Самообразование «Изучение истории родного края, как средство нравственного воспитания и интеллектуального развития»
методическая разработка

Шабала Татьяна Александровна

Самообразование по теме "Изучение истории родного края, как средство нравственного воспитания и интнлектуального развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_202223.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

 663630, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул. Пер. Новый, д.3А

Тел. 8 (39161)78 – 1- 23, Email: checheul2013-dou@yandex.ru

 

                               ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

                ВОСПИТАТЕЛЯ Шабала Татьяны Александровны

                                                      НА ТЕМУ:

         «Изучение истории родного края, как средство нравственного воспитания и интеллектуального развития»

                                         Содержание

  1. Пояснительная записка
    2. Целевой раздел
    2.1 актуальности
    2.2 цель и задачи
    2.3 ожидаемые результаты
    3. Перспективный план работы по самообразованию
    4. Содержание работы над темой самообразования
    5. Методическая работа
    6. Работа с родителями
    6.1 консультации и папки-передвижки для родителей
    6.2 анкеты для родителей
    7. Консультации для педагогов
    8. Работа с детьми
    8.1 Диагностика по определению уровня сформированности представлений о родном крае
    8.2 Результаты диагностики
    8.3 Посещение музеев
    8.4 Конспекты НОД
    9. Картотека
    10.Формы предоставления результатов самообразования
    Литература

  1. Пояснительная записка

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.

       Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Одним из факторов стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагога является аттестация. Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

     2. Целевой раздел самообразования

     2.1 Актуальность

      В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

      Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

      Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

                                        2.2 Цель и задачи

       Цель: Повысить собственный уровень знаний и развивать у детей дошкольного возраста нравственно- патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

          Задачи:  

 - Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.  

- Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.  

- Способствовать социализации воспитанников, развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

-  Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.  

-  Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу  Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.  

- Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

- Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным селом, краем.  

- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном селе.

 -  Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.  

- Разработать перспективный план по краеведению.

                     2.3 Ожидаемые результаты  

- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.  

 -Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.  Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.  

   - Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

  ¬  Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам.

  1. Перспективный план работы по самообразованию

                             Первый этап. 

1.Выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса

- прохождение курса «Использование технологии музейной педагогики и ее образовательных возможностей в организациях, осуществляющих учебено воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС» 12 ак. Ч.

- изучение научно-методической литературы, посещение МО

 - изучение современных форм работы, технологий

 - изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов (maam.ru, nsportal.ru и др.)

 - изучение статей в журналах по данной теме

- знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов по данной теме

                           Второй этап. Практический

- проведение специальной диагностики по определению уровня сформированности представлений о родном крае

 - разработка методического комплекса по теме самообразования

- создание развивающей среды в группе

- подготовка консультаций для педагогов и родителей - изготовление пособий и дидактических игр

- изготовление лэпбуков по теме самообразования

- внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми

- оформление папок - передвижек для родителей

                         Третий этап. Обобщающий

 - систематизация и обобщение накопленного опыта работы - досуг для детей и родителей - проведение открытого занятия - проведение мастер-класса для педагогов.

  1.              Содержание работы над темой самообразования.

Содержание работы

Источники

Ожидаемые результаты

1

ФГОС ДО в современных технологиях по изучению истории родного края.

Метод.лит-ра.

Интернет источники

Повышение качества образовательной деятельности.

2.

Знакомство с новыми пед.технологиями в условиях доступной среды

Периодические издании, метод. Литература,

Интернет ресурсы

Разработка новых форм. Приемов воспитательно образовательного процесса.

3.

Создание творческой лаборатории

Метод. литература

Дидактические, , развивающие игры.

4.

Совершенствование знаний в области изучения истории родного края

Метод.лит-ра, интернет ресурсы

Повышение качества проведения образовательной деятельности с детьми

5

Знакомство с новыми формами, методами и приемами по изучению истории родного края для дошкольников

Обмен опытом с коллегами, посещение МО по теме

Анадиз и самоанализ деятельности.

6

Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

Интернет источники

Открытые просмотры нод

7.

Посещение интернет музея,

Повышение качества НОД

8.

Подготовка и проведение ООД по теме «Предметы русской старины»

Метод. Литература,

интернет ресурсы.

5.Методическая работа.

    Формы работы

                        Сроки

Сбор и анализ информации, работа с метод и периодической  литературой

   сентябрь

Создание предметно-развивающей среды по изучению истории родного края

В течении года

Кружковая деятельность

ежемесячно

Подготовка консультаций для родителей :

«Семья главный воспитатель высоконравственного ребенка»;

«С Чего начинается Родина»

«Народные праздники России»;

«Мой дом, моё село»;

«Воспитание любви к родному краю»

В течении года.

Подготовка консультации для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"

Согласно с ФГОС  наша задача как педагогов  направлена не только на развитие  видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...

Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

Нравственно - патриотического воспитание через изучение истории родного края

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви ...

Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"

Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"...