Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему «Одежда. Народный костюм»
методическая разработка (средняя группа)

Торопова Нелли Александровна

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему «Одежда. Народный костюм» с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сроки: 12 неделя 18-22 ноября

Тема: «Одежда. Народный костюм»

24 ноября – День матери.

Задачи: Познакомить детей с понятием одежда. Формировать познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным костюмом. Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма. Формировать навыки творческой, изобразительной деятельности. Развитие двигательных навыков.

Итоговое мероприятие: Изготовление русского костюма из различных материалов

Формы и содержание работы в процессе НОД

Формы и содержание работы в совместной деятельности

Прогулка

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды

Познавательное развитие (ФЦКМ)

«Путешествие в прошлое одежды»

 Цель: знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связи между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создаёт предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

(О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением; средняя группа, с.48).

Познавательное развитие (ФЭМП)

Количество и счет. Величина. Форма»

Цель: закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?». Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами: длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине.

Математическое развитие детей 4-5 лет. Издательство «Учитель» Н.А. Мурченко. Карта №11

Речевое развитие  

«Группировка предметов (обувь,одежда,головные уборы).Звуковая культура  речи звук «Ж».

Цель: Развитие и навыки фразовой речи, учить детей группировать вещи(обувь,головные уборы, одежда)и использовать в речи. Учить детей вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произнесении звука «Ж».

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». Карточное планирование № 57.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Моя зимняя шапка»

(Рисование кистью. Гуашь)

Цель: учить детей рисовать шапку        простым карандашом; закрашивать гуашью разных цветов. Развивать мышление, внимание.

(Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.)

Аппликация 

«Шапка и варежки для куклы»

(Цветная бумага. Аппликация из предметов)

Цель: продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги. Закреплять умение соотносить цвет с его названием.

(Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.)

Лепка 

«Девочка в платье»

(Лепка        из пластилина с использованием природного материала)

Цель: учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином.        Упражнять        в умении соединять части, прижимая их        друг к        другу. Закрепить представления детей        об одежде, названиях предметов одежды.

(Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.)

Центр дежурства:

1. Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями.

Цель: познакомить детей с новым способом поддержания растений в чистоте (чистка листьев сухой кисточкой), формировать соответствующие умения. Обсудить, листья каких растений нужно чистить именно таким способом.

3. Трудовое поручение: рыхление почвы

Цель: формировать соответствующие трудовые умения, учить действовать аккуратно

2. «Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола.

4. Трудовое поручение: уборка в групповой комнате

Цель: учить детей под руководством воспитателя наводить порядок: убирать игрушки после игры, расставлять их на специально отведенные места

5. «Порядок в шкафу с игрушками»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Формирование КГН:

1. Практическое упражнение «Полотенце пушистое»

Цель: способствовать совершенствованию умения детей пользоваться полотенцем после мытья рук. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду

2. Практическое упражнение «Правила этикета»

Цель: формировать кгн у детей, учить сидеть за столом, сохраняя правильную осанку, правильно пользоваться столовыми приборами

3. «Культура поведения во время еды»

Цель: закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

4. «Культура еды – серьезное дело»

Цель: закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

5. «Мыльные перчатки»

Цель: закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать.

Центр познания/ Беседы:

1. «Наша одежда»

Цель: обогащать представления детей о назначении одежды, вспомнить название её частей, цвета и материала, из которого она сделана.

2. «Для чего нам нужна одежда»                                           Цель: расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.      

3. Беседа об одежде

Цель: закрепление знаний детей о названиях предметов одежды, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде мальчиков и девочек. Рассматривание альбома «Швейная мастерская»

4. «Путешествие в мир обуви»

 Цель: закреплять знания об обобщающем понятии «обувь»; воспитывать бережное отношение к ней; активизировать словарь (валеная, кожаная, резиновая, удобная)

5. Русский народный костюм"

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Центр познания / Дидактические игры:

1. «Один – много»                            

 Цель: учить образовывать существительные, обозначающие предметы одежды во множественном числе. (шапка, куртка, рубашка, ботинок)

2. «Одень куклу» (бумажная кукла и набор одежды для неё)

Цель: создать условия для игровой деятельности.

3. «Раздели на группы»                                          Цель: развивать умение детей группировать картинки по назначению изображённых на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т. д.), развивать мышление, словарный запас

4. «Что из чего сделано?»

Цель: продолжать знакомить детей различать материалы, из которых созданы различные предметы (ткань, бумага, дерево, железо). Побуждать детей использовать в речи соответствующие прилагательные, объединять предметы в группы.

5. «Найди пару» (ср-ва: предметы одежды – перчатки, носки, варежки)                                                                                  Цель: закреплять умение сравнивать предметы  по назначению, внешнему виду.

Дидактические игры по речевому развитию: 

1. «Кто во что одет?»                                          Цель: развивать у детей наблюдательность, зрительную память, активизировать словарь по теме «одежда»

2. «Чья вещь?»                                                            Цель: упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными

3. «Что нужно швее для работы»

Цель: развивать любознательность, способствовать возникновению желания отражать полученные знания о трудовой деятельности швеи в сюжетно-ролевых играх.

4. «Назови, какого цвета» (ср-ва: картинки с изображением предметов одежды разных цветов)                                                                         Цель: закреплять знание основных цветов(синий, жёлтый, белый) и их оттенков (голубой, оранжевый, серый).

5. «Осенняя одежда»                                         Цель: побуждать детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).

Центр книги:

1. Е. Благинина «Научу одеваться братца»

2. Чтение стихотворения Л. Г. Парамоновой «К одежде относятся…»

3. C.Л. Прокофьева «Дырявый кармашек»

4. О. Крас «Куколка»

5. РНС «Руковичка»

Цель: Воспитание интереса к литературному творчеству, развивать фантазию, творческие способности, устную речь детей;

- воспитывать любовь к книге.

Центр безопасности:

«Если дома ты один».

Цель: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья.

Центр театра:

«Ставим спектакль»

Цели: научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли.

(Н.Ф.Губанова. Театрализованная деятельность дош-в, стр.206-208)

Приобщение к истокам русской культуры:

«Сошью Маше сарафан»        

Цель: знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари»

Центр СРИ:

1. «Семья» Игровая ситуация «Постираем бельё»                                                                      Цель: учить детей осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.                  

2. «Семья» Игровая ситуация «Погладим бельё»                                                                                     Цель: расширять представления детей об уходе и бережном отношении к одежде. Поощрять попытки самостоятельно подбирать атрибуты и организовывать игровую обстановку.  

3. «Магазин одежды» Игровая ситуация «Открылся новый магазин» Цель: обогащать и систематизировать игровой опыт детей, побуждать детей использовать в игре знания о предметах одежды, их назначении. Продолжать знакомить детей с трудом продавца, речевыми конструкциями.

Центр физического развития / Пальчиковые игры:

1. «Одежда»

Цель: чёткое проговаривание текста и выполнение движений, развитие мелкой моторики.

2. “Гномики-прачки”

Цель: чёткое проговаривание текста и выполнение движений, развитие мелкой моторики.

Центр художественно-эстетического развития:

1. Рисование штампами из пуговиц «Наряды для кукол»

Цель: познакомит с техникой создания рисунка штампами, формировать умение создавать декоративные композиции

2. Альбом для рассматривания «Одежда» Ц.: Активизировать в речи детей и уточнить обобщающие слова по теме «одежда», названия предметов одежды, её деталей.

3. Трафареты по теме «Одежда»

Раскраски. «Дорисуй недостающие детали» (рукав у рубашки, пуговички у кофты или рубашки)

Центр музыки:

1. Русская народная музыкальная игра «Кот и мышь»

Цель: учить детей чисто интонировать песню, использовать различные средства выразительности, исполняя диалог кота и мыши. Развивать музыкальный слух

2. «Маленькая ночная серенада» 1 ч-В.А.Моцарт

Центр конструирования:

1. Конструирование из «Лего»

Цель: учить детей выполнять постройки по образцу, по инструкции, по представлению, использовать детали с учетом их свойств. Развивать творчество в конструктивной деятельности

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Чем пахнет вода?»

Цели: познакомить со свойствами воды ( в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера.

Понедельник

Наблюдение за домами

Цель: расширять представления о зданиях. Развивать наблюдательность. Формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры:

«Догони свою пару»

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя, четко ориентироваться при нахождении своей пары

Ритмич. движ «Мы по лесу идем» Цель: упражнять в умении водить хоровод, четко выполнять движения, сочетая с текстом.

