Творческий проект: «Сказочный мир театра теней» для детей подготовительной группы.
проект (старшая группа)

Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной группы. Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям детских садов по театрализованной деятельности с детьми.
Тип проекта: творческий практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Актуальность проекта:
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр, но он мало используется в дошкольном образовании. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие детей дошкольного возраста. Они развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.  
Театр теней это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки), музыки, кино и т.д. Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Этот вид театрального искусства привлекателен, таинственен и загадочен.  
Цель: формирование интереса к театрализованной деятельности, теневому   теневому театру. 
Задачи: 
1. Познакомить детей с теневым театром.
2. Обогащать и активизировать словарь детей, автоматизировать звуки в тексте, развивать просодическую сторону речи, диалогическую речь.  
3. Развивать память, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу детей.  
4. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. 
5. Развивать артистические способности,  
6. Учить взаимодействовать со сверстниками.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.  
 

Предполагаемый результат: 
1. Овладение навыками теневого театра.
2. Развитие выразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей. 
3. Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой моторики
4. Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.
5. Развитие творческого воображения и фантазии.
6. Повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Драматизация теневой сказки «Заюшкина избушка ».

Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Постановка цели, задач проектной деятельности.
Подборка литературы по теневому театру.
Разработка сценария спектакля «Заюшкина избушка». 
Подготовка консультации для родителей.

Изготовление  теневых кукол и декорации.
2 этап. Практический
Деятельность воспитателей 
- Чтение детям русской народной сказки «Заюшкина избушка». Беседа по содержанию и обсуждение характеристик каждого персонажа.  
- Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма.
- Рисование и раскраски по сказке.
- Драматизация сказки «Заюшкина избушка ».
- Проведение беседы с детьми об истории теневого театра.
- Беседа о театральных профессиях (актер, кукловод, режиссер, светооператор, художник).  
- Знакомство детей с оборудованием теневого театра.
- Знакомство детей с теневыми фигурками (подвижность деталей).
- Рассматривание с детьми теней на прогулке: «Найди тень от дерева, куста…», «Измерь тень», «Сравни тени».
- Проведение с детьми бесед: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень».
- Проведение с детьми игровых упражнений с рукой и светом.
- Изготовление атрибутов, декораций для постановок, теневых фигур для сказки.
- Проведение с детьми дидактических игр: «Что перепутано?», «Изобрази предмет», «Отгадай, чья это тень?», «Найди ошибку», «Кто лучше покажет».
- Проведение экспериментальных игр: «Как появляется тень?», «Предметы и их тени», «Чудесные превращения тени», «Тень от прозрачных и непрозрачных предметов», «Почему перемещается тень», «Сделай тень от ведерка, машинки». 
- Проведение с детьми сюжетно-ролевой игры «В театре».
- Беседа с детьми о правилах поведения в театре.  
- Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».
- Проведение мастер-класса для родителей «Домашний теневой театр».
Деятельность родителей
- Оказание помощи в оборудовании теневого театра, изготовлении декораций, атрибутов.
- Закрепление речевого материала с ребенком.

 

Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Театр теней»

Интегрированное занятие.

Цель: формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,

Задачи:

  • познакомить с новым видом театра – теневым.
  • воспитывать у детей гуманные чувства (сострадания, сопереживания)
  • прививать интерес к театрализованной деятельности
  • развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации
  • изготавливать атрибуты для теневого театра, вырезать фигуры по шаблону, закреплять умение пользоваться ножницами, убирать рабочее место.

Предварительная работа: чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Изготовление с детьми ширмы для теневого театра, билетной кассы из картона и билетов на спектакль «Три поросенка.».

Оборудование: фонарь настольный, силуэты из черного картона персонажей сказки «Три поросенка», записи голоса тени, аудио-сказка «Три поросенка» билетная касса и билеты на спектакль

Материалы: силуэты домиков из картона, картон черного цвета, ножницы, палочки для сока, клейкая лента шириной 1,5 см.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу, садятся полукругом.

Воспитатель: Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение?

Дети: да!

Воспитатель: А куда мы с вами отправимся - догадайтесь сами.

Загадки о театре.

Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На...

Ответ- на сцене

* * *

Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет...

Ответ- премьера

Там есть афиша, сцена, актеры и зрители. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр.

Речь в записи: здравствуйте, ребята! Я тень.

Воспитатель: Давайте поздороваемся, ведь воспитанные люди всегда отвечают на эти слова.

