Методическая разработка по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности. Кружок «Весёлая нитка»
методическая разработка (средняя группа)
Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».Она является средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики и творческого развития ребёнка, а также увлекательным способом проведения досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 461.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области
Методические рекомендации
по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности.
Кружок «Весёлая нитка»
Составили : воспитатели
Шубина Е.А., Сазонова О.Б.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год,
- Списком детей
- Расписанием занятий
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка (подбор) программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
- Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в группе, изостудии, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.
Руководители кружков предоставляют отчеты, о результатах деятельности кружка, на заседании итогового педагогического совета.
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
- организация рабочего пространства;
- возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
- игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
С детьми:
- Фронтальные занятия (групповые)
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Развлечения, досуги
- Участие в различного уровня конкурсах
С педагогами:
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ
С родителями:
- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети дошкольного возраста пользуются различными художественными материалами, приобретаемыми для них родителями. Это привычные всем цветные карандаши, фломастеры, гуашь, восковые мелки, пастель, гуашь и многое другое. Альбомы и разукрашки есть, наверное, в каждом доме. Помимо этого малыши с удовольствием рисуют на песке, на снегу, на асфальте.
А можно выполнить рисунок нитью. Ниткография в настоящее время приобретает все большую популярность, как и другие нестандартные, необычные техники, направления и стили в изобразительном и декоративном искусстве, привлекая своей оригинальностью и волшебством.
Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками». С помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров.
Рисование нитями позволяет реализовать человеку свой художественный талант в более простой форме. Благодаря своей малозатратности, ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.
Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Ниткография является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму.
Метод «ниткография» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.
Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Принципы содержания программы.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному рисованию нитью (нитка графия); открытие новых знаний.
- Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно - творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное изготовление изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе кружка принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Условия для занятий в творческой мастерской.
1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете, которое имеет свою предметно – развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества.
2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя- руководителя студии на педсовете.
Хочу поделиться нашим опытом работы с использованием нетрадиционной техники рисования – ниткография.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы, мы решили использовать в своей работе ниткографию, потому что материал для детей новый, необычный. Данный вид деятельности позволяет развить у детей такие психические процессы как мышление, память, внимание и др., формирует волевую сторону личности: самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение доводить дело до конца, учит детей взаимопомощи, ну и конечно же развивает мелкую мускулатуру рук. Детям интересно заниматься изготовлением «рисунков» из ниток.
Заинтересовавшись данной темой, проанализировав методическую литературу по теме, мы с моей напарницей разработали программу «Волшебная нитка» по обучению детей среднего дошкольного возраста технике ниткография.
Цель программы «Волшебная нитка»: развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке и интерес к собственным открытиям через художественную деятельность.
Данная цель достигается путём решения задач:
Обучающие:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – нитью, с её разновидностями (ниткопись, ниткография), разными методами и приёмами использования в работе;
- Формировать умение самостоятельно выбирать сюжет и выстраивать композицию картины;
- Формировать умения и навыки правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
- Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
Развивающие:
- Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
- Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Воспитывать умение работать в коллективе, в команде, малой группе.
- Повысить активность участия детей в творческих конкурсах и выставках;
Программа составлена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 4 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Всю работу мы поделили на несколько этапов.
1. Непосредственно знакомство с техникой ниткография.
На начальном этапе мы знакомили детей с видами нитей и верёвочек, с приёмами выкладывания нити в разных направлениях. Детям предлагалось выложить нити на листе бархатной бумаги (параллельные прямые, волна, зигзаг.Темы «Флажок», «Елочка» и др.).
2. Изображение простых рисунков. Приемы создания изображений с помощью контурного рисования шерстяной нитью
После освоения элементарных действий с нитью, детям давались простые рисунки: предметы круглой формы, одного цвета. (Темы «Шарик», «Овощи», «Дождик» и др.). Малыши наносили клей по контуру картинки и выкладывали нить, слегка прижимая ее по контуру изображения
3. Знакомство с комбинированной техникой «аппликация по контору +заполнение пространства внутри».
По мере того как дети осваивали технику, тематика усложнялась. Ребятам предлагалось сначала «прорисовать» контур, а потом посыпать мелкие кусочки пряжи на основу, смазанную клеем. (Темы «Колобок», « Косточка для собаки» и др.).
4. Знакомство с разнообразными способами выкладывания ниток.
