Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»
учебно-методический материал (старшая группа)

Рождественская Татьяна Сергеевна

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №113»

Семинар - практикум на тему:

«Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»

Выполнила: инструктор по физической культуре                                   Козлова Татьяна Сергеевна

2022 г.

Весёлые подвижные народные   игры – это народные традиции. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! А когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любим играть в русские народные подвижные игры.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, подвижные забавы и есть естественная форма поведения человека, развивающая не только творчество и мышление, но и физические качества: ловкость, быстроту реакции, выносливость, меткость.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем устную речь, слух и детскую память, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Народные подвижные игры включают в себя  образовательные задачи:

-совершенствование техники выполнения движений,

-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,

-целенаправленное развитие физических качеств,

- побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,

-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,

-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений. 

Русские народные подвижные игры  условно, их можно поделить на четыре раздела:

1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне", а также различные их варианты.

2. Русские народные  подвижные игры, отражающие отношение человека к природе "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса« и их различные варианты.

 3. Русские народные  подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

4. Русские народные  подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки.", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Лапта", "Котлы", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. 

-   При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

-  В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

-  Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

-  Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников. 

Ну и для того, чтобы немного развеять вашу скуку предлагаю поиграть в несколько народных игр. Может быть кто – то их уже знает, а для кого - то приятным открытием. И, возможно, они станут неотъемлемой частью подвижной жизни детей в ваших группах.

Итак, приглашаю педагогов поиграть в подвижную русскую народную игру «Капуста». Чем больше будет участников, тем интереснее будет игра. Поэтому не стесняемся и выходим к нам немного подвигаться.

  1. Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Оборудование: маска – шапочка «хозяина», платочки (капуста) по количеству участников, шнуры спортивные для ограждения огорода.

Ход игры: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

  1. Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Оборудование: маска – шапочка для дедушки, спортивные шнуры для определения домиков дедушки и участников игры.

Ход игры: Дети по считалке выбирают Дедушку.

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки.

Дедушка-Рожок по середине, между двумя домами находится в "домике" и из него же спрашивает: «Кто боится меня?»  

Дети отвечают: «Никто».

Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! »

и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

Кого он осалил, вместе, от выбывает из игры. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий займет свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

  1. Башкирская народная игра «Липкие пеньки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.

Ход игры: Дети делятся на 2 равные группы. Первая группа изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. Пеньки должны коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, отходят в сторону, как усложнение становятся  «пеньками». 

Правила игры: пеньки не должны вставать с места.

Спасибо всем за внимание и участие! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум на тему : «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям» Подготовила и провела: инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Козлова Татьяна Сергеевна

Слайд 4

Народные подвижные игры включают в себя образовательные задачи: - совершенствование техники выполнения движений, -формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях, - целенаправленное развитие физических качеств, - побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств, - развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности, -поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.

Слайд 5

Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела : 1 . Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", " Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне", а также различные их варианты. 2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса« и их различные варианты. 3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", " Ловись , рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты . 4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки .", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Лапта", "Котлы", "Платочек- летуночек ", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др .

Слайд 6

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др. В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Слайд 7

- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. - При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили. - При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. - В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. - Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности. - Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Слайд 8

ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников .

Слайд 9

ПОИГРАЕМ...



Предварительный просмотр:

Заклички, зазывалки.

***

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

***

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А в какую - не скажу.

Поиграйте с нами, догадайтесь сами!

***

1,2,3,4,5 -

Выходи со мной играть!

***

1,2,3,4,5-

Кто пойдет со мной играть?

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

***

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

***

Чижик-пыжик воробушек,
По улочке скачет,
Ребят собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать….

***

Жили-были Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

***

Эй, не стойте у дверей, 
Заходите к нам скорей! 
Ребята собираются - 
Игра начинается!

***

Мы ребята озорные! 
Мы ребята удалые! 
Всех в игру мы позовем! 
Никого не подведем!

***

Эй! Ребят!  Подходи!

 И игру заводи!

А  ПОТОМ  НЕ  ПРИМЕМ!

за нос и уши поднимем!

***

Спешите все! Спешите все!
На игру во всей красе.
Ждем сегодня вас,
Приходите к нам сейчас!

***

Бегал по двору щенок
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.

***

Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Собирайтесь все сюда,
У нас новая игра.

***

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

***

1,2,3,4-

Руки выше,  ноги шире!

1,2,3,4,5-

Будем мы сейчас играть!

Веселиться до обеда и друг друга забавлять!

***

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье:

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

***

Эй, девчонки и мальчишки,

Молчуны и шалунишки,

Подбегайте все скорей

Вместе будет веселей!

***

Эй, народ, веселей!

Поиграть беги скорей:

В прятки, салки и футбол,

Подбегай ко мне гурьбой!

***

1,2,3,4,5-

Все бегите в круг вставать!

Поиграем, порезвимся

И со скукой простимся!

Считалки

***

Пчёлы в поле полетели, 
Зажужжали, загудели, 
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.

***

На большом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Выходи поскорей не задерживай добрых и честных людей.

***

Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван, на диване сидел слон, кто не верит выйди вон.

****

Наша Маша  
Рано встала, 
Кукол всех 
Пересчитала: 
Две матрешки 
На окошке, 
Две Аринки 
На перинке, 
Две танюшки 
На подушке, 
А Петрушка 
В колпачке 
На дубовом 
Сундучке!

***

Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.
Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!

***

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь - стой и жди,
А не веришь - выходи!

***

Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!

***

Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один. 
Эта долька - для ежа, 
Эта долька - для стрижа, 
Эта долька - для утят, 
Эта долька - для котят, 
Эта долька - для бобра, 
А для волка - кожура. 
Он сердит на нас - беда!!! 
Разбегайтесь кто-куда

***

Родились у нас котятя
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!

***

Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников»

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников» доклад музыкального руководителя на родительяскои собрании в ДОУ...

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.    ...

Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности....