ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
статья (старшая группа)

Городова Нина Олеговна

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. В статье раскрыты аспекты диагностического исследования по выявлению уровня сформированности представлений о профессиях у детей, цель, задачи, принципы и содержание работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivakina_i_orazova_statya.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Н.О. Ивакина,

воспитатель

МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода

Г.Б. Оразова,

воспитатель

МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. В статье раскрыты аспекты диагностического исследования по выявлению уровня сформированности представлений о профессиях у детей, цель, задачи, принципы и содержание работы.

Ключевые слова: профориентация, ранняя профориентация, профессия, труд, старший дошкольный возраст, игра, роль, сюжетно-ролевая игра.

В настоящее время современная система дошкольного образования ставит новую цель – познакомить детей с миром профессий, что в будущем поможет им успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде, обладая необходимыми для этого чертами педагога, изобретателя, экономиста, программиста, актера и др. В педагогике это называется введением детей в профориентацию.

О ранней профориентации детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где указывается важность формирования у детей положительного отношения к труду. Кроме этого в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного детства ранняя профориентация детей является важной задачей профессионального воспитания [4].

Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленная на то, чтобы выявить личностные особенности, интересы и способности индивида с целью оказания ему помощи в разумном выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям [1].

Ранняя профориентация не состоит в том, чтобы навязывать ребенку, кем он должен стать, а заключается в ознакомлении его с различными видами труда, привитии  уважительного отношения к результатам труда окружающих людей с целью облегчения самостоятельного выбора в дальнейшем. Когда ребенком осваивается широкий спектр навыков и умений в детстве, то в более старшем возрасте он будет знать и правильно оценить свои возможности. Поэтому дошкольный период детства является подготовительным этапом закладывания основ  для профессионального самоопределения [2].

На базе муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детского сада № 88  «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода была организована работа по формированию  у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр. Сначала было организовано и проведено выявление исходного уровня сформированности представлений о профессиях с помощью методики, предложенной Т.И. Гризик, Г.А. Урантаевой  «Представления о труде взрослых». Критериями данной методики являлись характер представлений о труде взрослых и отношение детей к труду взрослых.

По результатам проведенного исследования у 50% дошкольников отмечался низкий уровень сформированности представлений о профессиях, для 35% детей был характерен средний уровень, 15% испытуемых продемонстрировали высокий уровень. Согласно полученным данным исследования, пришли к выводу о том, что большинство детей неполные представления о профессиях: затруднения в ориентации трудовых средств, ограниченность словарного запаса, характеризующего специфику профессий.

Полученные результаты исследования позволили сделать заключение о необходимости реализации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях. Перед педагогами стоит задача поиска таких средств, которые бы в полной мере смогли реализовать образовательный процесс, решив при этом все поставленные задачи. Одним из таких средств выступают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является видом деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях могут воспроизводить сферу деятельности и общения взрослых, для того чтобы усвоить важнейшие социальные роли и выработать навыки формального и неформального общения [3].

Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр включала следующие направления: определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов; создание   развивающей предметно-пространственной  среды; организация образовательной деятельности, деятельности  в процессе режимных моментов, направленных на знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых посредством сюжетно-ролевых игр; организация взаимодействия с родителями (законными представителями); оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов.

Основная цель работы – познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями  посредством сюжетно-ролевых игр. В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи (рис.1):

Рис. 1. Задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр

Основополагающими принципами являлись следующие: личностно-ориентированного взаимодействия, доступности, достоверности и научности знаний, открытости, диалогичности, активного включения детей в практическую деятельность, рефлексивности.

Таким образом, реализация работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством сюжетно-ролевых игр показала положительную динамику результатов в уровнях сформированности представлений о труде взрослых. Проанализировав полученные данные, выявили, что 15% детей имею низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 35% дошкольников продемонстрировали  средний уровень и для 50% испытуемых характерен высокий уровень.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. С.34-37.
  2. Маматова И.С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е.В. Рысаева // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 399-401.
  3. Психология человека от рождения до смерти: учебник / Аверин В. А. и др.; под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2015. 656 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе посредством художественной литературы"...

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...