Родительское собрание "Вопросы семейного воспитания"
методическая разработка (старшая группа)

Гробова Елена Александровна

Игра-дискуссия с родителями по вопросам семейного воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_voprosy_semeynogo_vospitaniya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Игра-дискуссия

«Вопросы семейного воспитания»

Цель: помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе.

Задачи:

  • Дать понятие родителям о гендерном воспитании детей.
  • Объяснить  роль родителей в половом воспитании детей.
  • Помочь родителям  лучше понять своего ребенка;

Участники: родители,  воспитатели.

Ожидаемые результаты:

  • Вызвать интерес к обсуждаемой проблеме и желание участвовать в обсуждении ее.
  • Повысить уровень компетентности родителей по вопросам  гендерного воспитания детей.

Материалы и оборудование:

  • Тест-игра «Какой вы родитель?»
  • Карточки для практического задания.
  • Карточки психологических отличий мальчиков и девочек.
  • Набор геометрических фигур.
  • Ручки и листы для записей на каждого родителя.

Ход собрания.

1. Приветственное слово.

Родители делятся на 2 группы по половому признаку собственных детей "Мальчики", "Девочки"

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша  встреча, посвящена воспитанию девочек и мальчиков.

2. Психологическая разминка «Кто же они? Девочки и мальчики».

Уважаемые родители, перед вами понятия «Девочки», «Мальчики», и три геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Посмотрите, пожалуйста, на эти фигуры. Выберите одну из фигур, которая ассоциируется у вас с данными понятиями.

Почему именно эта фигура вызвала у вас ассоциации с понятиями?

3. Теоретическая информация по теме собрания.

Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребёнка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы все такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной же ситуации, воспринимаем окружающий мир, ведь половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Пол в переводе с латинского означает «порождать, разделять, делиться».

Пол ребёнка зависит от отца, и пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, различия между девочками и мальчиками формируются уже в эмбриональный период.

Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и не называя себя «Я», ребёнок уже узнаёт – мальчик он или девочка. Конечно, на этих порах он может назвать свой пол, но не более того, почему это так, он ещё объяснить не умеет.

Ребёнок после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошёл».

Уже в три года дети знают, что девочкам следует вести не так, как мальчикам. Становясь старше, ребёнок начинает воспринимать внутренний мир, переживания, смысл поведения отца и матери как мужчины и женщины. И это – идентификация.

Отец по-другому ходит, говорит, проявляет эмоции, чем мать. И ребёнок запечатлевает это. Но отец по-другому относится к жизни, к ситуации, по-другому оценивает, разрешает проблемы и переживает их, и мальчик воспринимает это, уже солидаризируясь с отцом, идентифицируясь с ним, а не просто, копируя его. То же самое и девочка, когда она воспринимает мир матери, её переживания и реагирование, идентифицируясь с ней.

Для того чтобы идентификация с отцом для мальчика проходила нормально, роль отца в семье должна быть сильной, его престиж и авторитет – высокими. Сын на всю жизнь запоминает облик отца. Дочь, глядя на отца, делает свои выводы о том, что такое мужчина и какова его роль. В свою очередь, мать должна предстать перед детьми оптимистичной, гордой, красивой.

4. Практическое задание (по группам)

В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности, вам предстоит выбрать, те качества, которые важно воспитывать в вашем сыне или вашей дочке.

Уважение к противоположному полу.

Трудолюбие.

Находчивость

Самодостаточность.

Доброта.

Жизнелюбие.

Мужество.

Любовь к окружающему

Женственность.

Отзывчивость

Смелость.

Порядочность.

Сила воли.

Уважение к взрослым

Честность.

Зависть

Ответственность.

Недоверчивость.

Нежность.

Осторожность

Агрессивность.

Истеричность

Уверенность.

Бережливость

Хорошие манеры.

Хозяйственность

Сообразительность.

Скупость

Остроумие.

Независимость

5. Психологические отличия мальчиков и девочек.

Перед поступлением в первый класс становится наиболее заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют игры подвижного характера, девочки предпочитают спокойные игры (сюжетно-ролевые  — «Семья», «Магазин», «Школа»).

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Девочки более послушны, чем мальчики. Это запрограммировано природой.

Мальчики более изобретательны, чем девочки. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки - «вундеркинды», по большей части, превращаются в таких, «как все».

Девочки более работоспособны чем мальчики. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, мальчики раскачиваются дольше и к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Мальчики занимают больше места. Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на так называемое «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы. С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

Считается, что мальчики не должны плакать. Однако, это не совсем верно. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух. Хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

Мальчики:

Девочки:

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

Похвала побуждает к дальнейшим действиям.

Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

Для девочек важна эмоциональная окраска речи, а ни её сущность.

Воспринимают только положительные оценки, на отрицательные сильно огорчаются.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

6.Тест-игра: « Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

 Сколько раз тебе повторять?

2

 Посоветуй мне, пожалуйста.

1

 Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

 И в кого ты только такой уродился?!

2

 Какие у тебя замечательные друзья!

1

 Ну на кого ты похож (а)?

2

 Я в твои годы…

2

 Ты моя опора и помощник (ца).

1

 Ну что за друзья у тебя?

2

О чём ты только думаешь?!

2

Какая (какой) ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети, как дети, а ты…

2

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

1

Оценка результатов:

Подсчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
  • 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

7. Отличия воспитания мальчиков и девочек.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Старайтесь понимать наших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути – какими должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.

прежде всего нужна любовь. Существуют различные проявления любви: это может быть забота, внимание, защита, поддержка, доверие, вера в собственные силы ребенка и в его будущий успех и т.д. Однако все эти проявления можно подразделить на два основных: любовь-забота и любовь-доверие.

Всем детям (и мальчикам, и девочкам) необходимы оба проявления любви. До 9 лет все дети больше нуждаются в заботе, с 9 до 18 – в доверии. Но в независимости от возраста мальчикам больше нужна любовь - доверие, а девочкам любовь-забота.

О девочке нужно заботиться, нужно сострадать ее боли, настраиваться на ее переживания, какие-то детские страдания. Любовь-забота побуждает родителей вмешиваться в жизнь ребенка, интересоваться событиями его жизни, влиять на нее. Чем больше заботы получает девочка, тем выше ее самооценка, тем лучше она раскрывает свои женские качества.

Мальчикам нужен другой вид любви – доверие, который подразумевает признание того, что «с моим сыном все в порядке». Доверие означает способность полагаться на сына, способность дать ему возможность действовать по своему разумению, самостоятельно прилагать определенные усилия и совершать ошибки в достижении желаемого. Мальчики учатся на своих ошибках и на основе полученного опыта достигают успеха.

Если мальчик получает слишком много советов и опеки, то он начинает считать себя неполноценным, и не будет иметь решимости идти на риск в разрешении жизненных ситуаций, предпринимать серьезные, рискованные шаги в жизни (вступать в брак, выбирать работу и т.д.), ему будет тяжело принимать решения и брать на себя ответственность.

8.Заключительна часть

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начинать с нуля и ваш опыт воспитания дочки иногда не только не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдет, если после сына у вас родилась долгожданная дочь, хотя здесь сложностей обычно меньше.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Удачи вам и терпения в воспитании ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».

Родительский  семинар - практикум  «Стили  семейного  воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...

Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"

Конспект родительского собрания.Семейное воспитание и здоровый образ жизни....

Конспект родительской встречи «Семейное воспитание и здоровый образ жизни»

Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"- беседа о том, насколько важно детское здоровье, нужно ли его укреплять и какими способами....

Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"

Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"...

Понятия «детско-родительские отношения», «семейное воспитание» и их роль в формировании личности ребёнка.

Понятия "детско - родительские отношения", "семейное воспитание" и их роль в формировании личности ребенка....