Эссе "Чтение в ближайшем будущем и моем настоящем"
статья

Вонда Олеся Александровна

Размышлениея о роли чтения и книг в современном мире и в лижайшем будущем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_o_chtenii._vonda_o._a.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе Вонды О. А.,

учителя-логопеда, воспитателя группы «Особый ребенок»

на тему: «Чтение в ближайшем будущем и в моем настоящем»

Когда-то книга (не электронная, не виртуальная) была единственным способом сохранения и передачи информации, единственной возможностью «услышать» голос народа. Когда-то книга воспитывала человека с первых дней его жизни и до последних ее минут. Сейчас книга – один из многочисленных способов передать информацию. К тому же, популяризуется мнение о том, что такой источник не считается надежным в наше время: ведь бумага желтеет, горит, теряет цвет… Другое дело электронный файл: без труда можно сделать тысячу копий, сохранить на долгое время, отправить на другой конец света… Роль книги и чтения в нашей жизни уменьшается. Книгу сейчас чаще всего не покупают для себя, для прочтения; а берут подарочное издание для немногих читающих. Библиотеки, читальные залы опустели. Ведь огромный поток информации «выливается» на нас ежесекундно через интернет-пространство, бесконечные ссылки; чтение уступает место просмотру видеороликов, пребыванию в виртуальной реальности.

Жанры современной литературы сходны с кинематографическими: триллер, экшн, мистика, детектив и другие. По сути, книги напоминают кино: на первый план выходит действие, фабула, сюжет, то есть внешняя сторона.  Современные произведения, чаще всего, уводят нас в виртуальную реальность или в далекое будущее, тем самым отражая и ускоряя быстрый темп нашей жизни. В произведениях нашего времени нет и тени лирических отступлений А. С. Пушкина, размышлений о русской жизни Н. В. Гоголя. Ведь некогда размышлять, некогда задумываться над чьими-то мыслями; нужно действовать! Мне, учителю русского языка и литературы, грустно осознавать такие веяния. Все больше и больше тянет перечитать Л. Н. Толстого, повествующего о поиске истины, Ф. М. Достоевского – о тайнах нашей души: «Я странно читаю… Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все и сам извлекаю умение создавать.»

Учитывая то, что тенденции настоящего будут нарастать, могу предположить, что в недалеком будущем читатель будет пребывать в ожидании еще более динамичного сюжета, экшна. Почему-то кажется, что наберет свою популярность жанр нон-фикшн. Может быть, потому что этот жанр сочетает в себе реальные события и вкрапление вымысла. Скорее всего, поколения которые появятся, никогда не откроют книги  в бумажном виде,  будут знакомиться с произведениями в кратком содержании или через аудиозапись.

Имея гуманитарный склад ума, я с большим трудом и сожалением могу вообразить, как изменится наша жизнь, если люди совсем перестанут читать.Но уже сейчас существуют исследования, подтверждающие снижение уровня интеллектуального развития, воображения, ухудшение психического здоровья, обеднение словарного запаса, оскудение устной и письменной речи, а также более позднюю речевую активность детей в связи с уменьшением роли чтения в нашей жизни. С уходом чтения данное положение только усугубится. Люди, занимающиеся различной деятельностью, будут обмениваться информацией отрывисто, безграмотно, не соблюдая последовательности и логичности. Это приведет к непониманию среди друзей, коллег, чиновников; что выльется в бесконечные конфликты. Особенно плачевно это скажется на образовании: не читающие преподаватели, учителя и воспитатели – это беда для детей, для студентов; это уничтожение прошлого, гибель настоящего и хаос будущего.Не найдя понимания, человечество уйдет в дистанционное общение для заказа еды и одежды, а через некоторое время мировая цивилизация превратится в дикарей. Но все же верится, что останутся те немногие, которые будут читать великое наследие во что бы то ни стало и спасут мир!

