Рабочая программа "Юный исследователь" 2021-2022г.
рабочая программа (средняя группа)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa_21-22.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Юный исследователь» (далее – Программа) относится к программам естественнонаучной направленности.

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.

Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх -летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти.

1.2.Направленность

Программа объединения «Юный исследователь» имеет естественнонаучную направленность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Направленность программы:

  • по содержанию: научно-техническая;
  • по функциональному предназначению: кружковая;
  • по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
  • по времени реализации: годичная.

1.3.Актуальность

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

         Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно.

1.4.Новизна

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Новизна характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

1.5.Педагогическая целесообразность

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
  • Предлагает различные варианты ее решения.
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  • Применяет выводы к новым данным.
  • Делает обобщения.

1.6.Отличительные особенности Программы

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».

      Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  • Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
  • Принцип системно - деятельностного подхода - содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
  • Принцип интеграции - образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
  • Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность. Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

1.7.Основные характеристики образования

Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие»

Цель программы.

• развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи.

• учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

• учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

• учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

• знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);

•знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления;

• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

• формировать интерес к поисковой деятельности;

•развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;

• воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1) живая природа - многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

2)  неживая природа - воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

3)  человек -функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Планируемые результаты освоения программы

Работа с детьми объединения «Юный исследователь» построена с учётом их возрастных особенностей:

  • с детьми средней группы - 1 раз в неделю во вторую половину дня по 15-20 минут
  • количество учебных недель - 33 недели
  • срок обучения - с 01.10.2021 года по 27.05.2022 года
  • каникулы - с 01.01.2022 по 07.01.2022 года
  • с небольшими подгруппами по 10 - 12 человек.

Это даетвозможность педагогу:

  • работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1.  Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3.  Проверка гипотез;

4.  Подведение итогов, вывод;

5.  Фиксация результатов (если это необходимо);

6.  Вопросы детей.

Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы

Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы

      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

 Ценность труда и творчестваТруд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

1.8.Уровень программы, объем и сроки реализации программы базовый

Уровень программы - базовый.

Срок реализации - программа «Юный исследователь» рассчитана на один год обучения.

На освоение программы отводится 33 часа.

1.9.Организационно-педагогические условия реализации Программы

         Форма проведения занятия - очная.

       Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю (во второй половине дня), академический час (продолжительность одного занятия) – 15-20 минут, количество учебных недель – 33.

Возраст обучающихся: дети средней группы дошкольного возраста (4-5лет).

      Принцип формирования групп: программа «Юный исследователь» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 4-5 лет разного пола и разной подготовки.

Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

1.10.Образовательные технологии, приемы и методы

Образовательные технологии

Образовательные технологии

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес;
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Методы обучения:

  • информационно-познавательные:

- беседа

- рассказ

- объяснение

- художественное слово

- проблемные ситуации

  • игровые:

- создание игровых ситуаций

- познавательные дидактические игры

  • наглядные:

- иллюстрации

- показ презентации мультимедиа

  • практические:

- выполнение практических действий детьми (экспериментирование)

Приемы:

  • организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  • активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

2.Учебный план

№ п/п

Тема

Количество академических часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Испарение.

1

0,5

0,5

Наблюдение

2.

Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Почему осенью бывает грязно?

1

0,5

0,5

Наблюдение

3.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема. Магнитная задачка.

1

0,5

0,5

Наблюдение

4.

Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Для чего растениям плоды?

1

0,5

0,5

Наблюдение

5.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Испарение (2-я часть)

1

0,5

0,5

Наблюдение

6.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Чем пахнет вода?

1

0,5

0,5

Наблюдение

7.

Раздел. Что на поверх ности? (песок, почва, глина)

Тема. Превращение песка и глины.

1

0,5

0,5

Наблюдение

8.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Картон.

1

0,5

0,5

Наблюдение

9.

Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Почему животным тепло зимой?

1

0,5

0,5

Наблюдение

10.

Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Камни.

1

0,5

0,5

Наблюдение

11.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Деревянный мир.

1

0,5

0,5

Наблюдение

12.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Как «растет» вода?

1

0,5

0,5

Наблюдение

13.

Раздел. Тайны живой природы (мир расте- ний и животных)

Тема. Как корень «служит»?

