Формирование патриотических чувств у дошкольников путем ознакомления с малой родиной
статья

Авдеева Ольга Владимировна

В статье рассматривается педагогический процесс по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой родиной, автором анализируются различные направления работы по формированию патриотических чувств, делается вывод о необходимости приобщения ребенка к истории и культуре родного города, взаимодействуя с семьей и социумом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у дошкольников

посредством ознакомления с малой родиной

Аннотация: в статье рассматривается педагогический процесс по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой родиной, автором анализируются различные направления работы по формированию патриотических чувств, делается вывод о необходимости приобщения ребенка к истории и культуре родного города, взаимодействуя с семьей и социумом.

Ключевые слова: малая родина, патриотизм, ФГОС ДО.

В. А. Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» [3].

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, к своему Отечеству во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. К большому сожалению, в настоящее время дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с дошкольного возраста.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» обозначены задачи этого направления: формирование первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать воспитанникам исчерпывающие знания, как о малой родине, так и о нашей стране в целом, применяя различные формы и методы работы.

Работа по формированию патриотических чувств у дошкольников в нашем детском саду ведется в нескольких направлениях: работа с педагогами; работа с воспитанниками; взаимодействие с семьями воспитанников; сотрудничество с социумом. При построении системы работы учитываются следующие принципы: принцип историзма; принцип гуманизма; принцип дифференциации.

Работа с педагогами включает в себя изучение нормативно-правовой базы, подбор методической и художественной литературы, наглядных пособий и музыкального репертуара.

Важнейшая задача педагога при ознакомлении ребенка с малой родиной состоит в том, что необходимо отобрать из огромной массы впечатлений, получаемых ребенком, такие, которые ему наиболее близки и доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и др. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своего города. Он должен продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности. В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, архитектура, традиции и быт. Подбор материала дает возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит родной город [2].

Работа с воспитанниками осуществляется в различных видах детской деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наилучшая форма организации педагогического процесса по формированию патриотических чувств посредством ознакомления с малой родиной – это проектная деятельность. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игровую деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

При реализации проекта с детьми проводятся различные мероприятия: сюжетно-ролевые и дидактические игры; продуктивная деятельность; театрализованная деятельность; «уроки Мужества»; экскурсии и целевые прогулки.

При знакомстве детей с родным городом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми. На начальном этапе с детьми проводятся различные беседы – «Как появился Таганрог», «Таганрог – город воинской славы», «Мой родной город», «Памятники Таганрога», «Таганрог – Родина А.П. Чехова», «Известные жители родного города» и др. Для лучшего усвоения используются презентации. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности – рисование, аппликация, конструирование.

Дети младшего дошкольного возраста должны познакомиться с названиями своей улицы, улицы на которой располагается детский сад. Количество объектов для старших дошкольников увеличивается – район, город в целом, его достопримечательности, места, имеющие историческое значение и памятники. Детей знакомят с ними, объясняют, в честь кого они возведены.

«Уроки Мужества» посвящаются памяти героев, которые защищали город и страну, здесь дошкольникам дается представление о том, что всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины.

Воспитанники с родителями активно участвуют в творческих конкурсах, выставках и акциях, посещают исторические места города.

Наш детский сад тесно сотрудничает с социумом. Ребята являются победителями и участниками различных творческих конкурсов и мероприятий, организованных МАУ «Городской дом культуры», МБУК СКЦ «Приморский», «Дворцом детского творчества». Воспитанники с удовольствием посещают детскую библиотеку им. А.П. Гайдара, театр им. А.П. Чехова.

Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе приобщения к истории и культуре родного города является важнейшей стороной развития личности ребенка. Только взаимодействие семьи, детского сада и социума позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.

Список литературы:

  1. Гусев, Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников / Д. А. Гусев, К. В. Васильева. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 170-173.
  2. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985. – 133 с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной

 Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.Основы патриотизма начинают формироваться в...

Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной

Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...