Страхи у детей и их коррекция
статья

Ольга Анатольевна Иванова

 

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле -мы, издержки воспитания детей в семье, детском саду, школе и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных  дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия педагога на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах,  где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и педагогам не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Страхи у детей129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страхи у  детей и их коррекция.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных  возможностей личности, но и повернуть процесс её развития. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают  рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорождённый младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие  врачи и психологи считают, что ребёнка, проходящего через родовые пути, охватывает  запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся  на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием ….. Зигмунд Фрейд пишет: «Мы признаём также весьма значительным то,  что первое состояние страха возникло отделения от матери. Разумеется, мы убеждены, что предрасположение к повторению первого состояния страха так  основательно вошло в организм благодаря бесконечному ряду поколений, что  отдельный индивид не может избежать аффекта страха, даже если он,  как легендарный Макдуф, «был  вырезан из тела матери», то есть не знал самого акта рождения. Мы не можем сказать, что является прообразом страха у других млекопитающих животных. Может быть, вам интересно будет услышать, как можно прийти к мысли, что акт рождения является источником и прообразом аффекта страха…. Когда  много лет тому назад мы, молодые больничные врачи, сидели за обеденным столом в ресторане, ассистент акушерской клиники рассказал, какая весёлая история произошла  на последнем экзамене акушерок. Одну кандидатку спросили, что значит, когда при родах в отходящей жидкости обнаруживается Mekonium (первородный кал, экскременты), и она, не задумываясь, ответила, что ребёнок испытывает страх. Её осмеяли и срезали. Но я в глубине души встал на её сторону и начал догадываться, что несчастная женщина из народа правильным чутьём открыла важную связь.» [27, 229]

Психолог Карл Густав Юнг писал: «Если бы отец по плоти действительно обладал невероятным могуществом, то сыновья непременно убивали бы своих отцов или, ещё вероятнее, сами отказывались бы впоследствии становиться отцами. Ибо какой же нравственный человек способен нести такую непомерную ответственность?»[11, 5]

Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам».

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей "Ценные ориентации", чувства дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

Психологи ХХ века  видели причину тревог в развитии цивилизации в огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [19].

К. Изард объясняет различие терминов «страх»  и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них. Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх – это одна из  фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [13]. 

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всём протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. По мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находиться с другими людьми и в которых отчётливо проявляется его индивидуальность. Если ребёнок растёт боязливым, значит что – то неладно в его отношениях с матерью. Дело не  только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребёнок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передаётся по наследству. Но всё же многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец утверждают, что ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питьё, сон, собственная безопасность.  Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с  взрослым, его ласка, любовь, информация об окружающем мире – всё то, что способствует развитию человека как личности.

По мнению Е.М. Черепановой, помимо крайних выражений, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Психолог Игорь Вачков, считает, что в применении понятий возникает постоянная путаница. По нашему мнению, не каждый психолог сможет объяснить, чем отличаются между собой страх, тревога и тревожность.

Обобщая различные мнения, условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

  1. тревога – сигнал опасности, а страх – ответ на нее;
  2. тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;
  3. тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику Тревога более характерна для лиц с холерическим, а страх – с флегматическим темпераментом;
  4. стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;
  5. тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, прошлый травмирующий опыт;
  6. несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх – правополушарный феномен;
  7. тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.         Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие (А.И. Захаров).

Существуют разные подходы к классификации страхов у детей

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностно-обусловленный. 

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении собаки). Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого.  Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
  • владение рефлексией, как средством познания себя;
  • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и  успешностью детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дошкольники с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности.         Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку  в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей старшего дошкольного  возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей  старшего дошкольного  возраста.

        

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщению, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда всё взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется опыт  межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в тоже время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации),  чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своём желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки – выйти за отца. С пяти до восьми лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

У шестилетних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие – это не только несправедливо относящиеся к ребёнку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.  В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

Возрастные проявления навязчивости,  тревожности и мнительности сами проходят  у детей,  если родители жизнерадостны, спокойны, уверенны  в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребёнка. Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях  с родителем  того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чём – то подчёркнуто строга и принципиальна с ребёнком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.  Мальчик, не бывший в детстве  сыном Отца, лишённый его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков  формирование соответствующих полу навыков общения со  сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обречённости перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.  Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери – это и есть семейная ситуация, способствующая  уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства  собственного достоинства. Вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов,  тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

