План работы по самообразованию на тему "Экспериментирование как средство развития творческий деятельности детей"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мютель Оксана Владимировна

Целью плана является - оказане помощи детям в раскрытии перед ними удивительного мира экспериментирования, а так же развитие их познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoob-yu_22-23_g_myutel.odt18.6 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Ф.И. О. Мютель Оксана Владимировна

Тема самообразования: «Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей»

Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Задачи:                                                                                                                                                                  - изучить методическую литературу по данной теме;                                                                                               - создать условия для исследовательской активности детей;                                                                                                   - поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;                                                                                           - формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;                                                   - обобщать знания по данной теме.

Предполагаемые результаты:  

Повышение урровня развития любознательности, исследовательские умения и навыки детей, решать проблемы, анализировать объект или явление, делать определённые умозаключения и выводы.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1. Подбор и изучение научно-методической литературы.

2. Анкетирование родителей.

  1. «Вещества и явления вокруг нас. Свойства сахара и песка»

1. Создание «Копилки опытов и игр».

2. "Ваше отношение к детскому экспериметированию»

3 . Ситуативный разговор «Может ли черезмерное употребление сахара и соли стать опасным?».

Экспериментирование с сахаром и солью.

Фокус-игра «Кристалы сахара и соли»

Октябрь-Ноябрь 2022 г

2

«Свет и тень»

1. Беседа «Свет вокруг нас» с просмотром презентации.

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?"

3. Опыт «Солнечные зайчики»

4. Теневой театр «Мешок яблок»

Ноябрь 2022 г.

3

«Кому снег друг, а кому - недруг»

1.  Ситуативный разговор «Что происходит с деревьями зимой»

2. Опыт «Греет ли шуба»

3. Чтение и обсуждение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иваннович»

Декабрь 2022 г.

4

«Вода — источник жизни»

1. Беседа «Вода, снег, лёд»

2. Эксперимент: «Вода и снег»

3. Опыт: «Ледяные парусники"

4. "Можно ли есть снег зимой?»

Январь 2023 г.

5

«Удивительные камни»

1. Беседа» «О горах, рассматривание картин с горными ланшафтами"

2. Опыты:

  1. «Рассматривание камней через лупу»,
  2. «Плавучесть»
  3. «Определение фактуры поверхности»

3. Чтение скказки П. П. Бажова «Каменный цветок»

4. Формирование коллекции «Камни и минералы»

Февраль 2023 г.

6

«От зародыша до взрослого растения»

1. Образовательная ситуация «Наблюдение за жизнью растения»

2. Презентация «Для чего корешки»

3. Опыт: «В каком виде почв растут растения»;

                 "Нужно ли тепло растениям»

4. Подвижная игра «Вершки, корешки»

Март 2023 г.

7

 «Служба экспериментирования»

1. «Сравнение берёзы и тополя» зарисовка эксперимсента в рабочую тетрадь.

2. Опыт: "Какие ветки быстрее распустятся?»

            «Где быстрее распустятся ветки?»

3. Игра на воображение «Фантазия»

Апрель 2023 г.

8

1. Итоговая викторина по пройденным темам.

  1. Итоговая диагностика на определение результативности развития творческой деятельности у дошкольников через экспериментирование.
  2. Консультация для родителей

  1. Занимательное экспериментирование  для  дошкольников в домашних условиях

Май 2023 г.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Октябрь

 2022 г.

  1.  Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, А. И. Иванова
  2.  Познавательно-исследовательская деятельность Н. А. Гуриненко

  1. Творческий центр Сфера Москва, 2009 г.

СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2017 г.

Ноябрь

2022 г.

 Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Н. В.Нищева

СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2019 г.

Декабрь

 2022 г.

Методика детского экспериментирования Л. В Рыжова

СПБ:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.

Январь

2023 г.

Познавательно-исследовательская деятельность Н. А. Гуриненко

СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2017 г.

Февраль

2023 г.

 Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Н. В.Нищева

СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2013 г.

Март

2023 г.

В. В. Москаленко.

«Опытно-экспериментальная деятельность»

Волгоград: Учитель

 2009 г.

Апрель

2023 г.

Л. Н. Менщикова.

 Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет: из опыта работы

Волгоград: Учитель

 2009 г.

Май

2023 г.

  1. Образование и развитие детей "Дошкольник"

https://vk.com/razwitie.rebenka

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2. Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

Конструктор и строительные материалы

Природные материалы (камни, листья, песок, вода)

Химические материалы (моющие средства, мыло, шампуни, сода)

Канцелярские принадлежности (клей, ручки, карандаши, бумага)

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?

8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

9. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план работы по самообразованию «Игры эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Разработать и использовать такие методы и средства, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы стойким и выносливы...

План самообразования "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей"

Художественный труд как средство развития творческих способностей детей. Цель: создание условий для творческого развития детей. Главным результатом занятий являются : дети активно воспринимают икак...

Самообразование Кузнецовой Н.В. на 2017-2018 уч.год. "Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"

Пояснительная запискаРебенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

План работы по самообразованию : "Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

:Кинетический песок – это удивительный и таинственный материал для творчества и игр.  Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...