Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.
статья (младшая группа)

Храмова  Валентина Владимировна

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным  образовательным стандартам в образовательных учреждениях  должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_hramova_v.v_2021g.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.

Храмова Валентина Владимировна

Воспитатель МБДОУ № 5

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности. Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды [2].

 Семья - уникальный  социальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Воздействие семьи на личность является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным, действенным компонентом воспитания детей. Поэтому в зависимости от того насколько хорошо сформированы механизмы социализации в семье, и в какой степени семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Настолько будет успешно формироваться развитие личности ребенка [6].

Для достижения гармоничного развития ребенка необходима взаимосвязь родителей и воспитателей. И создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров [6].

        Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования – является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на становление и развитие сотрудничества детей, педагогов и родителей (законных представителей), основанного на уважении прав каждого человека, сохранение и укрепление здоровья ребенка- дошкольника, а также развития его личностного потенциала [1].      

Так как компетентность родителей – создание условий, при которых ребенок может успешно адаптироваться к окружающему миру на основе всестороннего развития. А компетентность педагога – сочетание управления и самоуправления, личностно – ориентированный подход с опорой на современные технологии [5]. На этой основе развиваются современные педагогические технологии в дошкольном образовании и создании условий для раннего развития детей.    

К числу современных образовательных технологий используемых в нашем детском саду можно отнести:

1.Технологию информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);

2. Технологию проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

3.Технологию проектного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.

4.Технологию игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.).

5. Личностно – ориентированную технологию. Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека» [5].

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [6].

6. Здоровьесберегающие  образовательные технологии.

         Особое внимание в нашем детском саду уделяется работе по здоровьесбережению, то есть такой организации образовательного процесса, когда развитие и воспитание детей происходит, способствуя укреплению и сохранению их здоровья.

      Здоровьесберегающие технологии включают в себя не только задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, но и являются  приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста по профилактике  речевых нарушений.

         В раннем возрасте  содержание образовательных областей по ФГОС ДО реализуется посредством предметной деятельности детей, игр с составными и динамическими игрушками; общения с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

          Используемые  нами  речевые игры и игровые атрибуты, относятся к развивающей предметно-пространственной среде, и соответствуют предъявляемым к данной среде требованиям.

       В речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Семья - уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые социальные институты, необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.

      У современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний  о возрастных возможностях и потребностях ребенка [2].

Для решения этих противоречий в нашем детском саду проводятся консультации,  родительские собрания, индивидуальные беседы.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом. В период распространения коронавирусной инфекции, особенно широко стали применятся дистанционные технологии обучения [3].

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным  образовательным стандартам в образовательных учреждениях  должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности [3].

Современные детские сады стараются шагать в ногу со временем и поэтому определение дистанционные образовательные технологии, всем хорошо знакомы.

Использование возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет способствует:

  • возможности привлечь родителей (законных представителей) и найти единомышленников;
  • презентации собственных достижений и достижений воспитанников;
  • площадка для публикации и обобщения собственного опыта работы.

Преимущества дистанционных ИКТ перед традиционными средствами обучения:

  • ИКТ, привлекают внимание детей, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
  • Видеофрагменты позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывают затруднения (например - рост цветка).
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями [3].

Дистанционные технологии активно применяются и в родительском образовании.

Технология дистанционного образования не противоречит современным тенденциям развития образования и наиболее приемлема, актуальна в данный период, доступна всем педагогам ДОУ [3] .

Задачи педагога:

– повышения качества и эффективности образования путём внедрения дистанционных технологий;

–   удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования;

– предоставление дошкольникам возможности освоения образовательных программ непосредственно на дому или по месту временного пребывания, при необходимости;

–   повышение уровня компетентности родителей.

Дистанционные образовательные технологии в данные период времени стали новыми средствами обучения дошкольников. Ранее они были представлены только в режиме консультативного пункта (на сайтах некоторых детских садов). А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. В современном мире воспитателю важно обладать многими навыками: уметь создавать презентации, видео-уроки, отбирать уже имеющийся образовательный материал, аудиоматериалы для детей, работать с разными фото и видео-редакторами. Здесь большую роль играет самообразование педагога [3].
            Все мы знаем, что каждый детский сад имеет свой сайт, на котором расположена вся информация о деятельности детского сада. На нашем сайте, проводится дистанционное просвещение и консультирование родителей. Активно происходит дистанционное общение и обменивание информацией с родителями через мобильное приложение WhatsApp.

Современные педагоги участвуют  дистанционно в конкурсах различного уровня (всероссийские, республиканские, муниципальные и т.д.), так же в вебинарах и онлайн-конференциях, где  имею возможность поделится свои разработками, посмотреть другие и обменяться мнениями.

Педагоги постоянно повышают свой уровень квалификации в области педагогических, информационных технологий, так как учебные материалы нового поколения полностью ориентируются на использование современных методов обучения и образовательных технологий, изменяющих современную образовательную среду [3].

Таким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОУ[3].

В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности, но это не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер.

Ребёнок должен развиваться гармонично!

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Манифест Гуманной педагогики/ Ш.А. Амонашвили.- http://de.tls.in.ua/page-66.html
  2. Афонькина Ю. А., Омельченко Е.М. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней. Волгоград: Учитель.2012.
  3. Буйместру И. А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И. А. Буйместру. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020.
  4. Голицына Н.С., Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий 2003».2007.
  5. Игры с детьми раннего возраста.// Методические рекомендации. Приложение к журналу «Воспитетель ДОУ». М: -Сфера. Творческий центр. 2008.
  6. Микляева Н.В., Лагутина Н. Ф.Содружество: программа взаимодействия семьи и сада.Пособие для педагогов дошкольных учереждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.

Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает....

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

В презентации представлен обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании и краткая их характеристика,  презентация поможет педагогу ДОО правильно сориентироваться к какой те...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направленные на реализацию ФГОС ДО...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...