Животные Хакасии. Использование интерактивных игр в экологическом воспитании детей
материал (подготовительная группа)

Пикулина Людмила Ивановна

Необходимость изучения среды и сохранения ее становится все более актуальной задачей человечества. Изучая особенности различных местообитаний, дети одновременно знакомятся с разнообразием приспособлений животных к условиям среды. У них появляются навыки определения по внешнему облику животного его экологической специфики и принадлежности к определенной среде обитания. Это есть первоначальный этап экологизации мышления ребенка, когда он улавливает связи между формой и функцией, осознает необходимость появления того или иного признака животного в связи с изменениями природной среды. Дети знакомятся со многими живыми организмами, и это расширяет их мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_igry.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Животные Хакасии

Использование интерактивных игр в экологическом воспитании детей

Республика Хакасия расположена в Юго-Западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна Енисея.

На территории Хакасии сосредоточены практически все природные пояса. Это, прежде всего, степь, лесостепь, подтайга, горная тайга и высокогорье, где встречаются тундры, альпийские луга, высокогорные степи и пустыни.

Богат и разнообразен животный мир Хакасии. Наименее изученной группой являются беспозвоночные животные. Назвать даже приблизительную цифру, характеризующую число видов, не представляется возможным. Довольно богат видовой состав млекопитающих, содержащий 76 видов, в их числе - заяц-русак, ондатра, американская норка, бобр, кабан, соболь, кабарга, медведь, белка, лось, марал, косуля, лисица, колонок, горностай, рысь, росомаха, барсук и др. Красный волк, снежный барс, архар, северный олень, сибирский козерог, горный баран аргали, выдра, скопа исключительно редкие животные, они повсеместно занесены в Красную книгу

Места обитания кабана на территории республики носят очаговый характер и приурочены кедровым насаждениям, где основным кормом является кедровый орех.

Благодаря своей биологической пластичности, кабан тувинской популяции за два десятилетия в процессе саморасселения занял устойчивую экологическую нишу в биоценозе горнотаежных лесов. Рост численности кабана сильно сдерживают волки, уничтожая молодняк в снежные зимы почти на 90%.

Высока и стабильна, остается численность бурого медведя 1,2 тысячи особей.

Обитают в высокогорной тайге. Стабильна численность рыси и росомахи порядка 500 и 350 особей. Численность волка достигает 600 особей. Соболь в основном заселяет высокогорный пояс и среднегорную темновойную тайгу, численность стабильна. Из-за неурожая кедрового ореха, рябины, низкой численности сеноставки в среднегорной темнохвойной тайге наблюдалась миграция соболя в темновойно-светолохвойные и светлохвойно-мелколиственные леса. Численность белки сильно варьирует по годам.

Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее распространенными и часто встречающимися видами животных Хакасии таких, как: лиса, волк, заяц, медведь, рысь, кабан, лось, марал, барсук, суслик и средами их обитания

Необходимость изучения среды и сохранения ее становится все более актуальной задачей человечества. Изучая особенности различных местообитаний, дети одновременно знакомятся с разнообразием приспособлений животных к условиям среды. У них появляются навыки определения по внешнему облику животного его экологической специфики и принадлежности к определенной среде обитания. Это есть первоначальный этап экологизации мышления ребенка, когда он улавливает связи между формой и функцией, осознает необходимость появления того или иного признака животного в связи с изменениями природной среды. Дети знакомятся со многими живыми организмами, и это расширяет их мир. Дети обнаруживают, что все они сильно отличаются друг от друга, что природа очень разнообразна. Выясняется, что это разнообразие вызвано разными воздействиями из вне и необходимостью приспособления к этим порой специфическим воздействиям.

В нашей республике много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами (заяц, марал, белка и др.). Мелкие и крупные хищники, которые питаются другими животными (лиса, волк, бурый медведь, барсук и др.). Каждое животное приспособлено к жизни на соответствующей местности.

Жители леса приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, по деревьям, в почве), находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Растительноядные животные приспособлены защищаться от врагов, хищники - преследовать добычу. Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (запасают корм, ложатся в спячку и пр.).

В работе при знакомстве детей с животными Хакасии и природной можно использовать различные игры, в том числе дидактические и интерактивные. Источником знаний являются и наглядные пособия.

Игры с использованием панно «Хакасии». 

(на панно изображены разные экосистемы: лес, степь, горы, река)

«Кто, где живет?»

