Семинар - практикум для педагогов "Веселая логика " с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте.
материал (средняя группа)

Семинар-практикум для педагогов «Веселая логика» с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx249.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Веселая логика» с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов по освоению технологии работы с логическими блоками Дьенеша.

Задачи:

1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Представляю 4 группы игр и упражнений с логическими блоками:

1. для развития умения выявлять и абстрагировать свойства;

2. для развития устойчивой связи между образом свойства и словом, которые его обозначают, умения выявлять и абстрагировать свойства;

3. для развития умения сравнивать предметы по их свойствам;

4. для развития действий классификации и обобщения, развития способности к кодированию и декодированию информации о свойствах, для формирования элементарных алгоритмических умений  «читать»  правила и строго следовать им.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами познакомимся с уникальным пособием «Логические блоки Дьенеша».

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание,  память,  восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине ). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

1. Игры и упражнения для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается в раннем возрасте. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, величину. И вот тут – то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.  

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

С детьми младшего дошкольного возраста уместны простые игры и упражнения,  цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

/ найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

/найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);

/найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

/назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Игра с обручем «Аквариум»

Цель: выявление и абстрагирование свойств, освоение слов «такой же», «не такой».

МАТЕРИАЛ: блоки - рыбки, обруч- аквариум.

РУКОВОДСТВО:  игровая задача – запустить в аквариум рыбок «таких же», «не таких» по цвету (форме, величине).

Аналогично этой игре – сложить конфеты в коробку.

Игровое упражнение « Найди пару»

Цель: выявление и абстрагирование свойств.

МАТЕРИАЛ: блоки круглой и квадратной формы.

РУКОВОДСТВО:   У педагога в мешочке большие блоки квадратной и круглой формы, перед детьми разложены маленькие блоки такой же формы.  Игровая задача – каждой большой фигурке найти пару – маленькую.

Усложнение : учитывать сразу три свойства ( форму, цвет, величину).

В среднем дошкольном возрасте дети осваивают два, три  и четыре свойства.

Игра «Найди сестру»

ЦЕЛЬ: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.

МАТЕРИАЛ: 28 блоков-зайчат (все одинаковой толщины, но разные по цвету, размеру, форме).

РУКОВОДСТВО: взрослый делит блоки на две равные части. Одна часть блоков (зайчата-девочки) – у детей, вторая( зайчата-мальчики) – у ведущего. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику- мальчику найти свою сестру.

Сначала в роли ведущего выступает взрослый. Он выкладывает на стол один из своих блоков (зайчика-мальчика) и называет, чем похожи братья и сёстры. При этом он указывает только одно свойство (цвет, форму или размер). Дети ищут зайчику-мальчику пару (сестру). Кто первым правильно составит пару, может забрать её себе. Далее ведущий поочерёдно выкладывает все блоки, а дети подбирают к ним пары. Тот, кто найдёт больше «сестёр», может попробовать себя в роли ведущего. Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины. По усмотрению воспитателя блоки игроков можно разделить поровну между всеми (особенно когда общее количество блоков возрастает до 30). В этом случае каждый игрок ищет пару из числа своих блоков.

Усложнение задачи: составлять пары блоков, учитывая сразу два свойства (одинаковые по цвету и форме; одинаковые по цвету, но разные по форме, и т.д.).

« Рассели рыбок в аквариум»

МАТЕРИАЛ:  блоки- рыбки, 2 обруча – аквариума, карточки- символы.

РУКОВОДСТВО: предлагаем помочь рыбкам выбрать нужный аквариум. В зеленый аквариум запустим  «круглых» рыбок, а в красный - «желтых».

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть рыбки, которые подходят и для зеленого аквариума и для красного (кладем их в коробку между обручами, а еще есть рыбки, которые не подходят для этих аквариумов (кладем их в ведерко в стороне).