Дети здороваются.

Воспитатель; Уважаемая тень, но мы не видим тебя! Покажись!

Включаем теневой театр. Показываем шаблон театральной маски.

Приглашаем детей за ширму и знакомим с особенностями, атрибутами и устройством теневого театра.

Воспитатель: Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет (рама) для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!

Следующий шаг – освещение. Подойдет обычный налобный фонарик с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.

И, наконец, самое главное – куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!

Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана – можем начинать представление!!!

Воспитатель: предлагаю вам приобрести билеты на спектакль и занять места в зрительном зале.

 

 

Дети получают билеты в билетной кассе и садятся на стульчики.

Слова тени в записи: правила поведения в театре.

Показ спектакля «Три поросёнка» до момента выхода волка.

Воспитатель: Что же делать? У Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа нет домиков. Надо помочь, ребята.

Садимся за столы. Вырезаем домики по контуру, прикрепляем палочки на скотч. Убираем рабочее место.

Спектакль продолжается до конца.

 

   Театральные игры .

 

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Театр пантомим

 Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.

Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой  назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.

Игры-превращения.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

 


3 этап. Заключительный 
1. Показ спектакля «Заюшкина избушка» воспитанникам ДОУ и родителям.


Срок реализации: январь – март

Заключение:
Реализация проекта показала, что использование теневого театра в работе с дошкольниками обогащает их жизнь и вводит в удивительный сказочный мир теней. Теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Этот вид деятельности требует от детей внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности, умения действовать по определённому образу.
Любовь к теневому театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. 
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Ведь только взрослые могут доставить детям огромную радость приобщения к театральному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx275.31 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект:  

 

 «Сказочный мир театра теней»

 для детей подготовительной группы.

 

Автор работы: Воспитатель 1 категории  Старорусская Вероника Александровна

Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной группы. Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям детских садов по театрализованной деятельности с детьми. 
Тип проекта: творческий практико-ориентированный, групповой, долгосрочный. 
Актуальность проекта:
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр, но он мало используется в дошкольном образовании. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие детей дошкольного возраста. Они развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.  
Театр теней это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки), музыки, кино и т.д. Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Этот вид театрального искусства привлекателен, таинственен и загадочен.  
Цель: формирование интереса к театрализованной деятельности, теневому   теневому театру. 
Задачи: 
1. Познакомить детей с теневым театром.
2. Обогащать и активизировать словарь детей, автоматизировать звуки в тексте, развивать просодическую сторону речи, диалогическую речь.  
3. Развивать память, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу детей.  
4. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. 
5. Развивать артистические способности,  
6. Учить взаимодействовать со сверстниками.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.  

Предполагаемый результат: 
1. Овладение навыками теневого театра.
2. Развитие выразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей. 
3. Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой моторики
4. Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.
5. Развитие творческого воображения и фантазии.
6. Повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Драматизация теневой сказки «Заюшкина избушка ».

Этапы реализации проекта: 
1 этап. Подготовительный
Постановка цели, задач проектной деятельности.
Подборка литературы по теневому театру.
Разработка сценария спектакля «Заюшкина избушка». 
Подготовка консультации для родителей.

Изготовление  теневых кукол и декорации.
2 этап. Практический
Деятельность воспитателей 
- Чтение детям русской народной сказки «Заюшкина избушка». Беседа по содержанию и обсуждение характеристик каждого персонажа.  
- Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма.
- Рисование и раскраски по сказке.
- Драматизация сказки «Заюшкина избушка ».
- Проведение беседы с детьми об истории теневого театра. 
- Беседа о театральных профессиях (актер, кукловод, режиссер, светооператор, художник).  
- Знакомство детей с оборудованием теневого театра.
- Знакомство детей с теневыми фигурками (подвижность деталей).
- Рассматривание с детьми теней на прогулке: «Найди тень от дерева, куста…», «Измерь тень», «Сравни тени».
- Проведение с детьми бесед: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень».
- Проведение с детьми игровых упражнений с рукой и светом.
- Изготовление атрибутов, декораций для постановок, теневых фигур для сказки.
- Проведение с детьми дидактических игр: «Что перепутано?», «Изобрази предмет», «Отгадай, чья это тень?», «Найди ошибку», «Кто лучше покажет».
- Проведение экспериментальных игр: «Как появляется тень?», «Предметы и их тени», «Чудесные превращения тени», «Тень от прозрачных и непрозрачных предметов», «Почему перемещается тень», «Сделай тень от ведерка, машинки». 
- Проведение с детьми сюжетно-ролевой игры «В театре».
- Беседа с детьми о правилах поведения в театре.  
- Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».
- Проведение мастер-класса для родителей «Домашний теневой театр». 
Деятельность родителей
- Оказание помощи в оборудовании теневого театра, изготовлении декораций, атрибутов. 
- Закрепление речевого материала с ребенком. 

Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Театр теней»

Интегрированное занятие.

Цель: формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,

Задачи:

  • познакомить с новым видом театра – теневым.
  • воспитывать у детей гуманные чувства (сострадания, сопереживания)
  • прививать интерес к театрализованной деятельности
  • развивать умение самостоятельно решать проблемные ситуации
  • изготавливать атрибуты для теневого театра, вырезать фигуры по шаблону, закреплять умение пользоваться ножницами, убирать рабочее место.

Предварительная работа: чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Изготовление с детьми ширмы для теневого театра, билетной кассы из картона и билетов на спектакль «Три поросенка.».

Оборудование: фонарь настольный, силуэты из черного картона персонажей сказки «Три поросенка», записи голоса тени, аудио-сказка «Три поросенка» билетная касса и билеты на спектакль

Материалы: силуэты домиков из картона, картон черного цвета, ножницы, палочки для сока, клейкая лента шириной 1,5 см.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу, садятся полукругом.

Воспитатель: Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение?

Дети: да!

Воспитатель: А куда мы с вами отправимся - догадайтесь сами.

Загадки о театре.

Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На...

Ответ- на сцене

* * *

Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет...

Ответ- премьера

Там есть афиша, сцена, актеры и зрители. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр.

Речь в записи: здравствуйте, ребята! Я тень.

Воспитатель: Давайте поздороваемся, ведь воспитанные люди всегда отвечают на эти слова.

Дети здороваются.

Воспитатель; Уважаемая тень, но мы не видим тебя! Покажись!

Включаем теневой театр. Показываем шаблон театральной маски.

Приглашаем детей за ширму и знакомим с особенностями, атрибутами и устройством теневого театра.

Воспитатель: Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет (рама) для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!

Следующий шаг – освещение. Подойдет обычный налобный фонарик с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.

И, наконец, самое главное – куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!

Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана – можем начинать представление!!!

Воспитатель: предлагаю вам приобрести билеты на спектакль и занять места в зрительном зале.

 

 

Дети получают билеты в билетной кассе и садятся на стульчики.

Слова тени в записи: правила поведения в театре.

Показ спектакля «Три поросёнка» до момента выхода волка.

Воспитатель: Что же делать? У Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа нет домиков. Надо помочь, ребята.

Садимся за столы. Вырезаем домики по контуру, прикрепляем палочки на скотч. Убираем рабочее место.

Спектакль продолжается до конца.

   Театральные игры .

 

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Театр пантомим

 Делятся на две команды. У ведущего в коробочке карточки с изображением кипящего чайника, мороженного, будильника, телефона и т.д. Поочередно от каждой команды подходит по одному игроку и вытягивают для себя задания.

Игрок должен изобразить то, что нарисовано, а команды отгадывают. Команда, которая первой  назовет то, что показывает ребенок, получает фишку. К концу игры выявляется команда-победитель.

Игры-превращения.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.


3 этап. Заключительный 
1. Показ спектакля «Заюшкина избушка» воспитанникам ДОУ и родителям. 


Срок реализации: январь – март

Заключение:
Реализация проекта показала, что использование теневого театра в работе с дошкольниками обогащает их жизнь и вводит в удивительный сказочный мир теней. Теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Этот вид деятельности требует от детей внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности, умения действовать по определённому образу.
Любовь к теневому театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. 
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Ведь только взрослые могут доставить детям огромную радость приобщения к театральному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...

Творческий проект: «Сказочный мир театра »

        Театрализованные игры  развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окр...

Краткосрочный творческий проект «Путешествие в мир этикета» Для детей подготовительной группы

Краткосрочный творческий проект «Путешествие в мир этикета»Для детей подготовительной группы №6 «Знайки»...

Проект "Театр перчатки" для детей подготовительной группы

Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности....

Проект по теме: «ЛУЧШИЕ ТЕАТРЫ МИРА» для детей подготовительной группы

Проект  по теме: «ЛУЧШИЕ  ТЕАТРЫ  МИРА»для детей подготовительной группы...