"Жостово - народный промысел"
учебно-методический материал (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Дидактическая игра для детей 5 - 7 лет с двумя вариантами игры. Вариант 1 "Собери по образцу".Вариант 2 "Укрась поднос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_did._igr_2022g.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЖОСТОВО - НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

(Дидактическая игра для детей 5-7 лет)

«Если вы сумеете научить ребёнка

в детские годы ощущать красоту,

изумляться дивным творениям

человеческих рук, красотой природы,

то вырастите человека с высокой

культурой чувств»

В.А. Сухомлинский.

 

Аннотация: Мы - педагоги формируем у детей представление о народных промыслах, знакомим с особенностями декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров. Один из способов ознакомления с искусством –это игра, являясь ведущей деятельностью дошкольников, повышая интерес к деятельности, и способствуя более полному усвоению материала по образовательной области «художественно-эстетическое развития» с детьми старшего дошкольного возраста.

С целью формирования эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира посредством ознакомления детей с произведениями декоративно – прикладного искусства создан цикл дидактических игр, которые помогают детям обогащать и закреплять представления о декоративно-прикладном творчестве русских мастеров. Составной частью цикла является дидактическая игра «Жостово – народный промысел», материал которой содержит авторскую интерпретацию известных игр.

Оригинальность пособия: Используя основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Это четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок» и «Ветка с угла». Игра состоит из бумажных рамок в виде  металлических подносов, которые украшаются вкладышами с элементами цветочных букетов.

Дидактическое пособие отличается возможностью изменять дидактический материал, в зависимости от образовательной задачи и вариативностью - наличием разных съемных деталей. В соответствии с возрастом детей можно усложнять дидактические задачи и дополнять вспомогательным материалом.

Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого.

Назначение: Данная дидактическая игра будет полезна воспитателям при проведении занятий, организации совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности. На занятиях воспитатель принимает на себя роль ведущего, где мы с детьми знакомимся с правилами и игровыми действиями. При  организации совместной деятельности в режимных моментах воспитатель выступает в роли равноправного участника игры, ненавязчиво поддерживая выполнение правил и положительные взаимоотношения со сверстниками.

Вариант 1 «Собери по образцу»

Участвуют 1-4 детей и ведущий (педагог).

Цель: Закреплять представления детей о жостовском народном промысле- росписи по металлу.

Задачи:

Учить детей находить узор, соответствующий определенному виду росписи и украшать поднос по образцу.

Развивать восприятие пространства, цвета, внимание и логическое мышление, воображение.

Материал: Бумажные рамки – силуэты металлических подносов, вкладышами с элементами цветочных букетов жостовского народного промысла.

Правила игры:

  1. Ведущий предлагает детям рассмотреть на столе рамки в виде металлических подносов и вкладышами с элементами цветочных букетов жостовского народного промысла.
  2. Дети составляют букет по образцу, объединённый единым содержанием.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все вкладыши не будут разложены по своим разносам.
  4. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок выложит цветочный букет.

Вариант 2 «Укрась поднос»

Участвуют 1-4 человек (дети и педагог или только дети).

Цель: Формировать умение детей создавать букеты различными способами: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок» и «Ветка с угла».

Задачи:

Побуждать детей к самостоятельному выбору способа украшения жостовского подноса букетами.

Развивать творческие способности, внимание и воображение.

Материал: Бумажные рамки – силуэты металлических подносов, вкладышами с элементами цветочных букетов жостовского народного промысла.

Правила игры:

  1. Каждый участник игры по желанию украшает поднос букетом, объединённый единым содержанием в соответствии с цветовой гаммой.
  2. Игра продолжается до тех пор, пока все вкладыши не будут разложены по своим местам.
  3. Выигрывает тот, кто интересней всех и без ошибок выложит свой цветочный букет.

Использование детьми данной игры в самостоятельной деятельности позволяет судить об ее эффективности.

Дидактические игры используются в качестве одного из самых эффективных методов обучения и содержат в себе большой потенциал для развития наших детей. Играйте чаще в развивающие игры, которые не только интересны, но и полезны в развитии наших детей.

Список литературы и использованных источников:

1.Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8лет: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2017. -192 с.

2. Лыкова И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.

3.Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005. - 133с.

Интернет-ресурсы:

https://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-znachenie.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Народный промысел Башкир. Бортничество».

Программное содержание:            - Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничества.       ...

Мастер-класс «Народный промысел»

Мастер-класс по Художественно-народному промыслу....

Дымковский народный промысел.Беседа

Дымковский народный промысел.Беседа...

Городецкий народный промысел

Городецкий народный промысел...

народный промысел

знакомство с русским народным промыслом...

Хохлома- старинный русский народный промысел

ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛХохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи...

Народный промысел

Народный промысел...