Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Знакомство с родным языком»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Знакомство с родным языком»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: формирование знаний дошкольников о значимости родного языка.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формировать знания о родном языке;
  • закреплять знания о значимости правильной постановки ударения в словах, учить выделять ударный слог;
  • закреплять умение подбирать противоположные по смыслу действия;
  • упражнять в словообразовании имен существительных;
  • способствовать умению объяснять смысл пословиц.

Развивающие задачи:

  • развивать представление о смыслоразличительной функции ударения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.

Форма организации: групповая.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Знакомство с родным языком»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: формирование знаний дошкольников о значимости родного языка.

Программное содержание: 

Образовательные задачи: 

  • формировать знания о родном языке;
  • закреплять знания о значимости правильной постановки ударения в словах, учить выделять ударный слог;
  • закреплять умение подбирать противоположные по смыслу действия;
  • упражнять в словообразовании имен существительных;
  • способствовать умению объяснять смысл пословиц.

Развивающие задачи: 

  • развивать представление о смыслоразличительной функции ударения.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.

Форма организации: групповая.

Материалы и оборудование: глобус, театральные фигуры (замОк, зАмок, стрЕлки, стрелкИ), ширма, картинки для д/и «Антонимы», «Образуй слово», «Ударение».

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас один предмет, посмотрите на него, кто скажет, как он называется? Правильно глобус. Посмотрите какой он разноцветный, на нем изображены моря, океаны, пустыни, леса. Что изображает глобус? Правильно, нашу планету.

2. Ознакомление с новым материалом

- Ребята, а кто населяет нашу планету? Помимо животных, птиц и рыб на ней живем мы, люди. Скажите, а все люди планеты говорят на одном языке? Всё верно, даже наша страна Россия многонациональна, это означает, что в ней проживает множество разных народов и все они говорят на разных языках. Повторите, как называется наша страна? А как называется язык на котором мы говорим? А можно ли его считать родным языком? Почему? А, например, для грузинов какой будет родной язык?

Дидактическая игра «Какой язык?»

Армяне – армянский язык

Буряты – бурятский

Узбеки – узбекский

Казахи – казахский

Таджики – таджикский язык.

- Посмотрите, какое разнообразие национальностей и языков. Всем народам мира очень дорог их родной язык. Как вы думаете, почему родной язык для каждого человека самый понятный? Правильно, потому что на этом языке он начал говорить первые в своей жизни слова. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

3. Закрепление нового материала

- Давайте проверим, знаете ли вы особенности русского языка. Именно в нем от перестановки ударения в слове может поменяться полностью его смысл. А как это происходит, вы поймете, послушав сказку.

Сказка: В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало:

«Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых слов»

Вышел вперед замОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ты, Ударение, просто черточка».

Рассердилось ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Как вы думаете во что превратился замОк? Правильно, он превратился в зАмок. От неожиданности он потерял дар речи и так и остался стоять неподвижно.

Вышли стрелкИ «Да, мы такие ловкие, что сейчас с помощью нашего лука запустим тебя, ударение, в небо». Но тут ловкое ударение легко перепрыгнуло на начало слова и стрелкИ сами превратились в стрЕлки, и теперь уже их можно было запускать в небо.

Все остальные слова в ужасе разбежались и больше никто не смел обижать ударение, все поняли, как оно важно.

- Ребята, давайте с вами попробуем тоже переставить ударение и посмотрим, как изменятся от этого слова. Посмотрите внимательно на карточки.

ГвоздИки – гвОздики

КрУжки – кружкИ

Рожки – рожкИ

Ирис – ирИс

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Вам понравилась сказка? Что вы поняли, какой был смысл сказки?

- Но наш родной язык не только уникален своим ударением, еще в нем есть слова, которые обозначают совершенно противоположные предметы, действия и свойства. Предлагаю вам поиграть в следующую игру.

Дидактическая игра «Антонимы»

Одевать – раздевать

Идти – стоять

Подъезжать – отъезжать

Подниматься – спускаться

Плакать – смеяться

Въезжать – съезжать

Надевать – снимать

Отдыхать - работать

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Ребята, давайте продолжим изучение интересных свойств нашего родного русского языка и поиграем в игру «Образуй слово»

Глаза – глазки – глазища

Кресло – креслице – креслище

Слон – слоненок – слонище

Кот – котенок – котище

Сапоги – сапожки – сапожище

Хвост – хвостик – хвостище

Дом – домик – домище

Рука – ручка – ручища.

- Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем родном русском языке. Вы знаете такие поговорки?

- Как вы думаете, что означает пословица «Язык до Киева доведет»? Правильно, расспрашивая знающих людей, всегда можно найти дорогу в нужное место, утверждает эта пословица.

- Кто знает значение пословицы «Язык мой – враг мой»? Говорится тому, кто по своей болтливости сказал что-то лишнее, чего говорить никак не стоило.

- Следующая пословица «Никто за язык не тянет», что она означает? Никто не заставляет тебя говорить о чём-либо, о чем тебя не спрашивали.

- И последняя пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», кто знает о чем она? Она говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

4. Рефлексия:

- Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном русском языке и о его особенностях.  Мы с вами сегодня играли в большое количество игр, какая игра была самая сложная, почему? Какая самая простая? Что вы запомнили о родном языке? Что означает «родной» язык? Какой язык является вашим родным? Почему важно читать и писать грамотно на родном языке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Знакомство с машиной» в первой младшей группе

Цель: познакомить детей с машиной, создать положительный настрой детей, способствовать формированию игровой мотивации детей.Задачи:1) Образовательные:- Познакомить детей с новой игрушкой.- Учить ...

Презентация к конспекту организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Экскурсия по родному городу»

Презентацияк конспекту организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Экскурсия по родному  городу»...

Рецензия на организованную образовательную деятельность по развитию речи на тему «Экскурсия по родному городу»

Рецензия на организованную образовательную деятельность по развитию речи на тему «Экскурсия по родному городу» в подготовительной к школе группе учителя - логопеда муниципального бюджетног...

Конспект организованной образовательной деятельности, по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»

Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования....

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...