Статья-консультация для педагогов и родителей "Роль общения в развитии ребенка"
статья

Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоянно взаимодействовать с людьми, то вряд ли когда-нибудь он станет человеком вообще. Этому и будет посвящена наша статья-консультация для родителей и педагогов "Роль общения в развитии ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители!

В сегодняшней встрече мне хотелось бы затронуть тему роли общения в развитии ребенка. Почему же нужно и важно общаться с ребенком в первые годы его жизни?

Что же дает общение с родителями ребенку?

Во-первых, без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым на первых месяцах жизни нарушается нормальное физическое развитие ребенка (госпитализм):
- замедляется его физический рост,
- понижается иммунитет, а следовательно, сопротивляемость организма болезням.

Примером этого служит, что во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Наблюдаются снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска может привести к гибели ребенка. Эти явления не связаны с качеством медицинского ухода за детьми. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Следовательно, отставание в физиологическом развитии связано не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоционального контакта детей с окружающими людьми.

Во-вторых, без постоянного общения со взрослым нарушается социально-психологическое развитие ребенка: он не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, не может эффективно общаться с окружающими людьми, не способен овладеть человеческими видами деятельности, так как у него нет образца для подражания. Ребенок не становится человеком в полном смысле этого слова.

Это положение красноречиво доказывается существованием детей -Маугли, т.е. детей, воспитанных с раннего возраста животными. В 1920 году в волчьем логове были найдены две девочки, которых назвали Амалой и Камалой. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь-восемь, а младшей - около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет Пастор Синг подробно, день за днем, в течение девяти лет описывал ее жизнь.

Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днем девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сестры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени - около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра. «Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя все, что пробовали на нее надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако, когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она все равно становилась на четвереньки. Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребенка, а к 17 - четырехлетнего.

В-третьих, без постоянного общения со взрослым нарушается психофизиологическое развитие ребенка, снижаются его темпы: педагогически запущенному ребенку могут поставить диагноз 3ПР, так как он:
- не сможет овладеть или очень слабо овладеет связной речью;
- абстрактным логическим мышлением;
- воображением;
- страдают все психические процессы ребенка

Такое наблюдалось в отвратительное мероприятии - так называемый «Lebensborn». По расистским представлениям проводился выбор мужчин и женщин физически и психически здоровых и крепких, у которых тщательный психиатрический осмотр подтвердил, что они не происходят из семей, отягощенных наследственными заболеваниями. В особых тайных лагерях в течение некоторого времени партнеры жили совместно до тех пор, пока у женщины не наступала беременность. После родов ребенка вскоре забирали у матери и воспитывали в специальном детском доме с целью создания «сверхлюдей» чистой расы. По донесению подобного заведения в Нейбиберге, все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии, так как детей было запрещено брать на руки и общаться с ними. Лишь один ребенок был «нормальным», остальные начинали говорить поздно, многие из них научились соблюдать физическую чистоту только после 5 лет, у них наблюдались психические отклонения в развитии, а остальным детям был поставлен диагноз ЗПР. О причинах сообщается следующее: «Они были лишены самого важного, т. е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом».

В-четвертых, отсутствие рядом взрослого может привести к гибели ребенка.

Ярким примером этого положения служит явление беби-бум, которое наблюдалось в Америке в 1946 году. В этом году в Соединённых штатах родилось около 79 000 младенцев. Конечно, много детей по тем или иным причинам, оказались в домах малютки.

Собрали 2 экспериментальные группы новорожденных по 20 детишек в каждой. Обе группы получали совершенно одинаковое питание и виды ухода, были одинаковыми и условия содержания, за исключением 1 детали - общения вербального, эмоционального и тактильного:
• с первой группой малюток персонал активно общался, их брали на руки, укачивали, им улыбались - по всем параметрам общения заменяли маму;
со второй группой было запрещено общаться, проявлять эмоции и без острой необходимости трогать и брать на руки, персонал заходил в помещение этой группы в медицинских масках, чтобы ребёнок не мог считать эмоцию или артикуляцию с губ.