1

0,5

0,5

Наблюдение

14.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Где прячется воздух?

1

0,5

0,5

Наблюдение

15.

Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Мерзнет ли песок?

1

0,5

0,5

Наблюдение

16.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов

Тема. Стеклянный мир.

1

0,5

0,5

Наблюдение

17.

Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Сравнение свойств песка, глины и почвы.

1

0,5

0,5

Наблюдение

18.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Какие разные игрушки!

1

0,5

0,5

Наблюдение

19.

Раздел. Тайны живой природы (мир расте -ний и животных)

Тема. Расти, семечко, расти!

1

0,5

0,5

Наблюдение

20.

Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Чем полезен холодный снег для растений?

1

0,5

0,5

Наблюдение

21.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материа- лов).

История воды и воз- духа.

Тема. Мыльные сказки (свойства мыла сухое, мокрое; его разновидности, значе- ние)

1

0,5

0,5

Наблюдение

22.

Раздел. Четыре сезона (природные явления)

Тема. Почему тает снег?

1

0,5

0,5

Наблюдение

23.

Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Сажаем лук.

1

0,5

0,5

Наблюдение

24.

Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема.  Ушки – «подслушки».

1

0,5

0,5

Наблюдение

25.

Раздел. История воды и воздуха

Тема. На поиски во-ды.

1

0,5

0,5

Наблюдение

26.

Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Магнитная сила.

1

0,5

0,5

Наблюдение

27.

Раздел. Предметы с секретом. Тайны живой природы.

Тема. Что природа создала? Что сделал человек?

1

0,5

0,5

Наблюдение

28.

Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Птичьи дома (на прогулке)

1

0,5

0,5

Наблюдение

29.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Где прячется воздух?

1

0,5

0,5

Наблюдение

30.

Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Чистая вода.

1

0,5

0,5

Наблюдение

31.

Раздел. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема. Ищем клад (на прогулке)

1

0,5

0,5

Наблюдение

32.

Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема. Видимые - неви димые отпечатки.

1

0,5

0,5

Наблюдение

33.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Из чего «сделаны» облака? (на прогулке)

1

0,5

0,5

Наблюдение

Итого

16,5

16,5

3.Календарный учебный график

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Каникулы

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия

Кол-во учебных недель

Место проведения занятия

Время проведения занятия

Сроки диагностики

01.10.2021-

27.05.2022

01.01.2022-

07.01.2022

1

15-20 мин

33

МБДОУ детский сад № 8

Группа №8

15.30-16.00

День:

пятница

Стартовая:

октябрь

Итоговая:

апрель

Тема занятия

Сроки занятия

Режим занятия

1.Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Испарение.

01.10.2021

15.30-16.00

2.Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Почему осенью бывает грязно?

08.10.2021

15.30-16.00

3.Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема. Магнитная задачка.

15.10.2021

15.30-16.00

4. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Для чего растениям плоды?

22.10.2021

15.30-16.00

5. Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Испарение (2-я часть)

29.10.2021

15.30-16.00

6. Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Чем пахнет вода?

05.11.2021

15.30-16.00

7. Раздел. Что на поверх ности? (песок, почва, глина)

Тема. Превращение песка и глины.

12.11.2021

15.30-16.00

8. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Картон.

19.11.2021

15.30-16.00

9. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Почему животным тепло зимой?

26.11.2021

15.30-16.00

10. Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Камни.

03.12.2021

15.30-16.00

11. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Деревянный мир.

10.12.2021

15.30-16.00

12. Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Как «растет» вода?

17.12.2021

15.30-16.00

13. Раздел. Тайны жи -вой природы (мир расте- ний и животных)

Тема. Как корень «служит»?

24.12.2021

15.30-16.00

14. Раздел. История во- ды и воздуха.

Тема. Где прячется воз- дух?

14.01.2022

15.30-16.00

15. Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Мерзнет ли песок?

21.01.2022

15.30-16.00

16. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Стеклянный мир.

28.01.2022

15.30-16.00

17. Раздел. Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема. Сравнение свойств песка, глины и почвы.

04.02.2022

15.30-16.00

18. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Какие разные игрушки!

11.02.2022

15.30-16.00

19. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Расти, семечко, расти!

18.02.2022

15.30-16.00

20. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Чем полезен холодный снег для растений?

25.02.2022

15.30-16.00

21. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

История воды и воздуха.

Тема. Мыльные сказки (свойства мыла: сухое, мокрое; его разновиднос ти, значение)

04.03.2022

15.30-16.00

22. Раздел. Четыре сезона (природные явления)

Тема. Почему тает снег?

11.03.2022

15.30-16.00

23. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Сажаем лук.

18.03.2022

15.30-16.00

24. Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема.  Ушки – «подслушки».

25.03.2022

15.30-16.00

25. Раздел. История воды и воздуха

Тема. На поиски воды.

01.04.2022

15.30-16.00

26. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема. Магнитная сила.

08.04.2022

15.30-16.00

27. Раздел. Предметы с секретом. Тайны живой природы.

Тема. Что природа создала? Что сделал человек?

15.04.2022

15.30-16.00

28. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема. Птичьи дома (на прогулке)

22.04.2022

15.30-16.00

29. Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Где прячется воздух?

29.04.2022

15.30-16.00

30. Раздел. История воды и воздуха.

Тема. Чистая вода.

06.05.2022

15.30-16.00

31. Раздел. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема. Ищем клад (на прогулке)

13.05.2022

15.30-16.00

32. Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема. Видимые – неви -димые отпечатки.

20.05.2022

15.30-16.00

33. Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Из чего «сделаны» облака? (на прогулке)

27.05.2022

15.30-16.00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                                                   методист  МБДОУ д/с №8

_______________ Денисова Л. В.

«_______»______________2021 г.

Рабочая программа

базового уровня сложности

«Юный исследователь»

Срок реализации программы: 1 год

Кол-во учебных недель: 33

Всего академических часов: 33

из них в форме групповой работы - 33

Кол-во часов в неделю: 1

Продолжительность занятия: 15-20 минут

Педагог:

Клюшкина О.П.

Первая квалификационная категория

2021-2022 учебный год

 3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Занятие1. (октябрь)

Раздел. История воды и воздуха.

Тема.Испарение.

Цели:расширять представления о свойствах воды (испарение);

           совершенствовать умение делать выводы в процессе обследова -      

тельских действий;

           развивать познавательный интерес.

Занятие2.

Раздел.Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема.Почему осенью бывает грязно?

Цели:формировать представление о свойстве почвы впитывать воду;

           продолжать обучать способам исследования;

           развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение).

Занятие3.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Магнитная задачка.

Цели:познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические

           предметы;

учить обобщенным способам исследования различных объектов;

развивать интерес к исследованиям.

Занятие 4.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Для чего растениям плоды?

Цели:формировать представление о развитии растений;

           привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным

           действиям экспериментального характера;

           закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами

           исследования.

Занятие 5.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Испарение (2-я часть)

Цели:продолжать знакомить со свойствами воды (испарение);

           совершенствовать умение делать выводы в процессе обследователь-

           ских действий;

           развивать познавательский интерес.

Занятие 1. (ноябрь)

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Чем пахнет вода?

Цели:познакомить со свойствами воды (в чистом виде не имеет запаха, но

            может приобретатьего в результате растворения ароматных веществ);

            привлекать к совместным со взрослыми практическим познаватель –

            ным действиям экспериментального характера.

Занятие 2.

Раздел.Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема.Превращение песка и глины.

Цели:познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении

           (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины);

           закреплять умение использовать явления окружающей действи -

           тельности с помощью практических познавательных действий;

           развивать интерес к исследованию объектов.

Занятие 3.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Картон.

Цели:познакомить со свойствами картона;

           совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические

           действия;

           развивать познавательный интерес.

Занятие 4.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Почему животным тепло зимой?

Цели:познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (тёп-

           лая шерсть);

           закреплять умение использовать явления окружающей действитель-

           ности с помощью практических познавательных действий.

Занятие 1. (декабрь)

Раздел.Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема.Камни.

Цели:продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (кам

           ней);

           закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами

           исследования;

           развивать интерес к практическим действиям.

Занятие 2.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами древесины;

           учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта,

           самостоятельно осуществлять практические действия;

           развивать познавательный интерес.

Занятие 3.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Как «растет» вода?

Цели:формировать у детей представление о том, что уровень воды повыша-

           ется при помещении в емкость с водой посторонних предметов;

           развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Занятие 4.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Как корень «служит»?

