Предметно-развивающая среда как средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Черных Елена Васильевна

В данной статье раскрывается понятие предметно-развивающей среды как средства формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.Предметно-развивающая среда рассматривается как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Предметно-развивающая среда как средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Автор: Воспитатель гр.№5 «Почемучки»

Черных Е.В.

Санкт-Петербург

2022 г.  

 «Среда воспитывает человека…

Путь к правильному воспитанию лежит

через организацию среды» 

Л. С.Выготский.

      Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

      Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:  умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;  умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;  умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;  умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);  умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;  умение переносить известные способы действий в новые условия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. И одним из эффективных способов развития самостоятельности у детей дошкольного возраста является создание адекватной реализуемой программе, соответствующей особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка предметно-развивающей среды. Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний.

      В целом работа с дошкольниками предполагает соблюдение одного из обязательных требований дошкольного образования — создание насыщенной предметно-пространственной и социальной развивающей среды. Последняя же должна не только предоставить ребенку возможность найти занятие по душе, поверить в свои способности, научиться взаимодействовать, понимать и оценивать чувства и поступки других (что составляет основу развивающего обучения), но и целенаправленно подготовить к поступлению в школу, принятию нового статуса «ученика», изучению различных учебных предметов, способствовать начальному формированию общеучебных умений. Все это возможно только при балансе игровой деятельности и предшкольных технологий (отказ от доминирования школьных приемов обучения, вербальных методов, фронтальных форм). Именно изменение организации предметной среды и жизненного пространства в помещениях ДОУ для обеспечения свободной и самостоятельной творческой детской деятельности рассматривается на современном этапе как одна из основных тенденций реформирования дошкольного образования в целом и специального (естественнонаучного, обществоведческого) в частности.

      Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна решать ряд задач, а именно: способствовать проявлению инициативы и творчества у детей в разных видах деятельности; помогать совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность; воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели, а также формировать познавательную активность для создания мотивации, привитие навыков познавательной деятельности. Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования:  на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе рас- ходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно-ориентированного взаимодействия.

      ФГОС рекомендует при создании предметно-развивающей среды соответствовать основным принципам: Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.д. Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Дети приучаются все материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку. Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность.

      Новая форма работы, организация непосредственно-образовательной деятельности «задел на будущее» позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностноориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

       Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением.

     

Список использованной литературы:

1. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.

3. Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4.

4. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.

5. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 9.

6. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11.

7.  Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

8. Коломийченко Л. В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс: До и После. — 2009. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста...

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....