Труд детей на участке:

сбор камней

Цель: воспитывать желание участвовать в труде.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

Упражнять в умении впрыгивать в обруч и выпрыгивать из него.

Самостоятельная деятельность:

Действия с предметами, орудиями,  дидактическими игрушками (с выносным материалом)

Цель: развивать познавательный интерес, связную речь.

Вторник

Наблюдение за автомобилями.  Цель: учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Подвижные игры:

П.И. «Найди свой домик».

Цель: развивать быстроту реакции.

П.И. «Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентировке в пространстве.

Труд детей на участке:

Сбор мусора и сухих листьев на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

Упражнение «Поставь руки на пояс».

Цель: учить правильно ставить руки на пояс.

Самостоятельная деятельность:

Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя

Среда

Наблюдение за трудом взрослых в огороде (по иллюстрации)

Цель: расширять знания детей о труде взрослых осенью в огороде. Способствовать развитию наблюдательности. Воспитывать уважение к труду.

Подвижные игры:

«Попади в круг»

Цель: формировать навыки двигательной активности. Развивать меткость, ловкость, глазомер.

Спорт.игра «Вот какие мы сильные»

 Цель: действовать по сигналу, собирать мячи, стараясь взять их в руки, как можно больше.  

Труд детей на участке:

Убираем сломанные ветки

Цель: прививать бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

Упражнять в ходьбе с мешочком на голове широким шагом.

Цель: развивать чувство равновесия.

Самостоятельная деятельность:

Самостоятельная двигательная деятельность (народные игры, хороводы)

Цель: упражнять в правильном согласовании рук, ног при вождении хороводов; стоять в кругу и выполнять действия. Подпевать песню.

Четверг

Наблюдение за собакой

Цель: расширять представления о породах собак. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры:

«С кочки на кочку»

Цель: формировать навыки прыжков в длину. Развивать ловкость.

МПИ «Угадай, кто кричит?»

 Цель: развивать внимание, слуховое восприятие. Угадывать по голосу, что кричит.

Труд детей на участке:

Сложить игрушки

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

«Самый быстрый»

Цель: упражнять в беге, выполняя задание на умение ориентироваться в пространстве (менять на бегу направление).

Самостоятельная деятельность:

игры – экспериментирования (с водой, песком, со снегом и т.д.)  

Цель: развивать воображение, связную речь, дружеские взаимоотношения. Сооружать коллективную постройку из песка.

Пятница

Наблюдение за работой шофера Цель: воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Подвижные игры:

«Кто дальше бросит мешочек»

Цель: формировать навыки двигательной активности. Развивать смелость, ловкость, меткость.

Спорт.игра «Быстрые ноги, ловкие руки»

Цель: быстро перенести кегли из обруча в обруч. Развивать ловкость.

Труд детей на участке:

Подмести веранду

Цель: бережно относиться к оборудованию.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

Продолжать упражнять в ходьбе с мешочком на голове широким шагом, а затем по шнуру.

Цель: развивать чувство равновесия.

Самостоятельная деятельность:

Самостоятельная двигательная деятельность (народные игры, хороводы)

Цель: упражнять в правильном согласовании рук, ног при вождении хороводов; стоять в кругу и выполнять действия. Подпевать песню.

Сюжетные картинки по теме «Одежда», «Национальный костюм»

Маски животных для инсценировки сказки С.Я.Маршака «Глупый маленький мышонок».

Оформление альбома «одежда»

Художественная литература по теме:

 Е. Благинина «Научу одеваться братца»; чтение стихотворения Л. Г. Парамоновой «к одежде относятся…», C.Л. Прокофьева «Дырявый кармашек»,  О. Крас «Куколка

Дидактические игры

«Какая нужна одежда», «Угадай чей костюм», «Это я, узнай меня», «Далеко близко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование в средней группе по теме "Комнатные растения"

Эта информация я думаю будет полезна и востребована для создания планирования работы в ДОУ...

комплексно тематическое планирование в средней группе на тему: "Женский день"

Программное содержание:1.     Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.2.     Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, жела...

Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Одежда. Обувь"

Цель: Расширить представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении. Дать первичные представления о ткани и ее свойствах....

Календарно - тематическое планирование в средней группе на тему "День народного единства"

Календарно - тематическое планирование в средней группе на тему "День народного единства"...