки, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдений, бассейны для игр с водой и песком.  

-центр занимательной математики (сюда можно поместить игротеку игр: дидактических, логико-математических, игр на развитие психических процессов).        

- центр грамотности, куда включается книжный уголок, все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.  

-центр физкультуры и спорта. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребёнка. Можно дополнить спортивный уголок нетрадиционным спортивным оборудованием, выполненным руками родителей.

         Необходимо включить в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала, схемы-образцы построек.

 Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса: поставьте столы рядами, как парты, повесьте школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

            Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группе можно создать уголок «Люблю тебя, мой край родной», где будут представлены экспонаты, которые будут знакомить детей с историей, культурой, традициями родного народа.

            В этом возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги (Библиотека). Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Книга необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок.

Планировка группы должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Комфортная планировка зон даст возможность детям играть небольшими группами, общаться по душам с педагогом, уединяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семейного игрового центра "Садовники" в подготовительной группе

Программа семейного игрового центра "Садовники" направлена на формирование сотрудничества между взрослыми и детьми, что способствует устоновлению взаимопониманию между родителями и детьми ,а возникающ...

Игровой центр "Уроки вежливости"

«Уроки вежливости»Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.Жан-Жак РуссоПрежде чем говорить про уроки вежливости для детей, о том, воспитан ли ваш малыш и умеет ли он ...

Творческий проект "Правила поведения в игровых центрах"

У нас в группе есть игровые центры для девочек и мальчиков, в которых любят играть дети в свободное время. Наш детский сад новый и игровые центры пополняются новыми и интересными игрушками. Часто быва...

Консультация педагогам по теме: "Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения"

Данную консультацию можно использовать как методрекомендации воспиателям детского сада.Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спорти...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Игровой центр "Познавай-ка"

Центр сенсорики и дидактических игр "Познавай-ка"...

Социально - коммуникативное развитие Проектная деятельность "Правила поведения в игровых центрах"

Для детей – игра любимое занятие. Они хотят играть в свое удовольствие, чтобы никто им не мешал, не отвлекал. И если что – то мешает им наслаждаться любимым делом – они начинают расс...