Конспект НОД "Герб России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лыткина Екатерина Николаевна

Конспект НОД "Герб России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_gerb_rossii.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Семикаракорского района Детский сад «Тополёк»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Герб России»

                                                                                            Подготовила воспитатель:

                                                                                            Лыткина Е. Н.

2022г.

Цель: 

Закрепить знания детей о символике страны – гербе России, природе России. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине.

Задачи:
- познакомить детей с гербом, нашей страны;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине;
- развитие речевой активности и наглядно – образного мышления.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
-активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

- закреплять понятия «Герб»

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных щитов, аудиозапись (на телефоне, на флэшке).

Раздаточный: дидактическая игра «Собери герб России», «Собери герб своей семьи», «Театр настроений»

Предварительная  работа: 

Беседа с детьми о государственной символике, рассматривание герба России, его формы и цвета, чтение стихов о России, изготовление аппликации «Наш Герб».

Ход мероприятия

(Воспитатель показывает карту мира)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей.) Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Ребята, как эта страна называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: А, как называют людей, живущих в ней?

Дети: россияне

Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Наша Родина - большое и красивое государство.  Прослушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова. «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем.

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды – звезды мира над Кремлем!

Воспитатель: - А теперь посмотрим на экран, это карта России. (Воспитатель показывает детям карту России.)

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите внимательно на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.

Воспитатель: - У любого государства есть отличительные знаки - символы.

Ребята, как вы думаете, что это за символы?

Дети: флаг, герб, гимн.

Воспитатель: - Правильно. А теперь посмотрите, что это?

(показывает  изображение различных гербов на экране.)

Дети: гербы.

Воспитатель: Где мы видели такие изображения? (Ответы детей) Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен?

Дети: (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто это?

(воспитатель показывает  картинку рыцаря на экране)

Дети: рыцарь.

Воспитатель: Что это такое? (указывает на щит) 

Дети: щит.

А зачем рыцарю нужен щит? Нельзя ли обойтись без него?

(дети предлагают ответы).

Воспитатель: ребята, давайте мы послушаем рассказ рыцаря (включить аудиозапись рассказа).

Рассказ Рыцаря (аудиозапись): История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (меч, палица, булава) А что защищало воина? (Доспехи, щит) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого был похож. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что их хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, ни и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надёжная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен как волк, или хитёр ка лиса.

Воспитатель: Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита.

Давайте рассмотрим герб нашей Российской федерации. Что на нём изображено? (ответы детей)

Воспитатель: – Молодцы! На нашем гербе вы видите птицу – это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите. Орел считается царем среди птиц. Это означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Мужество и зоркость орла служат самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами. В лапах орла — скипетр и держава.

Обратите внимание на значок в центре орла - этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белом коне, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. В давние-давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.

Геральдический щит — это фигура особой формы, на которой по традиции изображают гербы. Щитом эта фигура называется потому, что когда-то каждый рыцарь на своём щите изображал свой семейный герб, и постепенно гербы стали делать такими, чтобы их удобно было располагать на щитах. Геральдическим щит называется потому, что геральдика — это наука, которая изучает и создаёт гербы.

Скипетр (жезл указующий, или трость, или посох) и держава (золотой шар с крестом) – символы российской власти.

Герб России символизирует справедливость, победу добра над злом, защиту Отечества.

Государственный герб устанавливают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.

Воспитатель: Государственный герб – один из важнейших символов государства. Герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством (свидетельство о рождении, аттестат и т.д.) Есть герб и на государственных печатях. Еще герб помещается на пограничных знаках, которые в просторечье называются пограничными столбами, на денежных знаках, которые в просторечье называются деньгами, а также на государственных орденах и медалях. А бывает и так, что герб используется в одежде человека, а именно: на пуговицах у военных, пожарных, железнодорожников. Существует даже такое выражение – гербовая пуговица.

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение про герб.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Физкультминутка «Герб»

Когда-то царь Иван Великий,

Решил печать стране создать.

Орёл – стал гербом двухголовым,

Чтоб смело мог страну держать!

И три короны появились,

Орёл под ними золотой,

Державу, Скипетр, как силу-

Держал он в лапах за Страной!

Воспитатель: Ребята, а помните ли вы цвета флага нашей Родины?

Дети: Да! Белый, синий, красный.

Воспитатель: И Государственный герб России сочетает в себе эти цвета:

Белый – Святой Георгий Победоносец,

Синий – развевающийся плащ всадника,

Красный – фон, щит герба. 

Большинство гербов можно условно разделить на три группы. (Педагог показывает слайды, а дети описывают гербы предложенных городов) 

К первой группе относятся гербы исторические. Изображение на них связано с каким-либо историческим значением для города событием.

Вторую группу гербов условно можно назвать «профессиональной» «Чтение» таких гербов даёт ребёнку возможность узнать, какими трудовыми успехами славится город.

Третья группа - экологические гербы, в которых отражены природные особенности каждого края.

Воспитатель: Часто в гербах соединяются профессиональные, экологические и исторические символы. Чем больше символов, тем интереснее их «Читать». Такие гербы дают представления о том:

  • Как богата наша страна городами (к сведению взрослых: древние скандинавы называли Русь – Гардарика, что означала «страна тысячи городов»);
  • Как не похожи эти города друг на друга;
  • Как важен труд жителей каждого города для всей страны;
  • Как прославляют умельцы свой город на всю страну и даже на весь мир.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Дидактическая игра «Составь герб своей семьи»

Задание: Составьте семейные гербы с учётом интересов и рода занятий каждого члена семьи; семейных традиций; место работы родителей и т.п. и составить небольшой рассказ о «семейном гербе»

Воспитатель:  Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с гербом Российской Федерации, узнали, что он обозначает, какие в нем присутствуют цвета. А сейчас я хочу предложить вам раскрасить герб нашей родины. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Россия - Родина моя!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Россия - Родина моя", разработан  в соответствии  с ФГТ творческой группой в рамках гор...

конспект развлечения "Россия-наша страна"

конспект развлечения "Россия-наша страна" - как итоговое занятие в тематической неделе иили месячнике, посвящённом нашей Родине. С целью воспитания патриотических чувств, пополнение знаний воспитанник...

Конспект занятия "Россия"

Тематическое занятие в подготовительной группе...

Конспект НОД "Россия- Родина моя".

Формироование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и  стране. Закрепление знаний о символике страны, города....

Конспект «Моя Россия»

Цель: закрепить знания детей о своей стране – России, формировать чувство причастности к истории Родина, родному народу.Задачи: Образовательные: - обобщить представление детей о Родине – Ро...

Конспект занятия "Россия - Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам я...