Цели:формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития

            растений;

           закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объек-

           тами исследования.

Занятие 1. (январь)

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Где прячется воздух?

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его пов –

            семестное присутствие;

            учить делать выводы в процессе обследовательских действий;

            развивать познавательный интерес.

Занятие 2.

Раздел.Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема.Мерзнет ли песок?

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка

           (при его замораживании);

           учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя

           выводы;

           развивать любознательность.

Занятие 3.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Стеклянный мир.

Цели:познакомить детей со свойствами стекла, продолжать обучать обоб –

           щенным способам обследования объектов;

           развивать интерес к исследовательской деятельности.

Занятие 1. (февраль)

Раздел.Что на поверхности? (песок, почва, глина)

Тема.Сравнение свойств песка, глины и почвы.

Цели:продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в

           сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя

           выводы;

           развивать интерес к объектам исследования.

Занятие 2.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Какие разные игрушки!

Цели:продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в

           сравнении;

           закреплять умение самостоятельно осуществлять практические

           действия;

           развивать познавательный интерес.

Занятие 3.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Расти, семечко, расти!

Цели:формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном

           этапе роста и развития растения;

           закреплять умение исследовать явления окружающей действитель –

           ности с помощью практических познавательных действий.

Занятие 4.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Чем полезен холодный снег для растений?

Цели:формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой приро –

           ды (польза снега для растений);

           закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами

           исследования.

Занятие 1. (март)

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

              История воды и воздуха.

Тема.Мыльные сказки (свойства мыла: сухое, мокрое; его разновидности,

           значение).

Цели:учить детей выявлять свойства исследуемого объекта;

           закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами

           исследования (мыло и вода);

           развивать интерес к практическим действиям.

Занятие 2.

Раздел.Четыре сезона (природные явления).

Тема.Почему тает снег?

Цели:формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца;

            учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя

            выводы;

            развивать познавательный интерес.

Занятие 3.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Сажаем лук.

Цели:продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для

            роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии

            растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами иссле-

            дования.

Занятие 4.

Раздел.Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема.Ушки – «подслушки».

Цели:продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа  

            слуха);

            закреплять умение выделять особенности объекта исследования,

            обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.

Занятие 1. (апрель)

Раздел.История воды и воздуха

Тема.На поиски воды.

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью);

            продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских дей-

            ствий;

            развивать познавательный интерес.

Занятие 2.

Раздел.Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

Тема.Магнитная сила.

Цели:продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать

           металлические предметы на расстоянии;

           учить детей обобщенным способам исследования объектов;

           развивать интерес к исследованиям.

Занятие 3.

Раздел.Предметы с секретом. Тайны живой природы

Тема.Что природа создала? Что сделал человек?

Цели:продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, соз-

           данными человеком;

           учить отличать эти объекты друг от друга;

           развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Занятие 4.

Раздел.Тайны живой природы (мир растений и животных).

Тема.Птичьи дома (на прогулке).

Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной

           (постройка гнёзд);

           включать детей в совместные со взрослым практические познава –

тельные действия экспериментального характера;

развивать любознательность.

Занятие 5.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Где прячется воздух?

Цели:продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять всё окру

           жающее пространство;

           обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы:

           анализ, обобщение, сравнение.

Занятие 1. (май)

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Чистая вода.

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами её очист-

            ки;

            закреплять умение самостоятельно осуществлять практические позна-

            вательные действия экспериментального характера.

Занятие 2.

Раздел.Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема.Ищем клад (на прогулке).

Цели:продолжать знакомить детей со свойствами песка;

           закреплять умение исследовать явления окружающей действительнос-

           ти с помощью практических познавательных действий;

           развивать интерес к объектам иследования.

Занятие 3.

Раздел.Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема.Видимые – невидимые отпечатки.

Цели:продолжать учить самостоятельно осуществлять практические дейст-

           вия;

           развивать познавательный интерес.

Занятие 4.

Раздел.История воды и воздуха.

Тема.Из чего «сделаны» облака? (на прогулке)

Цели:продолжить знакомить детей со свойствами воды и воздуха;

           включать детей в совместные со взрослыми практические познава-

           тельные действия экспериментального характера;

           развивать любознательность.

