Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.
консультация

Хисамиева Альфия Фаварисовна

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_seminar.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего

дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

                 Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.

         Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Одной из таких технологий является квест-технология.

В чем новизна игровой технологии квест?

На наш взгляд данная технология дает возможность педагогу создать условия для развития всех видов деятельности ребенка (игровой, познавательно – исследовательской,

коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной) Форма проведения

образовательной деятельности в виде квест – игры нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Так что же такое «квест»?

Само понятие квест (англ. Quest) – обозначает «поиск предметов, поиск приключений».

Квест — это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые может принести счастье, удачу и т.п.

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест - технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Все эти задания выполнялись в виртуальном мире.

Образовательный квест – это педагогическая технология, включающая в себя набор

проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Цель квест – игры в ДОУ – активизация познавательных и мыслительных процессов

детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные – усвоение новых знаний или закрепление имеющихся.

Развивающие – развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой

активности, стремление к новизне.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Проводить квест –игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой

комнаты в спортивный или музыкальный зал, так и на улице во время прогулки. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму образовательной деятельности.

Продолжительность квест – игры как правило немного больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

Классификация квестов

- кратковременные (углубление или закрепление знаний, рассчитаны на 1-3 занятия)

- долговременные (рассчитаны на длительный срок)

 По структуре сюжета различают:

-Линейный квест – содержание построено по цепочке, разгадаешь одно задание, получишь следующие и так пока не дойдешь до финиша.

- Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их

- Кольцевой квест – на задания отправляются по кольцевой траектории, выполняя их вновь и вновь возвращаются в пункт А или когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, к пункту А.

-По доминирующей деятельности:

- экологические квесты («По страницам Красной книги», «Путешествие к Тундровичку»)

- краеведческие квесты («Мой любимый город»)

- литературные квесты («Путешествие в страну сказок»)

- квест – игры по речевому развитию («Новогодняя чехарда»)

- квест – игры по основам безопасности и жизнедеятельности («Путешествие по улицам

- патриотические квест – игры («Россия – Родина моя», «Зарница»)

- квест – игры по знакомству с народным творчеством («Матрешка – путешественница»)

Примеры оформления игрового маршрута

- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

-«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.

Разматывая клубок дети перемещаются от станции к станции.

-«Карта» — изображение маршрута в схематической форме.

-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны

переместиться ребята.

-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или

приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или

ответив на вопрос, который написан.

-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой.

Процесс работы и порядок выполнения (логически и последовательно построенная цепочка заданий) Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки, звезды) за удачные варианты и правильные ответы, можно предусмотреть стимулирующую систему штрафов за ошибки.

Заключение – суммируется опыт, подводятся итоги, приз.

Самое главное и, наверное, самое трудное, это разработать сценарий. Он должен быть

понятным и продуманным до мелочей (определить цель и задачи, пространство, где будет

проходить игра, как будут передвигаться участники игры и др.) В сценарии самое трудное

         разработать сюжетную линию, такую, чтобы заинтересовала детей и держала в напряжении всю игру, потому что современных детей сложно чем – то удивить. Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией. Здесь все просто. На финише должен быть приз. 

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

         Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширении информационного поля;

         Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

      Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

         Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

О чём нужно помнить при подготовке квеста:

-Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. Д

-Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

-Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

-Эстетическую привлекательность создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

-Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

-Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

-Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Тематика квест – игр может быть разнообразна. Это могут быть экологические, спортивные, математические, литературные и др. квесты. Данную технологию можно использовать и при ознакомлении детей с национальным, культурным и историческим наследием страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

Использование фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы по использованию фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе....

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Использование инновационных технологий в физкультурно оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Выступление из опыта работы на тему: "Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста "...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Опыт применения образовательной технологии квест-игра в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Данный документ содержит перспективный план по примению инновационной образовательной технологии квест-игра в работе с детьми дошколного возраста и технологические карты игр-занятий....

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал раскрывает особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развив...