Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
статья

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры дошкольонго образования, определение читательской грамотности, этапы формирования читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность – основа функциональной грамотности образованного человека.

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Функциональная грамотность – способность человека вступать во взаимоотношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – это базовое образование личности.

Ребёнку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

Способность строить социальные отношения.

Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А..А. Леонтьев).

4К компетенции будущего: кооперация, критическое мышление, коммуникация и креативность.

Основные составляющие функциональной грамотности:

Математическая грамотность;

Читательская грамотность;

Естественнонаучная грамотность;

Финансовая грамотность;

Глобальные компетенции;

Креативное мышление.

Указ президента № 204 от 07.05.2018. «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
 воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
 

Дошкольное образование является  базисом формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
Формирование речевой активности дошкольников;
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы и естествознания, математики, истории и т.п;
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Ребенок способен объяснять явления или процесс на качественном уровне, объяснять свойства объекта. Может определить, использовать и выработать разъяснительные модели и представления. Предложить объяснительные гипотезы.

Читательская грамотность -

способность человека понимать и использовать письменные тексты;
Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
Расширять свои знания и возможности;
Участвовать в социальной жизни.

 Этапы формирования читательской грамотности:

Организационно-подготовительный (организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды);

Мотивационно-диагностический (продуманный анализ содержания произведения);

Деятельностный (развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях);

Рефлексивный (организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы).

Елена Матвеева – автор развивающей и художественной литературы для детей дошкольного возраста. По ее методикам обучаются дети в нашей стране в детских садах, школах и дома. Книги и пособия автора способствуют формированию читательской грамотности.

Развитие смыслового чтения у детей – основа функциональной грамотности.

Смысловое чтение  - это:

Развитие речи и коммуникативных навыков;

Формирование эмоционального интеллекта;

Развитие каналов восприятия;

Моделирование речевых ситуаций;

Освоение социального опыты;

Формирование речевого чутья;

Мотивация чтения текстов разных видов и жанров.

 Закончить выступление хотелось бы словами Ф. И . Тютчева.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
Посеять в душах благодать,
Увы, не каждый раз дается.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Функциональная грамотность и оценка качества образования"

ВВЕДЕНИЕВ последнее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Согласно заключению Совета Европы, особенностью современного эт...

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»

Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Основы функциональной грамотности дошкольников»

Современный ребёнок – это житель XXIвека, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распрост...

Доклад "Основы функциональной грамотности в дошкольной образовательной организации"

В этом году,  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных...