Доклад "ИКТ - компетентность педагога"
материал (старшая группа)

     Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, прфессиональной и социальной компетентностей. В настоящее время педагог должен иметь не только квалификацию, но и профессиональную компетентность, педагогическое мастерство. ИКТ - компетентность является одним из необходимых умений для осуществления педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladikt-_kompetentnost_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №95 «Рябинушка»

Доклад

на тему: «ИКТ компетентность педагога»

Выполнила: воспитатель 9 группы

Цынгуева Т.Б.

Улан-Удэ

2022г


Современная образовательная политика, основными направлениями которой стали: смена образовательных парадигм, переход на новые образовательные стандарты, индивидуализация процесса образования, определяет необходимость динамики профессиональной готовности педагогов к реализации идей модернизации образования.

Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук – психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т.п. И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного педагога, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере личностный рост и индивидуальность не только отдельного человека, но и человечества в целом.

В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий «компетенция», «компетентность». Не повторяя многочисленные энциклопедические и словарные статьи, а также различные авторские интерпретации этих понятий, остановимся на варианте, более близком нам, автором которого является А.В. Хуторский.

«Компетенция» - в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности».

В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом.

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появление компьютера его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования. В связи с этим изменились требования к педагогу, он должен быть ИКТ–компетентен и обеспечивать реализацию:

- новых целей образования;

- новых форм организации образовательного процесса;

- нового содержания образовательной деятельности.

Что такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».

На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

        Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детского сада.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

- общепользовательская ИКТ-компетентность;

- общепедагогическая ИКТ-компетентность;

- предметно-педагогическая компетентность.

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями и педагогами.

Профессиональная ИКТ - компетентность педагога включает следующие умения:

Существует три уровня ИКТ компетенции:

1 УРОВЕНЬ – Базовые ИКТ компетенции - это умение «нажимать на кнопки», владение знаниями о том, что из себя представляет персональный компьютер и программные продукты, каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.

2 УРОВЕНЬ – Продвинутые ИКТ компетенции - вторая ступень знаний и навыков. На этом уровне предполагается более подробное изучение среды информационного общества и приобретение знаний, навыков как найти, зафиксировать, модифицировать, создать новую информацию и сделать ее доступной.

3 УРОВЕНЬ – Высокие ИКТ компетенции - третий уровень пользователей, которые должны знать о достоинствах и недостатках ИКТ, осознать, что в информационных средах также действуют нормы морали и этики, обычаев, религий и права, как и в повседневной, реальной жизни.

Процесс формирования ИКТ-компетентности педагога должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ-компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.

Диагностика ИКТ – компетентности педагога

Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для повышения качества образования.

Концепция мониторинга построена на основе методики Ястребова Леонида Иосифовича, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:

 информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;

 контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога;

 мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

Применение современного цифрового оборудования в деятельности педагога ДОУ

В настоящее время использование ИКТ в практике педагогов ДОУ в основном заключается в следующем:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

- использование Интернета  в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Smart стол. Интерактивный стол — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом.

Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.

Звуканимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников — в пределах 10 минут.


Заключение

Таким образом, педагог должен не только повышать свой уровень ИКТ-компетентности, но и уметь пользоваться современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, так как использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей доступным и эффективным; освободит его от рутинной ручной работы, способствует обогащению развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, откроет новые возможности для профессионального роста педагога.


Список литературы:

 1.  Горвиц Ю.М.  Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М.   Горвиц // М.: Линка-пресс. - 1998.- С.328

2. Комарова Т.С.   Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова // Мозаика-Синтез М.-2011.- С. 128.

3.Фомичева  О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О.С. Фомичева // М.: Гелиос АРВ . - 2000.- С. 192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО".

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО". Задачи: 1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога....

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

Доклад на тему: «Профессиональная компетентность педагога»

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и ...

Доклад "ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"

Доклад"ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"...

Доклад-презентация для педагогов на тему "Креативность, как один из компонентов профессиональной компетентности педагогам ДОУ"

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Что же означает поняти...