(Для детей 5 -7 лет)

Задача. Закреплять знания о животных и среде их обитания. Упражнять в

классификации животных; воспитывать сообразительность.

Материал.

Панно «Хакасия»; картинки диких животных.

Вариант 1.

Описание игры.

Воспитатель предлагает рассмотреть и выбрать картинки с животными, которые нравятся детям. Рассказать, что они знают об этих животных. Затем предлагает найти на панно их место обитания и поместить на нужное место.

Дети объясняют, почему-то или иное животное живет в этой среде.

Вариант 2.

Дети делятся на команды (по 2-3 человека). Одна команда ищет и размещает на панно жителей леса, а другая степных жителей. Выигрывает команда, которая правильно справилась с заданием (нашла картинки всех животных Хакасии среди картинок животных мира и поместила в соответствующую среду обитания на панно).

«Чья морда, чей хвост?»

Задача. Учить понимать значение определенных частей тела животных для приспособления к среде обитания; закреплять знания детей о животных Хакасии; учить сравнивать, анализировать.

Материал. Панно, картинки с изображением отдельных частей животных (морды,

хвосты).

Описание игры.

- Животные хотят поиграть с вами в прятки. Они спрячутся, а вы по какой-нибудь

части их тела попробуйте догадаться, кто это.

Дети угадывают, какие «спрятались» животные и объясняют значение частей тела

для приспособления к данной среде обитания.

«Опиши, мы отгадаем».

Задача. Учить детей классифицировать животных, закреплять полученные раннее

знания о животных и среде их обитания, воспитывать сообразительность.

Описание игры.

Вариант 1

Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из животных, когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках животного и местах его обитания, которые надо узнать и отгадать.

Вариант 2.

Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку - описать какого-либо

животного так, чтобы дети узнали, о чем он говорит.

При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о

месте обитания, а затем о характерных признаках внешнего вида животного.

Закрепить знания о животных и их детенышах помогут игры «Кем был - кем стал»,

«Чьи детки?»

Использования активных форм в экологическом воспитании.

Реализация активных методик способствует решению целого ряда психолого-педагогических проблем естественнонаучного образования. Одна из таких проблем получение формальных знаний о природе

Познавать закономерности мира природы, невозможно сидя только в помещении.

Отсутствие опыта непосредственного эмоционально-чувственного общения с природой не позволяет научить ребенка ощущать себя частью природы, коллектива. Тем самым становится невозможным формирования ответственного отношения к окружающему миру.

Другая проблема заключается в том, что ребенок в большинстве случаев получает готовые знания, и это способствует развитию у него зависимого способа мышления.

Кроме того, известно, что мысленный образ говорящего (педагога) чаще не совпадает с рожденным образом у слушающего (ребенка). В то же время использование активных форм во многом решает эту проблему, оно способствует развитию прямого (исследовательского) опыта получения новых знаний. Введение партнерских отношений в системе «педагог - ребенок» в процессе реализации активных форм позволяет через опору на групповой опыт критически осмыслить получаемую информацию, развивает интерес и желание участвовать в процессе обучения.

Для каждого человека наибольшее значение имеет собственный мир восприятия окружающей действительности. Поэтому развитие практики принятия единого решения позволит конструктивно объединять усилия людей с несовпадающими интересами.

Интерес к активным формам обусловлен широкими возможностями их использования в системе непрерывного экологического образования.

Активные методы обучения (от английского «интерактив» - взаимодействие) - это дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить обучающихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

«Игры на природе», так называет этот способ обучения Джозеф Корнелл.

Игры «в Природу» - это прекрасная возможность глубоко ценить природу.

Когда люди, особенно дети, обучаются острее ощущать и замечать природу, интерес к природе подготовит к пониманию процессов, проходящих в природе.

Преимущество интерактивных методов:

- Позволяет на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного

восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

- Формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;

- Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

- Помогает согласовывать свои действия при решении проблемы;

- Учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта,

- Добывать знания

Методические рекомендации по использованию активных форм в экологическом образовании и воспитании.