4.Методические материалы

Алгоритм ООД

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжитель-

ность

1

   мотива-

ция

- вовлечение в совместную деятельность

- использование наглядных, информационных средств

- развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование

- игровые ситуации

- элементы пантомимы

- игры-путешествия,

- дидактические игры

- погружение ребенка в ситуацию слушателя

- погружение ребенка в ситуацию актера

- средняя группа –2-3 минуты

2

физкультминутка

- развитие мелкой моторики

- разминка суставов кисти рук

- проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов

2минуты

3

подготовительная беседа

рассказ воспитателя

показ материалов и оборудования

2минуты

4

практическое (экспери

менталь

ное) задание

- уметь обобщать полученные знания

- обобщать свой- ства исследуемо- го объекта

- проведение

экспериментов

- игровая, познава -тельно - исследова-

тельская деятель -ность

10 минут

5

анализ деятель

ности

обобщение

результатов

экспериментиро-

вания

- благодарность за помощь

- фиксация результатов

2-3 минуты

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется следующим образом:

• с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача)

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми

3. Проверка гипотез

4. Подведение итогов, вывод

5. Фиксация результатов (если это необходимо)

6. Вопросы детей

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

        Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.

Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

•        Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.

•        Вместе с детьми найти пути достижения цели.

•        Любой опыт включает специально организованное наблюдение.

•        После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.

•        Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

4.1.Условия реализации программы

В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

 Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию  дошкольников используются следующие методы:

- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);

- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);

- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);

- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).

4.2.Требования техники безопасности

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)

2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный. Например,одни посевы поливать, другие -  нет.

3.Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников

Основная цель взаимодействия с семьями воспитанников - найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию каждого ребенка. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:

• распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;

• активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;

• сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам 

• создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;

• оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с детьми;

• получить как можно более полную информацию о ребёнке.

• установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанниковза счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;

• повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;

• поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.

Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:

• родители и воспитатели - равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;

• регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;

• постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы.

Основные формы взаимодействия:

  • консультации на родительском собрании о целях и задачах кружковой работы;
  • оформление стенда с консультациями «Экологическое воспитание детей в семье», «Прогулки в природу - основа здоровья ребёнка», «Птицы уголка природы дома и в детском саду»;
  • буклеты «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми на прогулке», «Выходные на природе»;
  • проведение акций «Покормите птиц зимой», «Птичья столовая», а также сбор природного материала для поделок, семян растений для пополнения групповой коллекции.

Мероприятие

Содержание

Сроки

Родительское собрание

Ознакомление родителей с программой кружка

Привлечение к созданию и пополнению экспериментальной -развивающей среды в группе.

Участие родителей в пополнении библиотеки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями

Сентябрь 2021

Консультации для родителей

Анкетирование родителей 

«Цель и задачи программы»

«Актуальность программы»

 «Что вы знаете об опытно-экспериментальной деятельности детей»

Октябрь 2021

Индивидуальное

консультирование

родителей

Рассмотрение интересующих вопросов

В течение учебного года

Папки-передвижки

«Как помочь маленькому почемучке»

«Познавательные опыты дома»

«Создание предметно-развивающей среды дома»

В течение года

Итоговое занятие в виде викторины

Подведение итогов

Апрель 2022

5.Оценочные материалы

5.1.Мониторинг освоения программы

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

    Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Система контроля, промежуточной аттестации

Анализируемый параметр

Критерии оценки

Уровень

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

5.2.Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)

Для экспериментирования в группе создана развивающая среда  -оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки, щётки, совки.

11. Цветные прозрачные стёклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию:

1.Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4.Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5.Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Дополнительное оборудование.

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов–М.:Мозаика-Синтез,2013.
  2. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003.
  3. О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
  4. Иванова А.И.    Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. -М.: Сфера,2004.
  5. Николаева С. Н. Юный экологПрограмма экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  6. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2013.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л.Н. Прохоровой. –М.,2004.
  8. Прохорова Л.Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л.Н. Прохорова.-М.:Аркти,2008.
  9. Соловьева Е.  Как организовать поисковую деятельность детей /Е.Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2005. -№1
  10. Тугушева Г.П.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.,2009.
  11. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...