консультация для педагогов
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волощенко Александра Игоревна

Консультация для педагогов  "Использование Сторисека в работе с дошкольниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_storisek.docx175.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Волощенко А.И. воспитатель

Волгоград 2022

 «Сторисек» (Storysack) – это интересный современный вариант такой традиционной библиотечной формы массовой работы, как «громкие чтения». Формат «Сторисека» предполагает выбор какой-либо художественной книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге.

 Идея Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей, педагога, библиотекаря.

В переводе с английского «Сторисек» означает «мешок историй». Эта форма была придумана в Великобритании, и разработчики идеи считают, что взрослые должны много читать детям вслух, а «Сторисек» («мешок историй») поможет сделать чтение интересным и увлекательным. Мы на собственном опыте, как библиотекари и как родители, знаем, что обычно научить читать гораздо легче, чем сформировать читателя, пробудить интерес к чтению. Чем больше ребенок слушает читающего, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.  

 

 Основная цель Сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи Сторисека: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения, стимулирование интереса к книге.

 

 Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная книга по теме, аудио диск, языковая игра, шпаргалки для родителей.

 

 Мягкие игрушки «Сторисека» – это главные герои художественной книги, реквизитами же могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода, либо предметы окружающей среды; они развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев, закрепляют понимание прочитанного. В мешок можно положить, например, маски, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению и др.  Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке. Аудиозапись позволяет детям прослушать книгу или просмотреть мультфильм по книге. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.

 Великолепными средствами выражения мысли являются языковые игры, необходимые на ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков. Они доставляют удовольствие, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности. Игры в «Сторисеке» предназначены для поддержания и совершенствования опыта чтения хороших книг.  

         Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям. Работа по внедрению Сторисека проводится в несколько этапов.  

 

 Предлагаю Вам ознакомиться с этапами подготовки и проведения Сторисека по сказке «Мешок яблок».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Выбор книги 

1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».  

Критерии отбора книги:  

  • хорошее смысловое художественное произведение,  
  • качественные иллюстрации,  
  • произведение, удобное для громкого чтения,  
  • доступный и интересный уровень книги для детского восприятия,  
  • любимая книга детей,  
  • книга, рекомендуемая родителями, педагогами.

Для подготовительной группы я взяла сказку В.Г. Сутеева «Мешок яблок», которая соответствует всем данным критериям. Большинство героев книг Владимира Сутеева – забавные животные, наделённые автором вполне «человеческими» качествами и характерами. Сказки и рассказы Сутеева – это та «настоящая» детская литература, которая утверждает, что в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным – вот чему учат эти книги.  

2. Подготовка мешка для комплекта материалов

Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса с читателями по изготовлению мешка. В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса, как мы и сделали.

 

  1. Подбираются остальные компоненты для комплекта:  

игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ѐж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк),

 картинки с изображением яблок, орехов, грибов (либо в сезон – настоящие яблоки, орехи и грибы),  

картинки с изображением капусты, морковки, картошки, петрушки, свеклы, бочонка меда, картинка с изображением яблони, картинки с изображением домика Зайца.

  1. Разрабатываются литературные игры, которые расширяют кругозор, развивают лексикон, формируют навыки осмысленного чтения, связной речи.  

 Литературными играми могут стать:

«Режиссерская версия» – детям предлагается устно/письменно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив ее содержание;  

«Допиши рассказ» – необходимо сочинить продолжение к книге;  

«Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

«История слов» – работа со словарями по объяснению новых слов.

Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

Для сказки «Мешок яблок» можно предложить следующие игры:

1. Загадки о животных

2.Викторина по произведению  

3. Игра «Крокодил»

4.Игра «волшебное яблоко». 

Ребята под музыку передают яблоко, на ком музыка остановиться тот выполняет задание. Например: изобрази злого волка, грустного зайца, веселую сороку и т. д.

  1. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). библиографические пособия малых форм (памятки, информационные буклеты, рекомендательные списки и т.д.); варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.  
  2. Оформление готового «Сторисека». Красочное оформление на листе бумаги (самостоятельно или с детьми) списка вложенных в мешок предметов. Список также вкладывается в мешок.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

Работа с художественным произведением  

  • Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса).  
  • Беседа на основе первичного восприятия текста:

понравилось ли вам произведение?  

что вам понравилось?

о ком сказка? кто главный герой?

зачем Заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат),

что нашёл Заяц в лесу? (яблоню),

сколько яблок он набрал? (полный мешок),

какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание),

в какой момент вы переживали?

  • Беседа по содержанию сказки:

назовите героев сказки,

с кем же первым встретился наш герой? (с Вороной).  

кто встретился потом? (Медведь)

кто еще встретился Зайцу по дороге домой? (бельчата, Еж, Коза, Крот),  

чем он их оделил? (яблоками),

расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери, что вы можете сказать о них? (они отзывчивые, благодарные, добрые),

а кто ничего не принес? (Ворона),

какой вы представляете Ворону? (Ворона завистливая, жадная).

  • Обращение внимания на буквы (звуки) (спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова).  
  • Проведение игры «Весёлые скороговорки» (быстрое проговаривание текста).
  • Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов сказки (самостоятельно или вместе с детьми) во время чтения книги (попросите детей подавать вам нужные реквизиты).  
  • Вопросы о реквизитах (спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать).  
  • Проведение         игры         «Крокодил»         (с         помощью         мимики         и         пантомимики изображение героев сказки).
  • Проведение игры «Кто это?» (отгадывание загадок).
  • Определение главной мысли сказки:  

какой вопрос задает Ворона в конце сказки? (никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?)  как вы на него ответите?  

Просмотр мультфильма, обсуждение его. Воспитатель спрашивает детей, чем мультфильм отличается от книги и т.д. Детям предлагаются игры- раскраски, а также творческое задание (совместно с воспитателем дети делают аппликацию или рисуют картину по теме сказки)

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП 

Проводится театр по произведению из «Сторисека», дети либо сами переодеваются или показывают кукольный театр по данному произведению.

Книги из «Сторисек» передается детям на дом.

 

  • Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса).  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....