В процессе образования необходимо создать комплекс условий, способствующих активному включению всех детей образовательную деятельность. Для этого необходимо строгое соблюдение определенных позиций:

  • создание атмосферы сотрудничества,
  • создание благоприятного эмоционального фона,
  • уважение и учет индивидуальных мнений,
  • опора на групповой опыт,
  • отсутствие авторитаризма со стороны педагога,
  • свободный выбор личных решений,
  • согласование действий при решении проблемы,
  • постановка обучаемого в позицию исследователя,
  • получение знаний через прямой опыт обучаемых,
  • использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций,
  • возникающих в обществе, группе, реальной жизни.

Функции преподавателя в активных формах обучения:

Необходимо помнить, что длинная нечеткая инструкция по выполнению конкретного задания вызывает затруднения по его осмыслению и как в следствие гасит интерес к выполнению задания.

Нужно помнить об обязательном отсутствии начальственных интонаций присутствии доброжелательного тона.

После упражнения должно быть организовано обсуждение процесса выполнения задания. Этот процесс осмысления позволит как зафиксировать позитивные результаты, так и корректно отследить ошибки и не точности. Обсуждение должно быть коллективным и равноправным.

Организационные моменты.

Обязательным условием для реализации активных форм является организация рабочего пространства. Столы и стулья необходимо расставить таким образом, чтобы все могли видеть и слышать друг друга. Желательно избегать разделяющего пространства столов.

Интерактивные игры.

Изобрази животное

Игра по принципу «глухой телефон», только для зрительных образов. Все встают в круг и поворачиваются спинами внутрь круга. Ведущий разворачивает любого участника и показывает ему набор движений, например, как ходит медведь, дрожит и прыгает заяц.

Задача - передать движение следующему как можно точнее.

Угадай, кто я!

На столе лежат карточки с изображением животных. Все играющие по очереди

вытягивают карточку.

Задание:

Вытягивающий карточку изображает нарисованное животное.

Зрители - отгадывают.

Первый правильно отгадавший получает жетон. Выигрывает тот, кто набирает больше жетонов.

Игра в животных.

Играть могут 4 и более детей. От 7 лет и старше.

Во время «Игры в животных» можно в занимательной форме повторить зоологию и экологию животных. Драматические столкновение не перестают удивлять игроков, и дети приходят в сильное возбуждение и много смеются.

Разделить детей на две команды с равным числом игроков. Каждая команда задумывает какое-нибудь животное, а затем составляет от 6 до 8 предложений - ключей, описывающих особенности этого животного. Ключи должны располагаться от более сложных к более простым, от более общих черт к более специфических.

Когда команды подготовят свои ключи, пусть они выстроятся друг против друга, а между ними обозначьте линию, которую можно нарисовать на земле или выложить из палочек. В 4-5 метрах позади каждой команды прочертите другую линию, которая будет «домиком» каждой команды.

Команды по очереди сообщают свои ключи (заранее нужно решить, кто из членов команды представит свой ключ). Например, команда А сообщает свой первый ключ - команда В пытается отгадать, что же это за животное. Если угадано неправильно, ничего не происходит. Команда В сообщает свой ключ, а команда А пытается отгадать, что это за животное. Но им это также не удаётся, поэтому и сейчас ничего не происходит. По мере того, как ключи становятся всё более и более ясными, нарастает напряжение. Это продолжается до тех пор, пока одна из команд не отгадает название животного. Например, команда А говорит:

«У меня 3 пальца». Команда В догадывается: «Ты черноспинный трёхпалый дятел?».

Члены команды А поворачиваются в сторону своего домика, а члены команды В сгорают от нетерпения, чтобы бросится в погоню. Наконец, один из членов команды А говорит: «Да!», и команда А со всех ног несётся к своему домику, а команда В пытается поймать членов команды А.

Использование активных форм поможет лучше развить: опыт, осознание, личные качества, надпредметные умения (работа в коллективе), мотивацию (к познанию окружающей среды, к изучению природной среды, к сохранению окружающей среды...).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье"

Скоро лето. А ведь и на отдыхе на природе мы всегда остаёмся родителями как первыми педагогами своих детей!...

Доклад из опыта работы "Игровые обучающие ситуации с использование литературных персонажей в экологическом воспитании детей"

В данной статье представлены различные формы организации работы с детьми с использование сказочных и литературных героев по экологическому воспитанию....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"

Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...

Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...

Сценарий родительского собрания с использованием интерактивной доски "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"

Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной доски Elit Panaboard Book "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"...

интерактивных игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Я рада, что могу  поделиться с Вами опытом работы по использованию интерактивных игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....