В ходе игры рыбки постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

После того, как все рыбки выпущены в аквариум,

Какие рыбки в зеленом аквариуме? (круглые не желтые) В красном? (желтые не круглые)Какие общие? (круглые и желтые) Какие  не попали в аквариум? (не круглые и не желтые).

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило: если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

2. Игры и упражнения для развития устойчивой связи между образом свойства и словом, которые его обозначают, умения выявлять и абстрагировать свойства;

«Помоги муравьишкам»

Цель. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Руководство:

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращают на место.

Ведущий дает новую команду: спрятаться всем большим муравьишкам (всем круглым или всем не квадратным,  не синим,  не толстым и т.д.).

Сначала роль ведущего (мамы-муравьихи) выполняет взрослый, затем по очереди дети.

При повторении упражнения игровые задачи меняются (помочь мышкам спрятаться от кота, собрать все съедобные грибы и т.д.).

Для детей среднего дошкольного возраста:

Ведущий называет сразу два свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые большие или маленькие красные, квадратные не красные, большие не треугольные и т.д.).   Взрослый  каждый  раз  поощряет стремление ребенка самостоятельно придумать новую комбинацию свойств.

Усложнение:

Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные, толстые не большие не синие, не желтые не тонкие не круглые и т.д.).

Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Взрослый поощряет стремление детей придумать новую комбинацию свойств.

« Поможем белочке»

ЦЕЛЬ: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.

МАТЕРИАЛ: блоки, непрозрачные мешочки по числу участников.

РУКОВОДСТВО: вначале у играющих 12 блоков (разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Дети раскладывают по групповой комнате блоки-грибы, получают мешочки. Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо помочь белочке собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками, соблюдая правило: как найдёте такое гриб, быстро прячьте его в мешочек». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончанию проверяют «урожай» каждого.

При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения ( цветы, листочки, рыбки и т.д.).

 Для среднего дошкольного возраста воспитатель постепенно увеличивает количество блоков, добавляя новые различительные свойства (размер и толщину) и усложняет задачу: указывает два свойства, на которые должны ориентироваться играющие при выполнении задания. Например: синие круглые, красные большие, треугольники маленькие, жёлтые толстые. Наиболее развитым детям можно предложить задачу, которая требует учёта трёх свойств. Например, собрать все синие круглые большие, или красные квадратные маленькие, или же жёлтые треугольники толстые блоки.

«Угадай цвет», «Угадай форму»

Цель: развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов.

Материал: логические блоки.

Руководство: каждый ребенок выбирает любой блок. По сигналу ведущего «желтый» (красный, синий) дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков – формы, величины и толщины.

«Сложи конфеты в коробку»

ЦЕЛЬ: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.

МАТЕРИАЛ: блоки, коробки для конфет.

РУКОВОДСТВО:  вначале у играющих 12 блоков (разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо для Карлсона сложить в коробку конфеты квадратной формы, соблюдая правило: как найдёте такую конфету, быстро кладите ее в коробку ». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончанию проверяют правильность выбранных блоков.

При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения ( печенье, мармелад, пирожное  и т.д.). Для среднего дошкольного возраста можно увеличить количество блоков с выделением трех и четырех свойств.

 «Угадай-ка»

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино, карточки-свойства (для II и III вариантов).

Руководство:

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

II вариант игры для детей среднего дошкольного возраста

Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу, два его свойства (например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо верно, и выставляет соответствующую карточку-свойство («квадратный, но не синий», «желтый, но не треугольный»). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино — выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или другое).

Если дети потеряли интерес к игровой задаче (выбрать подарок для своего друга), предложите им игру с новой мотивацией, например строительство города из логических блоков. В этом случае главный строитель начинает возведение города. Он выбирает блок, который станет первым домом в этом городе, и просит детей угадать его цвет и размер или какие-либо другие два его свойства. Тот, кто угадывает, получает право продолжить строительство. Он так же выбирает блок для следующего дома и указывает, какие два его свойства дети должны отгадать.

