"Защита прав ребенка-дошкольника и предупреждение насилия над детьми"
план-конспект занятия

Черкасова Юлия Вячеславовна

Круглый стол для педагогов ДОУ в рамках вемирного дня ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

для педагогов ДОУ

«Защита прав ребенка-дошкольника

 и предупреждение насилия над детьми»

                                                           

                                                                             

Цель:

- ознакомить педагогов с правами ребенка и условиями, необходимыми для их защиты;

- обсудить тему насилия над детьми и определить способы его предотвращения;

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: сундучок, цветные картинки, 2 листочка бумаги и 2 шариковые ручки, магнитная доска, мишень «Обратная связь», маркер, 7 карточек на которых написано: «РЕБЁНОК», «СЕМЬЯ», «ДОМ», «ПРАВА», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «НАДЕЖДА», 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

  План проведения круглого стола:

1. Приветствие

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы

3. Игра «Волшебный сундучок»

4. Упражнение: «Условия, необходимы для защиты прав ребенка»

5. Информационное сообщение «Виды насилия»

6. Упражнение: «Последствия насилия»

7. Упражнение: «Реши ситуацию»

8. Заключительное слово

9. Рефлексия

Ход мероприятия:

   1. Приветствие

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас за нашим круглым столом тема которого: «Защита прав ребенка-дошкольника и предупреждение насилия над детьми»

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы.

Психолог: А начать мне хочется вот с таких слов…

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». 

 Я зачитала вам выдержку из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1959 года). И именно в этот день 20 ноября во многих станах отмечается праздник День ребенка. И в преддверии этого праздника мы собрались сегодня за круглым столом чтобы обсудить тему насилия над детьми и защиты прав ребенка-дошкольника.

Тема выбрана мной не случайно и ее актуальность не вызывает сомнений. Первоочередными проблемами, с которыми приходится сталкиваться современному обществу: это пренебрежение правами ребенка и жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Уважаемые коллеги, давайте сегодня за круглым столом мы вспомним какие права имеют дети, поговорим о насилии над детьми со стороны взрослых, обсудим последствия таких насилий и решим, как мы можем защитить наших детей.

3. Игра «Волшебный сундучок»

Психолог: Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаю поиграть в игру.

Правила: из ящика поочередно достаются картинки, с нарисованными на них предметами, символизирующими знакомые всем права ребенка. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

1. имена девочек и мальчиков (каждый ребенок имеет право на имя и гражданство)

2. сердечко (право на заботу и любовь)

3. домик (право на имущество)

4. конверт (защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения)

5. игрушки, ранец (право на обучение, образование)

6. семья любых животных (пример: заяц, зайчиха, зайчонок)  (право ребенка иметь семью, быть вместе с мамой и папой. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.)

7. чаша со змеей (каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания)

8. дети разных национальностей (ребенок имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию)

 9. глаз (взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам)

10. рот (свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок)

11. компьютер, книги, журналы (каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку)

12. ремень, кулак (ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых)

4. Упражнение «Условия, необходимы для защиты прав ребенка?»

Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка; наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.

Оборудование: семь карточек, которые крепятся булавками для шитья, на каждой из которых крупными буквами написано одно из таких слов: «РЕБЁНОК», «СЕМЬЯ», «ДОМ», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРАВА», «НАДЕЖДА»; 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

Психолог: Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть.

Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ.

(Психолог соединяет нитью участника с карточкой «РЕБЕНОК» с участником «СЕМЬЯ».)

Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ.

(Выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка.).

Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка).

Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ.

(выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка)

Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека

(выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка).

Девочка с надеждой смотрела в будущее

(выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка).

Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ.

(Психолог входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»).

А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ.

(Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). 

У девочки не стало ДОМА, потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице.

(Психолог режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ» 

Она перестала ходить в школу.

(Психолог обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ») 

Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых,

которые бы о ней позаботились.

(Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА») 

Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе

(Единственная нить, остается неразрезанной).

Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры. Девочка чувствует, что ее любят.

психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»).

У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно

(психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»).

Девочка снова начала УЧИТЬСЯ

(психолог связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). 

Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). 

Психолог: Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой. Спасибо всем участникам действия, присаживайтесь пожалуйста на свои места.

Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития.

5. Информационное сообщение «Виды насилия»

Психолог: Давайте разберем с вами что подразумевается под словом «насилие»? (ответы педагогов). Совершенно верно. Насилие – это преднамеренное применение физической силы, результатами которой являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии.

В данном случае мы будем рассматривать детское насилие. Существует несколько форм детского насилия:

- физическое – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку (шлепки, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ);

- психологическое – длительное или постоянное психологическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности (брань, крики, унижения, оскорбления, ущемляющие достоинство и самооценку ребенка, ограничение свободы действий и передвижения; недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием и поддержкой);

- сексуальное – вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослым;

- пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизнью (недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи, не предоставление ребёнку нормальных условий для проживания; не осуществление должного контроля за ребенком, ребёнку не прививаются элементарные правила нормального поведения).

6. Упражнение «Последствия насилия» 

Педагоги объединяются в 2 группы. Задача первой группы - написать причины проявлений насилия в семье, задание для 2 группы - написать последствия насилия над ребенком (время 5 мин). По окончании педагогами зачитываются причины и последствия насилия взрослых над детьми.  