Дети из 2-ой группы плохо набирали в весе, отказывались от еды, сильно отставали в развитии, часто проявляли беспокойство.

К 4-му месяцу эксперимента выжило только половина детишек и эксперимент был остановлен.
Что случилось с остальными десятью не известно, но думаю, что здоровых физически и психически людей из них не получилось.

В-пятых, ранее общение с ребенком способствует формированию у него оптимизма и доверия к миру и к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах, а также без общения со взрослым ребенок с трудом будет познавать мир, особенно -социальный, созданный самим человеком. Взрослый является для маленького ребенка главным источником информации.

Примером этого служит военное время 1944 года. Много младенцев остались без родителей и помещены в импровизированные дома малютки. Персонала, еды и средств гигиены не хватает. Медицинские сёстры и воспитатели сбиваются с ног стараясь обеспечить достойный уход за маленькими подопечными, да ещё и к своим поспеть нужно и про семью не забыть. Смертность среди младенчиков высокая. Война.

И вдруг из госпиталя им на помощь направляют комиссованного одноногого солдата. Ему определяют группу из 10 младенцев и выделяют помещение в доме малютке, где он сними и живёт. Передвигаться-то ему с непривычки без ноги пока сложно на далёкие расстояния.

Через 2 месяца смотрят, а детки-то у фронтовика все живы, крепче, активнее, развитие, чем их сверстники из основного отделения.
- Что делаешь-то с ними, что все как огурчики? Подкармливаешь чем?
- Да, нет. Просто люблю я детей. Да и нет у меня никого кроме них теперь - отвечает
фронтовик.
Стали присматривать, как же это он их так любит, что любовь эта деткам в такое не легкое время выжить помогает. И что заметили:
• с каждым он разговаривает, слова добрые и ободряющие находит,
• каждого приласкает, да поцелует,
• у каждого улыбку вызвать старается,
• гимнастику какую придумает, с каждым позанимается.

Поняли тогда работки дома малютки какого волшебника они заполучили и стали ему на реабилитацию особо слабеньких отдавать. И ведь лаской, и теплотой сердечной выхаживал.

В-шестых, общение со взрослым способствует исправлению дефектов в развитии ребенка. а также общение со взрослым помогает избегать ему неблагоприятных ситуаций.

Подтверждению этого положения свидетельствует, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей очень отстает развитие речи, поэтому В. В. Ветрова (1973) попыталась облегчить формирование у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, но только при соблюдении двух условий: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Другими словами, обогащение опыта детей прослушиванием речи помогает детям преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни и ликвидирует их отставание только в том случае, если занятия включены в живое общение ребенка с окружающими людьми.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Так, Т. М. Сорокина (1978) сумела преодолеть у детей раннего возраста конфликтное состояние, выражающееся в постоянной робости, смущении и беспокойстве малышей в присутствий новых взрослых. Видя интерес этих детей к людям, она предположила, что в семье у них не были воспитаны средства для адекватного контакта с ними. На занятиях дети 2-го года жизни с ее помощью овладели способами «делового» общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешен. Одновременно они стали активнее, смелее также и в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представление о себе и своих возможностях.

Таким образом, без организации полноценного общения с ребенком на протяжении первых лет его жизни он будет отставать в психофизиологическом, физическом, социально-психологическом развитии по сравнению со своими сверстниками. Эта задержка будет влиять на все сферы жизни развития ребенка, что в дальнейшем будет затруднять ему процесс нормализации в социуме по правилам, которое оно диктует или же приведет к неисправимым последствиям, то есть к смерти ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка».

  Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии  ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и...

Статья.Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.»

Консультация для родителей: «Влияние игры и игрушки на развитие ребенка.»  Самое благоприятное и плодотворное время для развития ребенка- с момента его рождения до 6 лет.Именно в данный пром...

Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Данный материал поможет воспитателю в работе....

Общение - основное развитие ребенка

Статья о малышах, которые, как маленький росточек, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором они должны найти свое место....

Роль общения в развитии ребенка.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми ...