Использование ИКТ в гражданско – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
методическая разработка

Новик Елена Григорьевна

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в гражданско – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Новик Елена Григорьевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад№8»

г. Корсаков

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они дошколятам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель – сформировать у ребенка активную социальную позицию, воспитать гуманную, самостоятельную, интеллектуально-творческую личность.

Чтобы любить и восхищаться своей страной, ее красотой и богатством, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен для формирования чувства патриотизма.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма педагог активно использует ИКТ.

Воспитателем создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников.

Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, воспитателем группы формулируется тема о родном крае и родном городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике.

Воспитателем создаётся мультимедийные презентации, например «Путешествие в прошлое родного города», которая используется впоследствии на занятиях и в совместной детско-родительской игре-викторине. Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам нашей области, города. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются представления о крае в котором живем или о городе.

Очень важной в патриотическом воспитании является тема: «Наша Родина - Россия», разрабатывается цикл бесед с использованием мультимедийных презентаций по темам: «Мы - Россияне», «Что мы знаем о России», «Москва - столица нашей Родины», «Народные приметы». Специально к занятиям создаются мультимедийные презентации, интерактивные игры по теме: «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».

Использование на занятиях мультимедийного оборудования делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.

Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяется информационным технологиям. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре Родного края, России.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011, с. 14.
  2. Ильина Л. Н., Посохова Г. И. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 48-50. 
  3. Якубенко, Л.Т. Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада/Л.Т. Якубенко // Интерактивное образование - Электронная газета, 2014.- С. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...