Сценарий проведения семинара-практикума "Чудесный мир народного творчества"
материал

авторская разработка - сценрий проведения семинара-практикума методического объединения педагогогв муниципалитета "чудесный мир народного тсоврчества". семинар-практикум проведён в форме посиделок Кузьминки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Семицветик»

Сценарий проведения семинара-практикума

методического объединения

педагогов Гурьевского муниципального округа

«Чудесный мир народного творчества»

Подготовила: методист Русько О.П.

Гурьевск 2022

Тема: «На Кузьминки приглашаем, осень вместе провожаем»

Цель: формировать у педагогов систему представлений о возможностях использования отдельных видов народного творчества в работе с дошкольниками и родителями

Задачи:

1. актуализировать знания педагогов о разнообразии форм народного творчества и способах применения их в образовательном процессе ДОУ

2. представить педагогам обобщённый опыт использования народного творчества в работе с детьми в ДОУ;

3. транслировать опыт работы с родителями в рамках сетевой инновационной площадки «Культурный код России»;

Выступление творческого коллектива педагогов ДОУ под руководством музыкального руководителя Сидоренко М.В.

Приветственное слово заведующего Гесть А.П.

Звучит музыка фоном (гусли)

Ведущий:

Отсчёт осенних дней подходит к концу. Они были полны яркими красками, событиями, усердным непрерывным трудом. Осенний цикл обрядов на Руси тоже был чрезвычайно богат и разнообразен! Интересно, что встречали осень трижды на Осенины, а провожали один раз, на Кузьминки. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует.

После сбора урожая, когда закрома были полны, освобождалось время для отдыха.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников. Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит – любая душа празднику рада!

И мы приглашаем Вас окунуться в краски ярмарочных гуляний вместе с подготовительной группой «Солнышко»!

«Ярмарочные гуляния» Голикова О.Г., Поварницина М.В.

Ведущий:

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки 
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом – 
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

Дорогие гости, предлагаю Вам заглянуть в избы и посмотреть, как проходят посиделки, чем народ занят. Пойдём от двора ко двору и послушаем, о чём у печи говорят…

«Посиделки на Кузьминки», мероприятие с детьми в рамках дополнительное программы «Забава». Музыкальный руководитель Беленкова Татьяна Юрьевна, воспитатель – Тихомирова Анна Анатольевна

Только представьте, дорогие гости… русская деревня… плетень, изба. Сквозь сумерки мы видим свет лучины в небольшом окошке. Подходим ближе, заглядываем в оконце, видим – бабушка в кругу детей сидит, что-то рассказывает… опробуйте представить, что Вы слышите? (долго ли, коротко ли, за глубокими морями, за широкими полями… Гости говорят варианты зачинов сказки) Верно! Бабушка внукам былины да сказки рассказывает. Вот и мы сейчас сказку послушаем, но не в привычной форме, а в современной, помогут нам в этом воспитанники подготовительной группы «Подсолнух», музыкальный руководитель Сидоренко М.В. и методист Козырева О.С.

Шумовой театр «Колобок» в подготовительной группе. Музыкальный руководитель Сидоренко М.В., методист Козырева О.С.

Ведущий:

Нынче у нас праздник весёлый, проводы осени золотой, да встреча зимушки снежной. И пойдём мы по другим дворам, народные забавы да ремёсла смотреть. И вот, пурга настаёт, всех, кто снежинки вытащил при входе, собирает и уносит весёлой кутерьмой по дворам да хозяйствам. А листики осенние на этом дворе останутся.

Деление на 2 группы.  Группа со снежинками проходит в изостудию, группа с листьями остаётся в музыкальном зале. Добавляется второй ведущий для группы с листьями.

Продолжаем в изостудии (снежинки):

Ведущий 1:

Располагайтесь поудобнее, гости дорогие! Продолжаем посиделки, весёлые Кузьминки! Праздник Кузьминки – по осени поминки! Праздник этот не безделья, а домашнего рукоделья! Праздник этот ремесла, домашнего очага!

В этой избе Вас встречает хозяюшка, педагог дополнительного образования Мусина Наталья Викторовна со своими подмастерьями, воспитанниками группы «Радуга».

«Золотая хохлома», образовательная деятельность в подготовительной группе. Педагог дополнительного образования Мусина Наталья Викторовна.

Ведущий 1:

Благодарим хозяюшку за гостеприимство, нам пора в другой двор переходить.

Переход в театральную студию

Ведущий 1:

Для кого-то прекрасны, для кого-то — не очень,

А кто-то в них душу узрит, между прочим.

Одни приласкают и к сердцу прижмут,

Другие же мимо пройдут, не поймут.

Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы — так в чём их секрет?

Сейчас в презентации будет ответ.

Я вас приглашаю послушать рассказ,

Быть может полезным он станет для вас.