Психолог: Прошу первую группу участников зачитать причины появления насилия (выступление участников 1 гр.)

Почему родители совершают насилие?

Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

Причина 1

У родителей за плечами имеется собственный печальный детский опыт

В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. 

Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

Причина 2

Низкая самооценка родителей

Взрослые с низкой самооценкой чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых и не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

Причина 3

Неблагоприятная социально-экономическая обстановка в семье

Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

- сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;

- отсутствие постоянного жилья;

- неполный состав семьи.

Любой из этих факторов может привести к формированию у взрослых сильных отрицательных эмоций и стать причиной агрессивного отношения к детям.

Причина 4

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей

Насилие в семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков — очень распространённое явление. Регулярное употребление алкоголя и наркотических средств вызывает нарушение работы центров головного мозга, которые отвечают за формирование у человека позитивных эмоций. Поэтому наркозависимые люди агрессивны по отношению к детям и другим окружающим.

Причина 5

Психические расстройства

Причиной агрессивного поведения родителей по отношению к ребёнку могут быть различный психические расстройства. Например, импульсивное расстройство личности — патологическое состояние, которое характеризуется склонностью человека к конфликтам, вспышкам гнева, агрессивному поведению. 

Психолог: А теперь хотелось бы выслушать 2 группу о последствиях жестокого обращения родителей с детьми (ответы педагогов)

Возможные последствия насилия над детьми

- беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

- длительное подавленное состояние;

- агрессивность;

- низкая самооценка;

- конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

- использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

- слабое развитие социальных навыков;

- психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

- бунтарство, ложь.

Что делать и куда обращаться за помощью

К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное.

Если у воспитанников вы заметили присутствие поведения и наличие фактов, которые были озвучены выше, а также заметили такие признаки как:

- раны и синяки, которые имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута); 

- ожоги, расположенные на стопах, кистях, груди, голове;

- следы от человеческого укуса, которые характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

 - «синдром тряски», который возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); или вам стало известно об систематическом пьянстве родителей и отсутствии нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствии пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними-  следует обращаться за помощью в следующие органы:

- местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;

- прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;

- местный отдел полиции.

7. Упражнение: «Реши ситуацию»

Педагогам предлагается обсудить и решить предложенные педагогические ситуации.

Ситуация № 1

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку ремнем.

Какие права ребенка были нарушены?

Ответ: ребенок не может подвергаться физическому насилию, оскорблению и грубому обращению со стороны взрослых.

Ситуация № 2

Мама с ребёнком ОВЗ пришли в развлекательный детский центр. Администрация центра категорически отказали в развлечении малыша на данной территории, мотивируя это тем, что он будет причинять неудобство здоровым детям.

Были ли нарушены права ребенка в данном случае? Если «да», то какие?

Ответ: нарушены права ребенка согласно Конвенции о правах ребенка, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Дети – неполноценные в умственном или физическом отношении имеет право на полноценную и достойную жизнь.

Ситуация № 3 

Марина завела блокнотик, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Какое право было нарушено мальчиками?

Ответ: они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну и тайну корреспонденции.

Ситуация № 4

Ольга – мать 4-х детей. Детей она воспитывает одна. Старшего сына Данилу она часто не пускает в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. А младших детей она не водит в детский сад по причине того, что он находится далеко от места их проживания.

Какое право было нарушено Ольгой по отношению к ее 4-м детям?

Ответ: право на образование.

Ситуация № 5

Старшую группу детского сада посещает мальчик по национальности «армянин». В очередной раз, когда мальчик не слушался, воспитатель при всей группе сказала: «Армен, за твой громогласный тон отправлю тебя торговать арбузами на рынок».

Права ли воспитатель? Если «нет», то почему?

Ответ: дискриминация ребенка по национальному признаку. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

8. Заключительное слово

Психолог: Человека, который в детстве подвергался насилию со стороны взрослых, могут ожидать такие последствия как:

- острые и хронические заболевания внутренних органов, если ребёнок неполноценно питался или не получал необходимой медицинской помощи;

- бессонница и ночные кошмары;

- психические расстройства;

- депрессии, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;

- сексуальные расстройства. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;

- суицидальные мысли и суициды;

- серьёзные физические травмы;

- пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

9. Рефлексия

Педагог-психолог просит участников круглого стола подойти к магнитной доске, на которой располагается мишень «Обратная связь» и оценить свою работу и работу психолога в данном мероприятии по 5-бальной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О правах ребенка дошкольника"

Консультация для родитеелей дошкольников, содержащяя перечень  основных документов регламентирующих права детей и перечислены права детей с указанием статьи Конвенции...

О правах ребенка-дошкольника.

"Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности". ...

Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника

Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника...

Консультация для родителей "О правах ребенка дошкольника"

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Защита прав ребенка-дошкольника"

Семинар-практикум психолога для педагогов доу: «Защита прав ребенка-дошкольника»Цель:- ознакомление педагогов с правами ребенка;- предупреждение насилия над детьми;- обучение педагого...

Семинар-практикум психолога для ДОУ «Защита прав ребенка – дошкольника».

Тема нашего семинара - «Защита прав ребенка-дошкольника». Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности,...

Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ "Защита прав ребенка дошкольника"

Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ "Защита прав ребенка дошкольника"...