Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность.

 

« Высокие   нравственные, эстетические

    и  интеллектуальные  чувства,     которые

характеризуют развитого взрослого человека и

                                               которые способны вдохновить его на

                                                       большие дела и на благородные поступки,                                                          не   даны  ребенку  в готовом виде от рождения.

Они возникают  и развиваются  на  протяжении

детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания».

               Александр Владимирович Запорожец.

 

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой  ценностей, усвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.    

Духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности помогает ребенку приобрести тот самый необходимый опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

    Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью  по развитию  творческих способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей  к игре-драматизации, как одной  из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.

     Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

   Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

    С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения  и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью  вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Например этюд на выражение эмоции радости и удовольствия «Вкусные конфеты» (Чистяковой М.И.) - у девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка. С одной стороны дети, которые участвующие  в этюде испытывают положительные эмоции, с другой примеряют на себя  определенную модель поведения «делай другим добро и в ответ получишь благодарность».                                                 

   В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле. Например, этюд-импровизация «Удивительная история»:  детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Карточки отдаются педагогу как только ребенок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало  холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь  кошке не придется мерзнуть на улице».

     Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

     Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Xристианович  Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

     

 

 

 

 

Литература:

 

1.     «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией  А.М. Виноградовой, М.: «Просвещение», 1989

2.     Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985

3.     Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995

4.     Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

 

5.     Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность.

 

« Высокие   нравственные, эстетические

    и  интеллектуальные  чувства,     которые

характеризуют развитого взрослого человека и

                                               которые способны вдохновить его на

                                                       большие дела и на благородные поступки,                                                          не   даны  ребенку  в готовом виде от рождения.

Они возникают  и развиваются  на  протяжении

детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания».

               Александр Владимирович Запорожец.

 

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой  ценностей, усвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.    

Духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности помогает ребенку приобрести тот самый необходимый опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

    Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью  по развитию  творческих способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей  к игре-драматизации, как одной  из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия. Все игры и упражнения, используемые на непосредственно образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного воспитания.

     Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

   Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

    С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения  и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью  вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Например этюд на выражение эмоции радости и удовольствия «Вкусные конфеты» (Чистяковой М.И.) - у девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка. С одной стороны дети, которые участвующие  в этюде испытывают положительные эмоции, с другой примеряют на себя  определенную модель поведения «делай другим добро и в ответ получишь благодарность».                                                 

   В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле. Например, этюд-импровизация «Удивительная история»:  детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Карточки отдаются педагогу как только ребенок озвучит название персонажа. Вот пример импровизации. «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало  холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому, что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь  кошке не придется мерзнуть на улице».

     Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

     Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Xристианович  Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

     

 

 

 

Литература:

 

1.     «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией  А.М. Виноградовой, М.: «Просвещение», 1989

2.     Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985

3.     Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995

4.     Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

 

5.     Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В статье рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Отчет по самообразованию в виде презентации«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастачерез театрализованную деятельность.»...

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...