Поведаем всё, возрождая традиции,

О куколках славных, о тех, что «безлицые»

Быть может, когда вы услышите сказ,

Появится кукла такая у вас

И станет помощницей, милой подругой,

Ваш дом сбережёт от напастей, недугов.

«Роль народной безликой куклы в работе педагога-психолога». Мастерская педагогов-психологов Барановой Елены Сергеевны, Гнездиловой Юлии Викторовны.

Ведущий 1:

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. Тряпичная кукла – одна из большой семьи народных игрушек на Руси. А какие отголоски принесли народные игрушки в современность, мы увидим из выступления педагога нашего ДОУ Подузовой Ольги Николаевны.

«Репортаж с открытия мини-музея «Народная игрушка», воспитатель Подузова Ольга Николаевна

Действие группы 2 (листья)

Ведущий 2

Дети одинаковы во все времена. Сказки послушали, посидели – пора и подвигаться! Какой смысл в себе несут народные игры и забавы, мы узнаем от инструктора по физической культуре Вишневской Натальи Владиславовны.

«Забавы русской старины». Народные игры и забавы в работе с дошкольниками. Инструктор по физической культуре Вишневская Наталья Владиславовна.

Ведущий 2

Много рассказов о традициях народных есть, да не все правдивы. Вот, например, нашла я одно описание праздника Масленица, да засомневалась, так ли оно было. Помогите мне, расскажите, как было на самом деле!

*Масленица – праздник сбора урожая, отмечался русским народом в середине октября.

*традиционно, пекли добры молодцы пироги да куличи, а красны девицы за ремёсла брались

*ходила молодёжь от двора ко двору, шумели, да чучело соломенное с собой носили

* в завершение праздника венок из соломы на дверь вешали, богатство зазывая

Конечно, мы с Вами сразу поняли, что такого в Масленицу не было. А полезно ли небылицы такие сочинять? Об этом нам расскажет воспитатель Заставина Татьяна Устиновна.

«Ехала деревня мимо мужика…» - русские небылицы для детей и взрослых. Воспитатель Заставина Татьяна Устиновна и воспитанники подготовительной группы

Ведущий 2

Богатую Русскую культуру знают во всём мире! Она богата образами и символами, которые привлекают внимание и притягивают интерес гостей со всего мира. А вы, дорогие гости, какие можете назвать российские символы?

Берёза – символ чистоты и женственности, мудрости и плодородия. Россию называют краем белоствольных берёз. Нет дерева милее и роднее!

Медведь – неофициальный символ России, так как русский человек похож на медведя, - он безобиден и добр, неуклюж и косолап, но, завидев врага, превращается в настоящего бесстрашного зверя. Медведь – символ силы и мужества.

Тройка лошадей - это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Тройка  превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Лапти и валенки - Лапти – самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

С радостью носили валенки и цари, и царицы, и простые люди. Спасали валенки от лютых морозов и нашу армию во времена отечественной войны.

Матрёшка. В игрушке матрешки скрыт глубокий смыл.  Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи.

А о том, как можно использовать символы не только как сувениры, но и в образовательной деятельности, нам покажет Мельник Дарья Николаевна.

«Неофициальный символ России», мастерская воспитателя Мельник Дарьи Николаевны

Переход в музыкальный зал, работа 2 групп вместе

Ведущий 2

Дорогие гости! Теперь, когда мы снова все вместе, предлагаем поговорить про культурный код России. Что такое культурный код, как с ним работать, нам расскажет методист Русько Ольга Петровна.

«Культурный код России» Работа с родителями в рамках «Сетевой инновационной площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».

Ведущий 2

«Кузьминки – по осени поминки», говорили наши предки. Осень мы сегодня проводили, зимушку встретили. И закрутился новый период в народном обрядовом календаре, по-своему богатый и ценный. А как же нам с Вами, гости дорогие, ценность нашей встречи зафиксировать? Поделится с нами своей педагогической находкой воспитатель, победитель регионального и участник заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2022» Бородина Ольга Валерьевна

Педагогическая находка «Открытия в открытках». Воспитатель Бородина Ольга Валерьевна.

Закрытие семинара-практикума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов в адаптационный период в работе с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной а...

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...

сценарий проведения педсовета по теме " Художественное творчество дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО"

Развитие художественно - творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. художественное творчество - ...

Сценарий проведения посиделок для детей «Воспитание личности ребенка на русском народном творчестве»

Приобщать детей к русским народным праздникам. Развивать коммуникативные качества....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Положение о проведении открытого фестиваля устного народного творчества "Русь".

Цель: сохранение и развитие российской национальной культуры, популяризации традиционных форм устного народного творчества, поддержка и развитие детского творчества, направленного на приобщение к наци...

Сценарий проведения муниципального этапа конкурса детского творчества

Сценарий проведения муниципального этапа конкурса детского творчества...