Развитие детской инициативы
консультация

Митрофанова Татьяна Владимировна
Методические рекомендации могут найти применение в практике работы ДОО, системе повышения квалификации педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskoy_initsiativy.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской инициативы 

Пояснительная записка

Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно-дисциплинарной манипулятивной педагогики к педагогике партнерства, сотрудничества, взаиморазвития и сотворчества.

База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В методических рекомендациях дается определение понятия инициативы разных авторов, рассматривается специфика коммуникативной, познавательной, творческой инициативы, раскрываются способы и направления поддержки детской инициативы (согласно п. 2.11.2-6 ФГОС ДО): условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, эффективные формы поддержки детской инициативы, способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-8 лет).

Методические рекомендации могут найти применение  в практике работы ДОО, системе повышения квалификации педагогов ДОО.

РАЗДЕЛ I .

Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации

      Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям

К.Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку

   Так же Е.А.Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление.

С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.

     Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы: творческая; инициатива как целеполагание и волевое усилие; коммуникативная; познавательная.

     Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в различные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая и регулирующая функция речи).Инициатива как целеполагание и волевое усилие выражается в стремлении ребенка включиться в процесс деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить») без ясной цели – он поглощен самим ходом, а окончание процесса определяется исчерпанием материала или  же времени. Называние продукта деятельности может возникнуть после завершения процесса (предварительная определенная цель не формулируется). Познавательная инициатива: ребенок отмечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного начального состояния); неоднократно повторяет действия, поглощен процессом.

     Коммуникативную инициативу характеризует, преждевсего, само дискурсивное взаимодействие личностей и их стратегий вконкретном коммуникативном эпизоде, где участники общения и самдискурс – это одна единая сущность. Коммуникативная инициатива дошкольников (включенность ребенка в кооперацию со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи). Коммуникативная инициатива состоит в его возможности обращаться к партнеру по собственной инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. Она  имеет возможность переходить от одного члена беседы  к другому, причём подобный переход имеет возможность реализовываться различными способами:без борьбы, произвольно, по воле человека, владевшего инициативой,или же в конкурентной борьбе, вопреки его воле и т.п. Всё это, естественно, формируется  в дискурсе.

      Познавательная инициатива– любознательность (включенность в экспериментирование, в несложную познавательно-исследовательскую работу, где развиваются возможности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения).Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

     Познавательная инициатива – это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, намеренные  действия по овладению знаниями, умениями и навыками, их использованию и преобразованию в ходе решения всевозможных личностно важных задач.

Познавательная инициатива присуща ребенку  уже в период появления первых вопросов «Почему?», то есть в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок стремится постигнуть суть понятий и явлений окружающего мира. Тем не менее, это личностное проявление не получает достаточного развития в школе, а далее и в вузе, где, несмотря на декларирование инициативы и творчества в обучении, реально не создавалось для этого необходимых условий. На практике ограничивались продуцированием исполнительных учащихся.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Творческая инициатива ребенка проявляется в активном развертывании нескольких связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки.

Творческая и познавательная инициативы лучше всего формируются в игровой деятельности.

Программы дошкольного образования довольно точно очерчивают инициативность в игровой деятельности. Например, в соответствии с программой «Истоки», авторы Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.,  в «Содержательном разделе» считают  в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе темы игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и претворении в жизнь самостоятельной продуктивной деятельности.

А в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он имеет возможность выбрать дело по собственному желанию, подключиться к беседе, предложить увлекательное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в разделе «Целевые ориентиры» говорится о том, что дети старшего дошкольного возраста проявляют инициативу в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

И.Е.Федосова, автор программы «Вдохновение», считает, что ребенок к семи годам проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и  других видах детской активности; способен  избирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

РАЗДЕЛ II.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

Рассмотрим способы и направления поддержки инициативы согласно п. 2.11.2-6 ФГОС ДО.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей

1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.

2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3.  В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы

3-4 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4- 5лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»),
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5- 6лет

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельно-творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

В исследованиях Т.Алиевой и Г. Урадовских описываются следующие способы поддержки детской инициативы:

  • сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;
  • игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий,  направленных на достижение цели;
  • совместное (дети и родители) сюжетосложение с элементами режиссуры;
  • коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов);
  • организация среды, задающей структуру партнерских действий и взрослых  детей;
  • проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Способы поддержки детской инициативы, перечисленные выше, эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную  совместную жизнь детей и взрослых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Развитие речи как средство развития детской инициативы

Материал для воспитателе детских садов....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"

Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей   через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....