Час педагогического мастерства «Играем в дворовые игры»
консультация

Шамшурина Екатерина Николаевна

Цель: систематизация знаний педагогов о значении дворовых игр в жизни ребенка.

Задачи:

1. Актуализировать знания о дворовых играх, правилах проведения дворовых игр, их классификации.

2. Способствовать активизации использования дворовых игр в детском коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_pedagogicheskogo_masterstva.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Час педагогического мастерства «Играем в дворовые игры»

Цель: систематизация знаний педагогов о значении дворовых игр в жизни ребенка.

Задачи:

1. Актуализировать знания о дворовых играх, правилах проведения дворовых игр, их классификации.

2. Способствовать активизации использования дворовых игр в детском коллективе.

Добрый день, уважаемые коллеги.

И сегодня я приглашаю всех вас

На час педагогического мастерства «Играем в дворовые игры»!

Нашим детям, к сожалению,

Не достаточно движения.

Дома- мультики, компьютер и планшет,

Времени родителям бегать с ними нет.

Надо это исправлять,

В игры с детками играть.

Ну а как, мы вам покажем,

И подробно всё расскажем.

Будем вместе вспоминать

В какие игры в детстве

Мы любили поиграть

И сейчас без промедления

Начинаем представление!

Будьте смелыми, активными,

И, конечно, позитивными!

Скажите, чем поколения современных детей отличаются от предыдущих? Предполагаемые ответы педагогов. (А наше поколение бегали во дворах)

В настоящее время дети практически не играют в дворовые, т. к. они стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения опыта старших поколений, она положительно влияет на всестороннее развитие будущей личности. Здоровье и движенье – два неразрывно связанных компонента в жизни и полноценном развитии дошкольникаДворовые игры – это подвижные игры, требующие от играющих развития определенных умений и навыков, что способствует повышению большей самостоятельности, ориентировки в социальном пространстве.

Я предлагаю вам вспомнить и назвать ваши любимые дворовые игры. («Резиночка», «Казаки – разбойники»«Классики»«Вышибалы»«Цепи кованые», «Съедобное - не съедобное», «Городки», «Жмурки», «Лягушки», «Краски», «Двенадцать палочек», «Чехарда», «лапта», «Колечко-колечко» и др.)

Сегодня вам предлагаю немного подвигаться и поиграть. Надеюсь, все помнят игру нашего двора, которая называется «Пять имён». Напоминаю вам правила этой игры: (Число игроков не ограничено. Итак, игроки по очереди берут мяч и бьют им о землю. При каждом ударе произносят одно слово. «Я знаю пять имен мальчиков: Вася - раз, Петя-два, Леша -три, Вова-четыре, Дима - пять». Закончив этот ряд слов, переходят к следующему: «Я знаю пять имен девочек (названий городов, рек, озер, марок машин, животных, птиц, цветов и т. д. Если игрок ошибается или долго думает, или «теряет» мяч, ход переходит к следующему игроку. Когда мяч возвращается к этому игроку, то он продолжает с того места, на котором допустил ошибку.)

Игры - это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

В воспитании детей от 5 до 10 лет игра занимает главнейшее место. Она позволяет одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу ребенка. Игры состоят из самых разнообразных движений, способствующих укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование не только физических, но и личностных качеств ребенка.

Особое значение игры имеют для формирования детского коллектива. Систематически наблюдая за играми, родители, педагоги или воспитатели видят, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка. Влияя с помощью игр на детский коллектив, родители и педагоги должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок мог подчинить личные интересы интересам коллектива.

Важной особенностью практически всех игр являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка.

Не беда, если вы забыли правила почти всех игр. Будем вспоминать вместе!

Я предлагаю вспомнить правила нескольких игр:

1.«Черевички, стоп»» или «Гигантские шаги»«Лилипутики» (одна игра, но разные названия).

(Для этой игры нужно как минимум 4 игрока и собственно мяч. Один из участников берет в руки мяч и встает перед всеми остальными игроками, которые стоят строем, или по кругу вокруг него. Он кидает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Тот, чье имя назвали, ловит мяч, а остальные разбегаются в разные стороны. Поймать мяч нужно, как можно быстрее и сразу же закричать: «Черевички-стоп». Все должны остановиться.

Водящий с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет добраться и дотронуться до него мячом.

