доклад- презентация
презентация

колосова надежда александровна

особенности индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-_prezentatsiya.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд          «Особенности индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте»

2 слайд «Индивидуализация – это процесс создания и осознания личностью собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, где определяет и реализует собственные цели, через принятие на себя ответственности за результат своей деятельности.»

                                                                     Л.В. Михайлова- Свирская

3 слайд      Актуальность. 

Сегодня мы живем в постоянно меняющемся и обновляющемся мире, где нет одинаковых людей. Каждый имеет свои склонности, особенности, интересы. В связи с этим возникает необходимость строить образовательный процесс в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Период раннего детства – период динамичного, яркого проявления индивидуализации. Своевременно начатые и правильно осуществляемые воспитание и образование детей раннего возраста являются важным условием их полноценного развития.

Текст Индивидуальные особенности личности начинают развиваться в самом раннем возрасте. Ребенок начинает позиционировать себя как что-то неповторяющееся и индивидуальное уже к 3 годам. Это связно с тем, что он сам уже может проявить начальные этапы анализа других людей и детей, может сравнивать себя, выделять в себе особенности или отличия. Такое ранее принятие индивидуальности ребенком, предполагает движение в образовании в сторону индивидуализации личности.

4 слайд  Принципы индивидуализации дошкольного образования

Текст В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка — индивидуализации. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

  • Построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
  • Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности
  • Возрастной адекватности дошкольного образования

5 слайд  Направления индивидуализации

Текст  Индивидуализация обучения — зависит от биопсихосоциальных особенностей личности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора, субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен

Индивидуальный подход — психологическая неповторимость человека, проявляющаяся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д

6 слайд    Цели индивидуализации в работе с детьми раннего возраста

  • Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками).
  • Побуждение ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний.
  • Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического и психологического благополучия.

7 слайд    Условия индивидуализации в работе с детьми раннего возраста

  • Безопасность окружающей среды
  • Насыщенность и вариативность материалов, согласно особенностям возраста и потребностям каждого ребенка
  • Игровая основа
  • Обязательный показ или проигрывание взрослым
  • Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности
  • Свободные вход и выход
  • Направленность на положительный эмоциональный отклик
  • Взаимодействие с семьей

Текст Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей  среде; когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить; когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать — то, что они делают, имеет значение. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.

Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того, чтобы она проходила естественно, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

тщательный отбор материалов.

Большинство используемых материалов должны иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.

Например, задания на развитие графических навыков малыша. Одно задание - провести прямую линию, другое – провести волнистую линию, третье – обвести предмет.

Или пазлы с разным  количеством элементов и разного размера. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. 

Например, во время лепки мостика через ручей. Одни дети могут сделать мост из трех бревен, другие - из шести.  На рисовании веты тоже получились разные.

- «свободный вход» и «свободный выход» детей из деятельности, уважая ребенка, его состояние, настроение мы предоставляем ему возможность выбора – участвовать или не участвовать, вместе с другими детьми в совместном деле.

8 слайд    В группе раннего возраста индивидуализированное происходит на нескольких уровнях

В нашей группе индивидуализированное обучение происходит на нескольких уровнях.

1.Индивидуализация распространятся на целую группу детей.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Для этого создается развивающая среда, которая  позволяет ребёнку проявить  инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение  осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять  фантазию, изобретательность.

Важно внимательно наблюдать за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. Вовремя приходить на помощь, разрешая конфликты, которые неизбежны в этом возрасте и оказывать поддержку.

2.Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей проявляют большой интерес к музыкальной или физической деятельности.

3.Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие - либо серьезные особенности развития.

4. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, необходимо использовать любую представившуюся возможность и индивидуально реагировать на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, дается важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку  вмешательство взрослого происходит очень своевременно.

9 слайд   Методы и приемы индивидуальной работы с детьми раннего возраста

Акцент на обязательном показе, совместных действиях (рука в руке) и повторе.

10 слайд

Особое место индивидуализация занимает в адаптационный период, когда ребенку необходим

 личностно- ориентированный подход с учетом особенностей возраста, привычек и условий окружающей среды. Немаловажную роль играют терпеливые, ласковые, короткие стишки- прибаутки, пальчиковые игры, где происходит непосредственно индивидуальный тактильный контакт.

11 слайд    

Индивидуализация в адаптационный период в раннем возрасте подразумевает тесный контакт с родителями, когда есть необходимость индивидуальных бесед и консультаций.

  • «Как облегчить привыкание к детскому саду»
  • «Возрастные особенности»
  • «Игровые ситуации: «Хорошо в детском саду»
  • «Режим дня-это важно или нет»

12 слайд

Умение распознавать различия в характерах воспитанников, учитывая сильные стороны их личности, позволяет лучше понять и принять каждого ребенка. Знание особенностей индивидуализации образовательного процесса в раннем возрасте позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию, уменьшает напряжение и увеличивает положительный эффект взаимодействия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »

   Доклад – презентация к педагогическому совету на тему:   «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...

Доклад- презентация "Организация поисково- исследовательской деятельности".

Как грамотно организовать поисково- исследовательскую деятельность , как  научить детей  видеть в обычных вещах невероятно интересные свойства. Рекомендации для родителей....

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

Использование ИКТ доклад презентация

В этом докладе я проанализировала работу музыкального руководителя, использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников во всех видах деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактичекие ...

Доклад-презентация "Бумажная страна"

Доклад-презентация об истории возникновения бумаги, ее видов, технике работ с бумагой....

Доклад-презентация. «Организация предметно-пространственной среды в детском саду в рамках ФГОС ДО».

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.  Педагоги должны ...

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.

Право детей с ограниченными возможностями здоровьяна образование и его реализация на практике....