Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
материал

Тюшкова Людмила Павловна

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rus.nar_.igry_.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум на тему:

«Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовила муз.руководитель Тюшкова Л.П.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

    С. Михалков

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется семинар-практикум на тему: «Русская народная игра в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.

Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения.

         Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс осознания себя в окружающем мире.Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, т.к. воспитание ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать в воспитании патриотических чувств.

          Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане.Суть патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.

         Важно и необходимо использовать русскую народную игру как средство патриотического воспитания. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы в этой сфере, поскольку все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны.

          Русская народная игра- уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

       Народные игры являются традиционным средством педагогики. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Цель семинара-практикума: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как средству приобщения детейдошкольного возраста к нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

4. Повысить профессиональную компетентность участников семинара-практикума.

          Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад.  Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

            Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

          Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Мы проводим русские народные игры на прогулке, включаем в непосредственно образовательную деятельность, в праздниках, развлечениях,  физкультминутках и другой деятельности.

           Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.

Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.         

Викторина «Заморочки из бочки»

  • Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
  •  Главная роль в народной игре? (водящий) 
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  •  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
  • Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
  • Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
  • Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
  • Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

  • развитие умений выполнять игровые образы;
  • развитие творческой индивидуальности;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса;
  • развитие всех психических процессов;
  • формирование понимания красоты речи;
  • формирование духовной сферы, патриотических чувств;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • формирование физических качеств, здоровья;
  • формирование коммуникативных качеств;
  • приобщение к народной культуре, традициям.

На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

1) подвижные (спортивные) игры;

2) обрядовые (календарные);

3)по отношению к природе (природные);

4) трудовые (бытовые)

5) игры-забавы;

6) игры-драматизации (с элементами театрализованных действий).

1.К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

2.Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь
с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.

3.По отношению к природе.Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Земля – вода – небо», «Олень» и др.

4.Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

5.Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка
и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

6. Игры-драматизации (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться
в какого- либо персонажа. «Дунюшка», «Жили у бабуси два веселых гуся!, «Зеркало», «Телефон», «Что мы делаем не скажем, но зато мы вам покажем» и др.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

1) Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.

2)Брать игры в соответствии возраста ребенка.

        Для младшего возраста лучше брать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».

         С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также с календарными народными играми. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

3)Донести до детей смысл и правила игры.

4)По необходимости в игре используют различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.

5)Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Пример:

Таря-Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

 6) В конце игры похвалить детей и сделать выводы, чтобы детям захотелось еще раз в нее сыграть.

       

На Новый год, Колядки можно провести следующие игры - «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь»; на Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки».

        Я с детьми играла в различные народные игры, но особенно популярными и любимыми для них стали такие игры, как «Гори, гори ясно», «Кукушка», «Гуси-гуси», «Карусели», «Кошки мышки», «Ручеек», «Каравай», «Ловишки», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Прятки», «Золотые ворота» и другие.

         Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра «Кукушка»

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Материалы: платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

К нам кумушка в огород

Залетела и поёт.

Ты, кумушка, не зевай-

Кто кукует – отгадай!

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, ктобудет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий долженугадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

Игра «Бабушка Маланья»

Дети идут хороводом,имитируя движения и приговаривая:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)

И все без бровей (закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)

Они не ели, не пили,

Целый день сидели (садятся)

Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так!

Ведущий показывает какое-либо движение, а игроки

пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, - тот ведущий. 

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Заморожу.

Цель игры:развивать выразительность движений, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, ловкость.

Атрибуты: шапочка Деда Мороза.

Ход игры:Перед началом игры выбирается ведущий – дед Мороз, он надевает элемент костюма (шапку). Все дети стоят по кругу, взявшись за руки. Дед Мороз стоит в центре круга. Все поют:

Дед Мороз, Дед Мороз!           Дети выполняют «пружинку»

Ты нам руки заморозь!Вытягивают руки перед собой.

Дед Мороз, Дед Мороз!

Ты нам руки заморозь!

Дед Мороз.Дети прячут руки за спину.

Ну-ка, руки (ноги, плечи, уши) покажите,  Дед Мороз оббегает детей внутри

А как дуну – уберите!                                   Круга и дует. Игра повторяется с

                                                                        Новым ведущим – Дедом Морозом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мой семинар-практикум я завершаю и предлагаю добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что … (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы... (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них...(играть).

Уважаемые коллеги! Ну и в завершении хочется высказаться известным изречением:«Если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». Ксожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому нашазадача,как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей вдетском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...

Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Развитие духовно-нравственного воспитания в детском саду....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – яркая  пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и при...

Консультация.Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста....