Статья: "Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания дошкольников"
статья

Гришина Ирина Владимировна

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания дошкольников

Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Оно включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потекши, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных дошкольных образовательных учреждений активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование  народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, можно предложить нетрадиционные методы и приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

В процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества можно использовать следующие формы, методы и приемы:

«Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Дошкольнику предлагается взять картинку и, не показывая и не называя её, описать характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

«Похож или не похож». Дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.

«Аудиоигра». Дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей.

«Лотерея загадок» Игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи.

«Смешные нелепицы». Дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.

«Знаток народных пословиц и поговорок». Этот конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике.

«Составить правила к поговорке». Например: «В правде сила». Правила: -говори всегда правду; -не рассказывай тайну своего друга без его согласия; -не обращай свою вину на других; -помогай говорить правду своим близким; -учи говорить правду младших по возрасту.

«Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают ту, которая отражает несколько иную  идею, чем все остальные.

«Озорные буквы» Предлагается найти в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл. Например: Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум). На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

Словесно-дидактическая игра «Радио». Дошкольнику предлагается выполнить роль диктора и описать кого-нибудь из героев русских народных сказок. Остальные дети должны отгадать героя.

«Продолжи сказку». Детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои.

«Сказка от загадки». Дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте.

Моделирование сказок. Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр. Затем переходим непосредственно к работе с моделями. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

«Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

«Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

«Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Кто быстрее?». Конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

Социально-коммуникативного развитие детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять с помощью следующих методов и приёмов:

«Сложные ситуации». Дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных  экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.

«Словесный портрет». Предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.

 «Книга сказок»  Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.

«Коллаж из сказок». Позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

«Красна девица и добрый молодец». С целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляется словесный портрет из добродетелей главных героев.

«Путешествие по маршруту добрых дел». Дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения.

«Волшебные слова». После просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.

«Отгадай». Детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться.

«Изобрази пословицу с помощью пантомимы». Чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют.

«Уроки предков». Используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.

«Добрые советы». С дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах.

С целью познавательного развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка», во время которых детей знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучают музыкальное, устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

В регионах активно используется познавательно-игровой или познавательный проект, позволяющий знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.

Для закрепления знаний об окружающем мире можно использовать различные игры и упражнения:

«Путаница». Дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточки с изображением животного и складывают их в два ряда - справа диких животных, а слева - домашних животных.

«Вечер загадок». Дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди вещей расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют её. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданных в первом туре предметов.

«Определим пословицу по началу». Интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений.

Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-эстетического развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:

«Нарисуй свою сказку». Дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке.

«Книга сказок». Составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях.

«Коллаж из сказок». Позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

Таким образом, устное народное творчество пронизывает все виды деятельности детского сада. Знакомство с народным искусством приобщает детей к истокам народной культуры, знакомит с наследием прошлого, способствует интеллектуальному развитию, формирует навыки социального поведения. Все это благоприятно влияет на развитие и формирование личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

это материалы на которые можно опираться при написании опыта работы на изучаемую тему....

Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.

О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-...

Народное творчество в нравственно-трудовом воспитании дошкольников

консультация в папку-передвижку для родителей...

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...