Выбрав «дорожку», водящий подсчитывает и озвучивает, сколько и какие он сделает шаги, чтобы добраться до игрока. Шаги в каждой компании могут несколько отличаться, но в целом придерживаются следующих характеристик:

гигантские - максимально широкие шаги участника

человеческие - обычные шаги

муравьиные - пятку одной ноги ставят строго перед носком другой

утиные - шаги на корточках

лягушачьи - шаг в виде прыжка

верблюжьи - сначала нужно плюнуть, а потом дойти до плевка

Водящий выбирает и говорит«До Славы 5 гигантских шагов, 9 муравьиных и 1 лягушачий». Игрок выполняет все шаги, держа в руках мяч. Добравшись до места, он должен кинуть мяч в игрока, к которому шел. Если он его задел, тот становится водящим. Если игрок увернулся от мяча или поймал в руки — водящим остается тот же игрок. И все начинается сначала)

2. «Цепи кованые»

(Количество игроков: от 8 человек. Все играющие делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу, игроки берутся за руки. Шеренги располагаются друг напротив друга (на расстоянии примерно 10 метров). Первая команда команда громко кричит: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда, стоящая напротив спрашивает: «Кто из нас?». Игроки первой команды называют имя любого игроки из второй команды. Игрок, чье имя названо, разбегается и пытается прорвать цепь команды-противников. Здесь очень важно рассчитать «слабое звено». Если удается разорвать цепь, то игрок, сделавший это, возвращается в свою команду, и берет с собой одного человека из команды противника — того, кто оказался «слабым звеном». Так цепь первой команды становится на одного человека длиннее. Если же игроку не удалось разорвать цепь, он сам становится в команду противников. Цель игры – перетащить всех игроков из команды противника в свою цепь.)

3. «Светофор».

(Рисуется «дорога» — две черты. Определяются и боковые границы, дальше которых убегать нельзя. Все игроки встают на одной из сторон дороги, водящий спиной к ним в центре дороги. Водящий называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. У кого этот цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит, остальные должны перебежать «дорогу», не попавшись водящему. Кого водящий осалил, становится водящим.) Знакомые многим с детства дворовые игры сейчас практически забыты, а напрасно. В совместных играх дети развивали не только двигательные моторные навыки, но и внимательность, ловкость, умение договариваться друг с другом, сотрудничать. Культура дворовых игр воспитывала в детях социальные навыки.

Большое значение дворовые игры имеют в развитии личности ребенка.

1. Игра как развлечение — одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

2. Воспроизводство игровых традиций — своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

3. Развитие двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости.

4. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

5. Помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.

Еще один важный компонент в дворовых играх – выбор ведущего, который не всегда происходил добровольно. Бывает так, что никто из детей водить не хочет.

И тут на помощь приходят считалочки! Их придумано немало и выполняют они тоже очень важные функции. Во-первых, они регулируют игру, помогая детям поддерживать правила. Ведь без общих правил никак не договориться! Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру.

Во-вторых, у считалок обычно четкий ритм, это простые стихотворения, которые тренируют память, помогают детям быстрее освоить счет и развивают чувство ритма. Например:

Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон!

Классифицировать дворовые игры можно по разным признакам. Я предлагаю следующую классификацию:

Классификация дворовых игр:

Игры с мячом «Десятки с мячом»«Штандер»«Шлепанки»«Зевака»«Мяч-чижик»«Лапта»«Вышибала»«Собачка»«Свечки»«Картошка»«Я знаю пять имен»«Мяч с топотом».

Игры - ловишки «Чай – выручай»«Третий лишний»«Платочек»«Выше ноги от земли»«Корзинки»«Горелки»«Дедушка – рожок»«Маляр и краски»«Красные и белые»«Тополек»«Селезень».

Игры с прыжками «Веревочка», «Классики», «Резиночка», «Рыбалка», «Петельки», «Три – пятнадцать», «Козлик».

Игры с метанием «Заяц», «Чижик», «Лапта», «Лапти», «Вышибала», «Город-ки».

Игры - прятки «Жмурки в кругах», «Палочка- выручалочка», «Казаки- разбойники», «Трубочка», «Охотник».

Игры с фантами «Садовник», «Кис, брысь, мяу!», «Котик», «Черное – белое», «Море волнуется», «Фанты».

Игры малой подвижности «Колечко», «Клубочек», «Ручеек», «Тише едешь - дальше будешь», «Золотые ворота», «Цепи», «Фигура замри», «Испорченный телефон», «Чепуха», «Плетень», «Петушок»,  «Золото».

Надеюсь вам было интересно на педагогическом часе и вы воспользуетесь новой информацией.

Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее!

Спасибо за внимание!

Подготовила: Шамшурина Е. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Проект " Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте ...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Педагогический проект на тему: «ДВОРОВЫЕ ИГРЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ». В рамках образовательной области физическое развитие для детей 4 – 7 лет

Основной идеей проекта «Дворовые игры. Прошлое и настоящее» является необходимость включения дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОО для обобщения социально-...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Педсовет: "Педагогическое мастерство педагога" (форма- деловая игра).

Выявить уровень профессиональной подготовки педагога....