Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Рябова Виктория Владимировна

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_d.i.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по экологии

 для детей старшего дошкольного возраста

Выполнил: педагог – воспитатель

Рябова Виктория Владимировна


Дидактическая игра «Волшебный круг»

Цель: Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Материал: Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.

 Правила игры: Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.

Дидактическая игра «Чудо-дерево»

 Цель: Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Материал: Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.

Правила игры: Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.

Дидактическая игра «Волшебный цветок»

Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.

 Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.

 Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 - очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 - предсказание погоды, № 4 - украшение окружающего мира, № 5 - создание настроения, № 6 - применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.

Дидактическая игра «Птицы в природе»

Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).

Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.

Правила игры: Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет? (Предлагаются соответствующие опорные картинки). Найдите кубики с изображением деревьев. • Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце). • Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев). • Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки) • Г де находит себе корм? В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы. Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет - дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Насекомые»

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое - бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: Знания о многообразии птиц.

Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).

Дидактическая игра «Цветы».

 Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение?».

Цель: Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра «Бывает - Не бывает» (с мячом).

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Дидактическая игра «Птицы».

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры: Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.

Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него - мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

Дидактическая игра «Добрые слова».

Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры: Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова - вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к ...кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо». 

Цель: Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

 Ход игры: Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

Дидактическая игра «Что будет, если ...»

Цель: Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе. Ход игры: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например, «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?»

Дидактическая игра «Что растёт в лесу?»

Цель: Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры: Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

Дидактическая игра «Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети - время года

Дидактическая игра «Накорми животное».

Цель: Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

 Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.

Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение по описанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста 2022-2023

Картотека бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста 2022-2023...

Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр по экологии для детей старшего джошкольного возраста.Цель:формирование основ экологической культуры....