В пять – семь лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причём сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращение жизни происходит  чаще всего именно во сне. Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный  сон опережает страх смерти родителей в младшем  школьном возрасте. Таким образом, в пять – семь лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи.  Это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение и означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребёнок начинает понимать, что взросление на каком – то этапе знаменует  смерть, неизбежность которой вызывает  беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребёнок впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребёнка опоздать – в гости, в детский сад и так далее. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределённое и тревожное ожидание какого – либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами – сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придёшь?». Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют,  регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно – мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчёркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.  Навязчивый страх опоздать – это симптом болезненно заострённого и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, то есть невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

В семилетнем возрасте может возникнуть страх перед школой.  Дети даже одного возраста по -  разному относятся к предстоящему поступлению в школу. Кто – то ждёт его с нетерпением, предвкушая новые знакомства и открытия, кто – то – с недоверием и боязнью. Страх перед школой – это один из случаев проявления социальных страхов. В нём, кроме прочего,  отражается более общий страх новизны, перемен, когда от каждого нового дня ребёнок ждёт неприятностей и проблем.  Часто дети, не выражающие особого стремления идти в школу, в детсадовском возрасте тяжело сходятся со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.

С другой стороны, появление  такого страха могут спровоцировать и чисто внешние причины: ребёнок может услышать, как  кто – нибудь из  значимых и авторитетных для него людей выражает негативное отношение к школе.  Впрочем, свой страх уже подросшие дети могут маскировать обычной незаинтересованностью: «Чего я там не видел, в этой школе?  Я и так всё знаю!» В любом случае появление такого барьера легче предупредить, чем потом стараться от него избавиться.

Чтобы снять внезапно возникшее неприятие школы, связанное с услышанным негативным высказыванием  о ней. Самый эффективный способ – выяснить, кто именно оказался «автором» высказывания. Только его же слова, в которых он признаёт, что на самом деле в школе нет ничего страшного, убедят малыша.  Нужно  поговорить с «автором»  «как взрослый со взрослым»,  рассказать, как важно для данного  ребёнка  его мнение. Как он переживает из – за  услышанного.

Также  следует не давать  повода думать, что  каким – то образом можно избежать школы. Это только спровоцирует на появление бурных эмоций. Ребёнок может начать шантажировать, жалуясь на болезни и страхи. Спокойно объяснить, что школа – это неизбежное, но абсолютно нормальное явление.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия  рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство.  Существуют  различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт – терапии,  так  как  в дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» [2], а важнейшей продуктивной деятельностью – рисование. Игровая и арт – терапия рассматриваются как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребёнка от внушённых страхов. Контрсуггестия – такой  способ взаимодействия взрослого и ребёнка, который осуществляется  в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребёнком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Рассмотрим приёмы преодоления страхов у детей с помощью арт – терапевтического  метода экспрессивного рисования (изображение ребёнком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой  этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребёнку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты  и страхи, чем высказать  их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт – терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить  «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов. По мнению Л.Д. Лебедевой [7] в  процессе рисования происходит «оживление чувства страха» и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребёнку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и другое).

Смехотерапия – также одно из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов.  Если ребёнок смеётся – в его сознании  нет места кошмарам. Из этого  утверждения можно сделать два вывода.  Во – первых, когда в семье царит непринуждённая, радостная атмосфера, когда родителям присуще здоровое чувство юмора, которое проявляется во всех без исключения ситуациях, - дети в таких семьях редко вырастают мнительными и тревожными, страхи задевают их  только «по касательной», не закрепляясь в сознании и не отражаясь на формировании характера.

Во – вторых, если страх дал корни в психике ребёнка, выкорчевать его можно опять – таки с помощью смеха. Но это не так просто, как может показаться с первого взгляда. Ребёнок должен быть расположен смеяться, а в состоянии острого страха это вряд ли возможно. Поэтому смех может выступать как профилактика страхов.

Детям нравится играть в «маленьких волшебников».  Это тоже может быть  одним из вариантов разыгрывания страхов, но с уклоном в юмористическую сторону. Например, мальчик вспоминает, как во сне увидел тигра, который забрался в его спальню. Участники игры могут представить, как тигр увидел миску сметаны и объелся до того, что не мог встать с пола.  Эта методика замечательно описана в знаменитом «Гарри Поттере», где ученики школы магов с помощью заклинаний и волшебной палочки превращали свои страхи в их  противоположности – образ строго учителя разукрасился женским чепчиком и панталонами, чудовище превратилось в бабочку и так далее.

