Мастер-класс для педагогов «Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».
материал

Мирвалеева Илюза Флюровна
повышение компетенции педагогов по использованию арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста, в соответствии с образовательной программой «Теремок» под ред. И.А.Лыковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 “Дюймовочка” г.Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

 

Утверждено:

   Заведующий МАДОУ ДС №14

   «Дюймовочка»  г.Янаул

   _____________ Г.Б. Нургалиева

Мастер-класс для педагогов

«Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».

Подготовила и провела:

Воспитатель

Мирвалеева Илюза Флюровна

Ноябрь 2022 г.

Мастер-класс для педагогов

«Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».

Цель: повышение компетенции педагогов по использованию арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста, в соответствии с образовательной программой «Теремок» под ред. И.А.Лыковой.

Что такое арт-методика?  Слово «арт» переводится, как искусство, а более широко понимается как творчество.

При соединении двух слов «арт» и «методика» появилось новое понятие, которое означает системное описание конкретных способов, техник и приемов  воспитания человека в процессе разных видов творчества. В арт-методиках важен именно процесс, а не результат. Они призваны не только гармонизировать эмоциональное состояние и повысить самооценку «растущего человека», но и расширить его социокультурный и художественный опыт в условиях свободной деятельности.

Для успешного развития детей младенческого и раннего возраста нам предложено 14 авторских арт-методик. При выборе арт- методики   необходимо уметь определять образовательные задачи и подбирать для их успешного решения те виды искусства, которые ближе, интереснее и доступнее малышу. Например, плохо говорящему или стеснительному ребенку не следует предлагать спеть песню или прочитать стих, а стоит начать с рисования на песке или лепки из соленого теста.  Следует создать условия для игрового занятия, помочь детям наслаждаться самим процессом, а не результатом.

  1. Методика Суздальцевой Л.В.  «Фольклор нас учит говорить».  Помогает  педагогу с помощью малых фольклорных жанров развивать речь детей.
  2. Методика Воробьёвой И.Н. «Творчество с младенчества, или художники в памперсах».
  3. Методика Локтионовой Е.В.  «Яркие следы».  Помогают в занимательной и игровой форме развивать художественно – творческие способности детей.
  4. Методика Файзулаевой  Е.Д. и Фицнер Т.Д.
    «Альтернативное рисование тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга». Это оригинальный конструктор  из шифоновой ткани для рисования. Дети конструируют с помощью кругов и квадратов, изготовленных из шифона разные рисунки. А большие полотна используют в игровой деятельности.
  5. Методика Скворцовой Т.П.   «Рисование на песке», с использованием светового стола.
  6. Методика Лыковой И.А.  «Весёлые мукосольки» -  тестопластика для малышей.
  7. Методика Лаврентьевой И.А. «Водный мир»: лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина. Название методики говорить само  за себя. Применяется специальный пластилин. Педагог организует игровые ситуации: «Морское путешествие», «Поможем зайцам»(лепим плот) и т.д.
  8. Методика Швецовой Е.Н.  Многослойная лепка  «Секреты Миллефиори»  от итальянского милли- тысяча, фиори- цветы. В русском варианте –это брусочки пластилиновой «колбасы» с узором внутри. В раннем возрасте давать детям не более 2х цветов пластилина.
  9.  Методика Мартыновой А.И. «Театр на столе».
  10. Методика  Синициной И.А. «Росток», художественное развитие малышей на основе музыкального движения. В процессе внедрения этой методики дети  учатся передавать образы в движении, слушают музыку.
  11. Методика Микляевой  Н.В.  Передвижная аппликация  «Оживший мир».  Имеет принцип плоскостного конструктора. Дети из нескольких частей составляют целую фигуру, животное и т.д.  или из готовых деталей составляют композицию, конструируют движущиеся фигуры.
  12. Методика Кривенко Е.Е. «Акварель по мокрому листу». Цель методики – создать педагогом  условия для творческого освоения цвета в процессе рисования.
  13. Методика Александровой Е.Ю  «Загадки театра теней  для малышей». Цель методики-творческое развитие детей в процессе приобщения к искусству театра теней.

Мы, кратко познакомились с 13–ю  арт-методиками.  Один из методик, 14ый, мы с вами сейчас рассмотрим поподробнее.

Методика Тепловой Анны Борисовны  «Тряпичная кукла пеленашка».

Цель методики: создать условия для получения малышами начального опыта проживания ценностей и смыслов материнства в игре с традиционной игрушкой «пеленашкой», созданной педагогом совместно с детьми.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра и как средство- игрушка. Народная игрушка, как игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Данная методика разработана на основе традиционной игры с тряпичной куклой «пеленашкой»- первой образной игрушкой, который взрослый предлагает ребенку в раннем детстве. Это простейшая игрушка, представляющая собой завернутый в пеленку сверток ткани.