Далее мы усложняли технику, обучая детей разным способам выкладывания ниток: по спирали, по кругу, зигзагообразными линиями и т.д. (Темы «Клубок для котёнка», «Улитка» и др.).
5. Комбинированное закрашивание предмета.
В дальнейшем в работах детей использовалось несколько вариантов закрашивания предмета. Например, основной рисунок заполняется мелко нарезанными нитками, а мелкие детали выполняются в технике пластилинография. (Темы «Ветка рябины», «Украшение тарелочки» и др.)
6. Создание картин по собственному замыслу.
Когда дети в достаточной мере овладели основными приёмами ниткографии, предлагаем создавать картины по собственному замыслу. Использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Самостоятельный подбор цветовой гаммы для своих работ. (Темы «Украшение для ёлочки», «Осенний лес» и др.)
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, готовая творческая работа, фото, выставка, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения диагностики, выставка, конкурс, портфолио.
Оценочные материалы
Для определения готовности детей к работе с пряжей и усвоению программы «Весёлая нитка», 2 раза в год (сентябрь, май) проводим диагностику с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Диагностическая карта результатов развития детей
(начало, конец года)
Фамилия, имя ребенка | Проявляет интерес к работе в технике «ниткография» | Умение применять в работе разные техники | Умение дополнять свою работу деталями | Умение создавать предметные и сюжетные композиции | Умение работать с ножницами и аккуратно отрезать и наклеивать нить | Умение работать в команде | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
• Наблюдение за работой детей на занятиях;
• Участие детей в выставках творческих работ дошкольников.
Обозначения:
Н.г - начало года;
К.г - конец года;
Синий - ребенок справляется самостоятельно;
Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;
Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.
1/2 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.
1/3 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.
Средний уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.
Таким образом, в процессе реализации данной программы можно сделать вывод о том, что она позволяет:
- развивать образное мышление и речь детей;
- стимулировать развитие их воображения и фантазии;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать усидчивость, терпение, внимание и наблюдательность, аккуратность и трудолюбие;
- повышать интерес детей к нетрадиционным техникам изображения.
Дальнейшая работа будет направлена на развитие уже заложенных навыков, изучение новых творческих техник и методик и создание множества необычных детских поделок.
Заключение.
Занятие с нитками не только замечательный способ плодотворно и творчески провести свое свободное время, это еще и удивительный мир многообразия положительных эмоций. Вероятно, именно поэтому изготовление изделий с применением ниток находит все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Творчество во всех его проявлениях играет огромную роль в воспитании молодого поколения, формировании его культурных запросов, эстетического вкуса, расширении кругозора. Развитие творческих черт личности воспитанников в учреждениях образования неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством творческой деятельностью.
Список использованой литературы:
1.Божович Л.И. « Творим своими руками» - Тв. Эрудит ,2010г.
2.Григорьева А.Д. « Мои рукоделки» -М.Эврика,2010г.
3.Алиева Л.Г. «Поделки на досуге»- М. Владос,2004г.
4.Журнал «Ручная работа» № 8,2011г.
5.Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников»- М. «Просвещение», 1999г.
6.Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник»- М.1998г.
7.Эйнон Д. « Творческая игра от рождения до 10 лет» - М. 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-673578-1528485302.jpg)
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «ТВОРЧЕСТВО И ДИЗАЙН»
Цель: всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе художественного творчества и дизайна и овладения элементарными приёмами работы с различными материалами (бумагой, картоном, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057362-1536838590.jpg)
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273406-1601419573.jpg)
Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в средней группе «Маленький гномик»
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Учим детей передавать в рисунке образ маленького человечка - лесного гномика, со...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273406-1601419573.jpg)
Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в средней группе «Бабочка-красавица» (занятие в технике монотипии)
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности. Знакомим детей с нетрадиционной техникой рисования-монотипия. Продолжаем учить д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273406-1601419573.jpg)
Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшей группе "Дымковский петушок"
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Знакомим детей с изделиями дымковских мастеров, закрепляем и углубляем знания о ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273406-1601419573.jpg)
Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие (аппликация) в старшей группе «Жила-была конфета»
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. . Продолжаем учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответстви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273406-1601419573.jpg)
Методическая разработка по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие (лепка) в старшей группе «Обезьянки на пальмах»
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Продолжаем учить детей составлять сюжетную композицию из разнородных элеме...