Как и многие другие психологические процессы, механизм воздействия смеха на состояние человека до конца не изучен.  Но мы невооружённым взглядом можем увидеть, как смех снимает нервное напряжение. Не зря даже истерика может закончиться взрывом хохота, после чего человек чувствует себя опустошённым и умиротворённым.

Таким образом, необходимым условием для нормального психического здоровья детей дошкольного возраста является информирование взрослых (родителей, сотрудников дошкольных учреждений) по поводу причин, последствий, форм социализации и профилактики детских страхов. Вести пропагандистскую работу педагогу необходимо с родителями детей, посещающих ДОУ. Это могут быть различные семинары, доклады, раздаточный материал, диагностические данные детей, совместные занятия с психологом.

Родитель через воспитателя обращается к психологу с запросом коррекции страха, тот в свое время проводит индивидуальные занятия, корригирующие душевное равновесие, кроме этого, дает указания родителю. Также, родитель напрямую может обратиться за помощью к психологу.

 Конечно, это в идеале, а так, не каждый родитель, воспитатель обращает внимание на психическое состояние ребенка, считая боязнь — нечто временным состоянием. Недостаточная информированность педагогов, родителей определяют запрос. В современных условиях возникает необходимость в формировании целостных комплексных информационно-аналитических систем, помогающих найти нужный метод коррекции страхов, новый путь для решения актуального вопроса относительно психического здоровья. Совершенствование системы воспитания предполагает у сотрудников ДОУ более высокой информированной активности. В нашем нестабильном мире возникла потребность в большом объеме ранее невостребованной информации. Проблема информационного обеспечения сотрудников дошкольных учреждений, родителей сложна, так как упирается в финансово-экономическую сторону. Методическая и научная литература по данным вопросам не всем доступна. В основном, дошкольные учреждения отдают предпочтения в покупке обучающей и развивающей литературы. Психологическая литература отодвигается на второй, а то и на третий план. Одним из путей решения проблемы оптимизации работы со страхом может явиться создание центра, обеспечивающего все дошкольные учреждения необходимой литературой и возможностью получения полной, глубокой, достоверной и современной информации. Также проведение курсов повышения квалификации. Кроме этого, необходимо включать в годовые планы комплексы упражнений, помогающие гармонизации психического равновесия, преодолению страхов. Необходимой составляющей оказания эффективной коррекционной помощи является и самообразование, творчество сотрудников ДОУ. Способность к гибкому, инновационному мышлению, способность учиться и совершенствоваться — одно из важных качеств современного педагога. Подобный подход является целесообразным, так как позволяет сделать информацию более полной и доступной.

Таким образом, успешное решение задач в области коррекции тревожности и страхов позволяет более эффективно решать проблемы улучшения качества психического здоровья дошкольников.

Если упростить до предела, можно смело утверждать, что всей человеческой жизнью управляют только две эмоции – страх и любовь. Все остальные – лишь производные от двух полюсов человеческой психики. Впрочем, в каждом противоположном начале есть и зародыш своего антипода – любя, мы боимся за своих близких, а в страхе за жизнь любим все её проявления.

В первую очередь это говорит о том, что механизм страха у нас, как и у животных, является продолжением инстинкта самосохранения, позволяющим избежать опасностей и сохранить жизнь. По замыслу эволюции, резкий выброс адреналина в кровь (как продолжение химико – физиологических изменений при испуге) должен способствовать  повышению скорости реакции, то есть мы или  быстро соображаем, что делать, или быстро убегаем. Таким образом, можно сделать вывод, что страх сам по себе – явление скорее положительное и прогрессивное.

Конечно, каждый ребёнок переживает индивидуальные ощущения, их страхи отличаются между собой и насыщенностью, и степенью тяжести, и сопутствующими фантазиями. Один и тот же страх в разном возрасте будет по – разному влиять на формирование личности.

Как ни прискорбно это признавать, но в подавляющем большинстве случаев этими причинами становится поведение нас, взрослых. Какой бы крепкой психикой ни обладал малыш при рождении, в семье, где царит тревожная, конфликтная обстановка, у него гораздо больше шансов  вырасти хроническим невротиком, с целой охапкой страхов и комплексов. С другой стороны, даже самую впечатлительную кроху можно воспитать здоровым и устойчивым, если создать ему условия, в которых он чувствовал бы себя уверенным и защищённым.

Нами установлено, что  возникновение детских страхов – явление неизбежное и по сути своей не разрушительное. Но при определённых обстоятельствах (тонкой нервной системе, неблагоприятной обстановке вокруг, наслаивании страхов) они могут перерасти в серьёзную патологию, которая способна разрушить будущее маленького человечка.