III вариант игры - усложнение

В этом варианте игры требуется угадать сразу три свойства блока. Например, ведущий (Буратино, Главный строитель) прячет блок и дает задание угадать цвет, форму и размер блока, или же его форму, размер и толщину, или цвет, форму и толщину. Игроки при отгадывании должны обязательно назвать три свойства. Если они угадывают одно или два из заданных свойств, ведущий говорит, что названо верно (выкладывает соответствующие карточки-свойства), а что неправильно («красный, но не круглый и не большой», «красный маленький, но не квадратный»).

В дальнейшем следует усложнить задачу: в игре угадать все четыре свойства блока.

3. Игры и упражнения для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное.

Они помогают ребенку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

«ДОРОЖКИ»

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал. Логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

Руководство:

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто заметит ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д. (В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

II

Усложняются правила построения дорожек. Требуется, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свойства: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т.д.). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

III

Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т.д.

Взрослый не оставляет без внимания проявление инициативы детей и их творчества при составлении правил, предлагает детям новые игровые задачи.

«ПОСТРОЙ МОСТИК»

ЦЕЛЬ: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.

МАТЕРИАЛ: 16-18 блоков (все одинаковые по толщине, но разные по цвету, форме и размеру ) , 2 игрушки, 2 домика.

РУКОВОДСТВО: на полу на расстоянии одного-двух метров один от другого расположены домики, рядом с ними - игрушки. Игровая задача – положить между домиками дорожку, чтобы друзьям было удобно ходить в гости друг к другу. При этом воспитатель подчеркивает, что дорожку нужно выложить не как вздумается, а по определенному правилу. Например, построить ее так, чтобы рядом не лежали одинаковые по цвету блоки (при этом начинать строительство можно с любого блока ) . Желательно для каждой дорожки предлагать новое правило (например, чтобы рядом не находились фигуры одинакового размера, одинаковой формы ). Одновременно можно строить несколько дорожек. Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины и всех форм. Для поддержания интереса детей игровая задача периодически меняется : построить мост через речку, составить поезд из блоков – вагончиков, построить новую улицу из блоков – домов. Усложнение задания : построить дорожку с учетом сразу двух свойств (например, чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разной формы и толщины и т.д. ).

4.Игры и упражнения  для развития действий классификации и обобщения, развития способности к кодированию и декодированию информации о свойствах, для формирования элементарных алгоритмических умений  «читать»  правила и строго следовать им.

Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом сначала малыши освоят умения классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, затем — по самостоятельно выделенным. Они постепенно перейдут от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

«Собери в мешочек клад»

Цель: развивать умение классифицировать.

Материал: логические блоки, мешочки из картона, карточки, указывающие на свойства блоков, которые должны находиться в нем.

Руководство: Перед детьми мешочки, логические блоки. Нужно положить блок в соответствующий мешочек, ориентируясь на карточку.

В младшей группе определяют два свойства блока, в среднем дошкольном возрасте определяют три, четыре свойства блока.

Аналогично проводиться игра «Гараж». Блоки – машины, которые нужно поставить в гараж, ориентируясь на карточки – признаки.

«Загадки без слов» или «Волшебный кубик»

Цель: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: логические блоки, кубики с обозначением свойств блоков.

Руководство: Сначала педагог подбрасывает кубик  и предлагает найти блок по свойству, выпавшему на грани кубика. Далее дети могут сами подбрасывать кубик и определять свойства блока. В младшем возрасте дети оперируют одним или двумя свойствами. В среднем дошкольном возрасте тремя, четырьмя свойствами.

«ЗМЕЙКА»

ЦЕЛЬ: развитие умения сравнивать, способности к кодированию и декодированию информации о свойствах, формирование элементарных алгоритмических умений «читать» правила и строго следовать им.

МАТЕРИАЛ: блоки, таблицы с правилами.