Эта самодельная игрушка создаётся педагогом вместе с ребенком. Далее ею можно играть в семью, прививать семейные ценности, учить заботиться о близких.

Особенности методики:  игрушка возникает на глазах у ребёнка из куска ткани, ребенок прижимает её к груди, приговаривает нежные слова все это поспособствует раскрытию в ребенке будущего родительского чувства, заботы о младенце, о семье.

Этапы по созданию и «оживлению»  игрушки «пеленашки»:

Первый этап – создание игрушки:

1. Материалы должны быть подготовлены заранее.

2. Игрушка должна быть соразмерной ему (меркой является размер руки ребёнка до локтя).

3. Ребенок создает  игрушку вместе со взрослым.

Второй этап – инициация игры:

Помогаете ребенку правильно держать игрушку, найти правильные слова.

Третий этап – разучивание колыбельной:

1. Необходимо заложить в колыбельную важный смысл, чтоб в окружающем мире ребёнка был выстроен целый мир его семьи, дома, хозяйства, и дальнего обжитого пространства.

Четвертый этап – изготовление колыбельки.

Колыбелька важный элемент в игре с «пеленашкой», у игрушки должно быть своё место. Колыбелькой может служить коробка обтянутая тканью или гамак.

Почти все игры-занятия с детьми раннего возраста  в представленных вам арт – методиках проводятся малыми подгруппами или индивидуально.

А сейчас мы переходим к практической части.

«Пеленашку» делаем  из кусочков ткани, при этом не используем  ни ножниц, ни иголок.

1.        Берем ткань белого( розового, бежевого)  цвета, складываем вдоль несколько раз. От края начинаем скручивать ткань в скалку (столбик), чтобы получился валик диаметром 5см.

Сворачивая ткань в скалочку, после того как получился крепкий сверток, можно попросить ребенка помочь докрутить ткань до конца, так у ребенка появляется чувство соучастия в процессе.    

2.        Скрученную скалочку мысленно разделяем на 3 части, перевязываем крепкой ниткой, отделяя голову.  Перевязав сверток ниткой, отделяя голову от тельца, обращаем внимание, что тельце длиннее, чем голова. Тело «пеленашки» готово.

3.        Складываем ткань для платочка по косой, получается косынка. Косынку надеваем на голову «пеленашке», завязав концы.

4.        Раскладываем пеленку, «пеленашку» кладем спиной на пеленку примерно в середине. Начинаем спеленывать, пеленая «младенца» разговаривайте с ним, говорите ласковые слова, обращаясь как к живому.  Подворачивая ножки, аккуратно оборачивая пеленку вокруг «пеленашки», проговариваем: «Ножки- то обернем, чтобы было тепло, не мерзли бы ножки. Вот так! Хорошо! Лежи теперь спокойненько!» Это запускает механизм «оживления» игрушки.

5.        Берем длинную ленту или лоскут ткани  находим середину, накладываем на грудь младенца, концы заводим за спину, перекрещивая, возвращаемся на живот, перекрещиваем «хрест навхрест» и возвращаем на спинку. Оставшуюся ленту обвязываем внизу вокруг ножек и завязываем на бант.

6.        Игрушка «пеленашка» готова. Все дети зачарованно укладывают на ручку и начинают качать. Можем играть в семью. Эта игра им очень нравится.

Далее, младенцу можно спеть колыбельную песенку. Для ребенка раннего возраста достаточно короткой колыбельной «Дед пошел на речку», где появляется традиционный образ семьи.

 А баю-баю-баю,

Дед пошел за рыбою,

Бабушка коров доить,

Ну, отец - дрова рубить.

В этой колыбельной мы просматриваем семью, состоящую из трех поколений : младенец, его родители, бабушка и дедушка. Спев колыбельную, ребенок может положить свою куклу «пеленашку» в колыбель, здесь можно использовать лапоть, кору дерева и другое.  Очень важно, чтобы у «Пеленашки» появилась кроватка- колыбелька. Если ее нет, ребенок бросит игрушку или переложит заботу о ней на взрослых. Если же есть кроватка, у игры может быть продолжение.  

Самой любимой игрушкой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Игрушка является хорошим средством самовыражения для застенчивых детей.

Методика «Тряпичная кукла пеленашка»  может применяться при в работе воспитателей при организации игровых образовательных ситуаций для реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Также данная методика может быть использована в работе логопеда, дефектолога, и педагога-психолога. Существенный результат методика может принести в работе с родителями и воспитывающими взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

Использование игрыв развитии продуктивной деятельностидетей раннего  возраста...

Использование игры в развитии продуктивной деятельности детей раннего возраста

    В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».

Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....

Мастер класс для педагогов «Использование конструктора «Фанкластик» в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, буд...