Сообщение к педсовету "Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности"
книга по художественной литературе

Шакурская Ирина Анатольевна

«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»

С.Михалков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_pedsovetu.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» комбинированного вида

Сообщение к педсовету

 «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности»

Подготовила: воспитатель

 высшей квалификационной категории

Шакурская Ирина Анатольевна

г.Исилькуль, 2022

         Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания, у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или литературный центр.

Наша задача сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В оформлении центра литературного чтения каждый педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество.

Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность.

Литературный центр должен находиться на хорошо освещённом естественным светом месте, которые по возможности расположены далеко от активных игровых зон.

В центре литературного чтения  необходимо предусмотреть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников, иллюстрации.

Подбор художественной литературы должен соответствовать программе и возрастным особенностям детей.

Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов. В нем можно хранить персонажи и декорации для игр драматизаций.

Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к торопливому, сосредоточен- ному общению с книгой.

Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые стихи, песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша.

 В младших группах в литературном уголке находится немного книг – 4 - 5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг, книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов, книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки, книжки пазлы, развивающие книги, музыкальные книги, книжки игрушки, книги с различным тактильным материалом и т.д.). 

В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

         Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

Игрушка - это не просто забава. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике, назначению игрушки.

Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Стихи для детей – один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто еще до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и заучивает их наизусть. Они формируют представления негативного человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений игрушек, домашних животных, времена года и т.д.

Стихотворения Агнии Львовны Барто – это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим.

Современные дошкольники плохо знают детских авторов. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, телефонами, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и прививать любовь к книге – эта проблема нашего времени (Слайд 5). Именно это  побудило меня в нашей группе реализовать  проект «Страна игрушек». Стиль стихов Агнии Барто очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.

В нашей группе есть книжная полка с разными книжками, настольные игры по сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Репка», также есть персонажи пальчикового театра, шапочки для игр драматизации.

В этом проекте проводились беседы, с детьми рассматривали игрушки, читали и обыгрывали стихотворения, ставили эксперименты с мячом «Тонет - не тонет в воде», играли в дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-ситуации такие как «Угостим куклу чаем», «Магазин игрушек», «Воробушки и автомобиль», «Задорные лошадки», «Зайка беленький сидит», «Морковь для зайчика», «Полечим лапку Мишке», делали самомассаж между ладонями мячиками с шипами, лепили «Мячик»;  рисовали «Дорогу для грузовика», «Зонтик для Зайчика»; конструировали «Домик для Мишки»; делали аппликации «Лошадка-качалка», «Бочка мёда для Мишки».

А также в группе проходила работа с родителями: Родителям было дано задание написать небольшое сочинение на тему «Любимая игрушка моего ребёнка» и нарисовать рисунок к сочинению, это было необычное задание для родителей, но они его выполняли с удовольствием; сделали фотоколлаж с фотографиями детей «Как я играю дома».

Так как у нас не очень много детских книг в группе, я решила провести акцию «Подари ребёнку книгу!».

Цель данной акции: привлечение родителей к участию в совместных с педагогам мероприятиях, пополнению развивающей среды в группе.

Задачи акции: формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности.

Условия акции: принести в подарок книгу для детей (для рассматривания детям или для чтения детям взрослыми), детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями; должна соответствовать возрасту детей; участие в акции осуществляется только на добровольной основе;  дарение книг осуществляется с устного согласия; книги принимаются в хорошем состоянии.

На стенде есть Консультация для родителей «Чтение в жизни ребёнка», Памятка для родителей «Как учить стихи с ребенком».

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  1. Тема разработанного краткосрочного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую);
  2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
  3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
  4. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

       Во второй младшей группе добавляются книги с обычной листовой структурой, сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

В средней группе  размещаются  знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4 - 6 книг, остальные - в шкафу), книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками, альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года», открытки для рассматривания по произведениям портреты писателей, тематические выставки «Сказки», «Времена  года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал), материал для ремонта книг.

В старших и подготовительных группах  литературный центр входит в такой средовой элемент как «Лаборатория грамотности».

«Лаборатория грамотности» включает в себя: литературный центр, уголок «Раз словечко, два словечко» и мастерскую «Территория творчества».

В старшем дошкольном возрасте в литературном центре находится  10 - 12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками), в подготовительной к школе группе может быть неограниченное количество книг, портреты писателей, энциклопедии («умные» книжки), наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов, тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

В уголке должны находится  разнообразные дидактические игры по обучению грамоте, в том числе игра «Кубики историй» на основе техники «сторителлинг», дидактическое пособие для составления синквейна, дидактическое пособие «Волшебный телевизор», «Детская типография».

 Буккроссинг  Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому».  Дети вместе с родителями приносят книги из дома выставляют их на полки в коридоре детского сада или в группе. Сами могут взять домой для чтения любую книгу с полки.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Конечно же, мы понимаем, что каждый ребенок научится читать сам. Просто читать написанное. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ребенок. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...

Развитие читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – сензитивный период для начала обучения чтению, так как дошкольники обладают избирательной восприимчивостью. Ребёнок пяти лет обладает особой чувствительностью к з...

«Методы и приемы для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Презентация "Развитие читательской грамотности у детей с нарушением речи"

Подборка материалов из опыта работы учителя-логопеда для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста с нарушением речи...

Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"

Семинар "Развитие читательской грамотности детей с ОНР"...

Доклад для воспитателей на тему «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности»

Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники ч...

Доклад на тему «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности» Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель.

    Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. Читательская грамотность – это способность понимать, ис...