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_163300.jpg

РУКОВОДСТВО: взрослый отбирает 15 – 18 блоков, различающихся двумя или тремя свойствами, и предлагает детям игровую задачу: составить из блоков змейку. Правила составления змейки представлены в таблице:

1. Стрелки показывают очерёдность блоков по цвету. Дети усваивают правило: за красным блоком идёт синий, за синим – жёлтый, за жёлтым – красный.  Решают, с какого блока начнут змейку, и строят её. Если для змейки подходят несколько блоков, то свой блок выкладывает тот из детей, кто первым заявил об этом.

2. Игра повторяется с таблицами, на которых представлены другие правила. Меняются игровые задачи: построить улицу из домиков – блоков, собрать праздничную гирлянду для большой новогодней ёлки; проложить тропинку для Машеньки, чтобы помочь ей убежать от медведя. При этом количество блоков постепенно увеличивается.

Усложнение задачи: используются правила, которые требуют учёта сразу двух свойств.

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_163406.jpg

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

ЦЕЛЬ: развитие классификационных умений, способности видеть общие признаки группы ( класса ).

МАТЕРИАЛ: блоки – мышки (их 16 – 20, они различаются двумя или тремя свойствами ), игрушка – кошка, большие таблицы с изображением домиков – норок.

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_163447.jpg

РУКОВОДСТВО: на полу или на столе расположена одна из таблиц с норками для мышей. Игровая задача – спрятать мышек от кошки в норках (каждую мышку в своей норке).

Сначала воспитатель обращает внимание детей на знаки на таблице. Эти знаки подсказывают, где какие мышки живут. Затем дети разбирают мышек и прячут их от кошки в своих норках. Мышка, которая попала в чужую норку, достаётся кошке. Спрятав мышек, дети рассказывают, какие из них попали в одну норку (все большие, все маленькие и т.д.).

При повторении упражнения включаются блоки с другими свойствами, увеличивается их количество, меняются игровые задачи.

«ЗАСЕЛИ ДОМИКИ»

Цель. Развитие классификационных умений.

Материал. Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

Руководство:

Перед детьми — таблица. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые  по  размеру жильцы  (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в   каких   комнатах  должны   поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.

Упражнение повторяется с таблицами. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

II

При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам

В городе логических фигур появляются новые двухэтажные дома. В них еще сложнее расселить жильцов. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Дети уточняют, где какие фигуры должны помещаться, и заселяют дом. В конце называют, какие фигуры оказались в каждой клеточке (указывают два общих свойства для каждой группы фигур).

Упражнение повторяют. Домик нужно заселить так, чтобы в каждой клетке оказались одинаковые фигуры.

В дальнейших упражнениях взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми оснований для классификации предметов по двум свойствам. С этой целью предлагает изображения двухэтажных домиков без знаков-подсказок.

От заселения двухэтажных домов дети переходят к заселению трехэтажных. Эти упражнения можно организовать по-другому — как игру. Для этого дети разбиваются на пары. У каждой пары — домик и набор фигур. Игроки совместно определяют правила расселения фигур и по очереди выкладывают их в домик. Если кто-то допускает ошибку, он забирает ошибочную фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фигур. Он может определять правила нового расселения фигур в домике.

III

Дети классифицируют фигуры (блоки) сразу по трем свойствам (цвету, форме, толщине; .цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.). Перед детьми сразу два домика: большой и маленький. Их задача — расселить фигуры в два домика так, чтобы в каждой клеточке-квартире оказались все одинаковые фигуры. При этом в маленьком домике поселяются маленькие фигуры, а в большом — большие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)

В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

Доклад на родительском собрании на тему: "Использование блоков Дьенеша для самореализации детей старшего дошкольного возраста".

Успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действ...

Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Предлагаются игры , которые можно организовать с блоками Дьенеша  для интеллектуального развития детей дошкольного развития....

Конкурсное испытание «Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста". Материал используется для конкурса "Воспитатель года"...