Во времена пандемии отмечался подъем интереса к чтению, но вовсе не хочется становится читающей цивилизацией такой ценой... К книгам массовый интерес  мог бы возникнуть при повсеместном отключении сети интернет. В таком случае, отмечалась бы даже нехватка литературы, ведь многие произведения распространяются в электронном формате.

Книга дарит удовольствие, открывает истину, дает силы только тогда, когда читающий сам стремится к этому; заставить читать нельзя. Пробудить истинный интерес к чтению в школах поможет, на мой взгляд, пересмотр произведений, включенных в школьную программу. Классическая художественная литература вечна, бесспорно. Но прошло тридцать лет, появились новые дисциплины, введены два иностранных языка к обязательному изучению, активно распространились компьютерные технологии, изменился миропорядок, человечество стало преодолевать пространство за секунды, изменилось течение времени… А школьная программа по чтению и литературе у моих сыновей та же, что была у меня и моей мамы.

Современные дети не готовы понять и воспринять «Медного всадника» и «Тараса Бульбу» в том возрасте, в котором изучало эти произведения наше поколение. Поэтому сейчас учителя сталкиваются с механическим прочтением, которое губит мотивацию к чтению на корню. В настоящее время главная цель – побудить к чтению, для этого стоит предлагать произведения, которые близки, интересны современным детям. Джоан Роулинг сказала: «Если вы не любите читать, значит, вы не нашли нужную книгу».Так, сегодня прочитав с интересом "Уличного кота по имени Боб», завтра дети возьмутся за «Тараса Бульбу».

Заканчивая свои размышления, приведу слова И. Бродского: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их». Нужно сказать, что порой, сама оказываюсь на гране этого преступления, кажется, что из-за нехватки времени, из-за необходимости сделать многое другое. Но ведь дома на меня смотрят две пары детских глаз; на работе ежесекундно нахожусь на виду у детей, вверенных мне родителями. Очень хочется видеть всех этих ребят читающими! А еще в памяти тут же возникают впечатления, полученные при прошлом прочтении: восхищение манерой письма Н. В. Гоголя, его предложениями неповторимой структуры, лирическими отступлениями; и рука тут же тянется за книгой. Люблю перечитывать бессмертные произведения! Нравится комментированное чтение с детьми! Обожаю задумываться над загадками автора, искать и находить ответ на вопрос (или так и мучиться над неразрешенным вопросом, обсуждать его с единомышленниками), почему именно так, а не иначе, именно здесь и нигде более… Будем читать, а значит  – жить и создавать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции моей семьи: прошлое и настоящее.

Традиции моей семьи: прошлое и настоящее....

Сочинение на тему "Будущее в моих руках"

quot;Сочинение на заданную тему" в кожуунный этап республиканского конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года-2019". Тема "Будущее в моих руках" сочинение-эссе....

ЭССЕ «БУДУЩЕЕ В МОИХ РУКАХ»

ЭССЕ «БУДУЩЕЕ В МОИХ РУКАХ»Воспитатель… Каждый  человек должен быть добрым  и милосердным, а воспитатель тем более, так как его авторитет складывается от его отношения к д...

Буклет «Чистое будущее – в чистом настоящем! Все в наших руках!»

laquo;Чистое будущее – в чистом настоящем! Все в наших руках!»...

Конспект занятия по познавательному развитию «Прошлое и настоящее моей малой Родины»

Активизация познавательной деятельности обучающихся старшей группы посредством создания игровых проблемных ситуаций...

"Чистое будущее- в чистом настоящем"

Данный проект направлен на приобщение детей к истокам экологической грамотности. Дошкольники мало знают о необходимости беречь окружающую среду, неспособны, порой, устанавливать причинно-следственные ...

Развлечение в средней группе «Эколята – дошколята». Думать о будущем – помнить о настоящем!

В интересной игровой форме развлечения, формировать у детей основы экологической грамотности. Сценарий содержит интересные игры и задания, музыкальные и физкультурные номера, предполагающие участия ро...