Какой бы способ борьбы с детским страхом мы бы не выбрали, важно, что бы не оставлять жалоб ребёнка без внимания. Только таким образом удаться воспитать  не закомплексованного, уверенного в себе человека.

В условиях дошкольного воспитания традиционно используются игровые методы профилактики страхов. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Игра наиболее адекватна дошкольному возрасту, поскольку основано на способностях ребенка дошкольника к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с миром в символической форме.

На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт – терапии,  так  как  в дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» [2], а важнейшей продуктивной деятельностью – рисование. Игровая и арт – терапия рассматриваются как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребёнка от внушённых страхов. Контрсуггестия – такой  способ взаимодействия взрослого и ребёнка, который осуществляется  в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребёнком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Рассмотрим приёмы преодоления страхов у детей с помощью арт – терапевтического  метода экспрессивного рисования (изображение ребёнком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой  этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребёнку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты  и страхи, чем высказать  их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт – терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить  «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов. По мнению Л.Д. Лебедевой [7] в  процессе рисования происходит «оживление чувства страха» и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребёнку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и другое).

Коррекционная работа над страхами носит фронтальный характер, но имеет в качестве важного этапа индивидуально – личностное самопознание в процессе художественно – продуктивной деятельности. Поэтому её можно считать более свободной, имеющей недирективный характер, ограниченной только определённой темой задания и условиями проведения обсуждения. Арт – терапевтические занятия подходят для замкнутых детей. В центре таких занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально – личностное самопознание.  Поэтому нам представляется, что арт – терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арт - терапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Следовательно,  своевременная коррекция  способствовала  преодолению возрастных страхов у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3- 4. – С. 58 – 61.
  2. Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея! [Текст]  // Дошкольное воспитание.- 2004.- №9.- С.66- 68.
  3. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: ВЛАДОС, 2011.
  4. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2005.
  5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве[Текст]/Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика, 2005.- 181с.
  6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. [Текст]/А.Я.Варга. - СПб.: Питер, 2011.- 278с.
  7. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации [Текст]/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 2008.- 152с.
  8. Вард, И. Фобия[Текст]И. Вард. – М.: Проспект, 2011. – 78с.
  9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика[Текст]/А.Л. Венгер.- М.: Генезис, 2011.- 128с.
  10. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология развития человека[Текст]/Б.С., Н.В. Волкова.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
  11. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью[Текст]/ Н.Г. Вологодина.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [ Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1985. – 245.
  13. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] // А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2004. – 204 с.
  14. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – с. 5 – 203.
  15. Захаров, А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям [Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: Гипократ, 1995. – 192с.
  16. Зинкевич – Евстигнеева,  Т.Д. Практикум по песочной  терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2002. – с. 3 –7.
  17. Зинкевич – Евстигнеева,  Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Златоуст, 2009. – с. 3 –7.
  18. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст]/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – с. 313 – 338.
  19. Изард, К.Э.  Психология эмоций [Текст]/ К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2010. – с. 313 – 338.
  20. Лебедева, Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностистика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. –  158с.
  21. Луговская, А. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей [Текст] / А. Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
  22. Николаева, Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов к консультативной практике [ Текст] // Школьный психолог. – 2007.- 1 – 15 апреля  № 7 (389). – с. 10 – 12.
  23. Орлова, Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами  сенсомоторной арт – терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). [Текст]/  Л.В. Орлова. – М.: «Весть» ГОУВПО «ШГПУ», 2006. – с. 23 – 45.
  24. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. [Текст]. – М.: ВЕЧЕ АСТ, 2001. Т 2. – с.322 .
  25. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – с. 8 – 54.
  26. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы [Текст]/ Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 2011.
  27. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]/ З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2005. – с. 226 - 238.
  28. Хухлаева, О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст]/ О.В. Хухлаева. – Смоленск.: Совершенство, 1999. – с. 5 – 27.
  29. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]/ М.И.Чистякова. – М.: Просвещение, 2006.
  30. Штейнгарт, Л. Юганская песочная психотерапия [Текст]/ Л. Штейнгарт. – СПб.: Питер, 2001. – с. 12 – 35.
  31. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей [Текст]/ Г. Эберлейн. – М.: ВЛАДОС, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Описаны необходимых диагностических продцедуры и непосредственно коррекционная работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста....

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...

Коррекция страхов у детей

Материал поможет в работе с детскими страхами, снятие чувства беспокойства на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия ребенка....