Семинар-практикум для родителей «Общаться с ребёнком – это здорово!»
методическая разработка

Андреева Ирина Александровна

На семинаре родители смогут осознать свой стиль родительского поведения, узнают какие фразы, выражения не стоит употреблять при общении с ребёнком и как лучше строить свою речь для эффективного взаимодействия родителя и ребёнка. Семинар поможет родителям лучше слышать и понимать своего ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchatsya_s_rebyonkom_eto_zdorovo.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Общаться с ребёнком – это здорово!»

Цель: помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля общения, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, свечи, подсвечник, компьютер, карточки с проблемными ситуациями на каждую группу, карточки с фразами, несущими негативный смысл на каждую группу.

Организация рабочего пространства:

  1. Встреча проходит в музыкальном зале.
  2. Столы расставлены таким образом, что образуются 3 группы.
  3. На столах у родителей чистые листочки, ручки для записей.
  4. Родители рассаживаются за столы произвольно.

Ход собрания:

  1. «Погружение». Притча «Вопросы малыша».

Родители проходят в зал и рассаживаются по местам. Звучит аудиозапись притчи.

Вопросы малыша

 

Мать не на шутку перепугалась, когда у неё в прачечной появился ангел-мужчина огромного роста.

— Что ты здесь делаешь?

— А ты ожидала, что я приду на кухню? — спросил ангел.

— Нет, я вообще не ждала тебя, — ответила мать. — Ты зачем здесь?

— Чтобы ответить на твою просьбу, — сказал ангел так, как если бы появляться в доме у людей было для ангелов в порядке вещей.

— Я не помню ни о какой просьбе! — воскликнула мать. — Надеюсь, что я просила о чём-то хорошем, и что ты не подслушивал, когда я ругалась. Я могу наговорить всё что угодно, когда я взбешена.

— Нет, нет, — ответил ангел. — Помнишь, когда ты смотрела в глаза своему ребёнку и тихо говорила: «Ах, если бы мы с тобой могли поговорить»? Вот, я здесь для того, чтобы это устроить. Завтра вечером, когда ты будешь в детской, я тоже буду там, чтобы ты могла поговорить с ним, а он с тобой. У тебя будет немного времени, когда он сможет общаться с тобой на языке взрослых и думать как взрослый. Подробнее я тебе расскажу об этом при встрече. — И с этими словами ангел исчез, проплыв влево от сушильной машины и вверх по вентиляционной трубе.

Мать не испугалась. В конце концов, она верила в ангелов и много раз бывала в местном спиритическом салоне. Она никак не могла знать, что настоящие ангелы не любят этих салонов.

Мать мало спала в ту ночь, а когда вечером укладывала своего шестимесячного сына в кроватку, заглянула ему в глаза и сказала:

— Завтра мы с тобой поговорим!

Она была взволнована. В ответ он пустил пузырь.

Она долго раздумывала над тем, что ему скажет. С чего начать? Сколько у неё будет времени? Сможет ли она рассказать ему о серьёзных вещах? Она начала перебирать в уме всё то, что хотела сказать ребенку, только начавшему познавать мир, — о том, что плита горячая, а такой красивый огонь может обжечь… но, стоп! Ангел говорил, что у ребёнка будет сознание взрослого. Это меняет дело! Ей нужно будет сказать ему, как обращаться с девушками, и как исцелить разбитое сердце, и что не всем можно доверять, и о том, что не нужно ездить на большой скорости. Подумать только! Как много ей нужно сказать того, что нужно знать человеку!

Наступил вечер следующего дня. Время волшебной беседы понемногу приближалось. Она сидела в детской у кроватки сына и ждала назначенного часа. И снова из ниоткуда явился ангел.

— Рад видеть вас обоих, — сказал он второпях. — Вот как будет проходить ваша беседа. Мама, ты можешь только отвечать. Сын, ты можешь задать только три вопроса. После этого всё прекратится. — С этими словами ангел опять исчез, на сей раз через решётку камина.

«Это коренным образом меняет дело, — про себя подумала мать, глядя на своего сына. — У меня, наверное, галлюцинации. Бьюсь об заклад, что мой сын сейчас заснёт». Но вместо этого младенец встал!

— Мама, это воистину волшебный день, что мы можем вот так с тобой говорить. Какая это радость, что я могу говорить с тобой сейчас, когда я ещё не вырос!

В изумлении мать застыла с открытым ртом.

— Я могу задать только три вопроса, — продолжал из кроватки мальчик. — Я так много хочу узнать!

Мальчик уже думал над первым вопросом, когда его мать только начала понимать, что же происходит. «Это не сон, — подумала она. — Мой сын говорит со мной, как если бы он действительно был взрослым! Что за чудо, что за дар!» Она с трудом сдерживала себя, пока сын думал над первым вопросом. Будет ли он касаться философии или религии? Возможно, он попросит совета, как ему быстрее сделать карьеру, или, может быть, захочет узнать о том, как найти спутника жизни — такого, с которым бы он прожил дольше, чем она со своим. Мальчик посмотрел в глаза матери и задал первый вопрос.

— Мама, я лежал на спине во дворе и был изумлён, глядя на небо. Почему оно голубое?

Мать едва не сорвалась на крик: «Ты попусту потратил первый вопрос! Какая разница, почему оно голубое!» Однако она очень любила сына и принялась терпеливо, согласно условиям ангела, отвечать на вопрос. Она объяснила, что находящиеся в атмосфере молекулы кислорода преломляют солнечные лучи, превращая их в голубые. По крайней мере, она понимала это так. Как бы то ни было, звучало это убедительно. Она с тревогой ждала следующего вопроса. «Уж следующий-то должен быть посерьёзнее, — думала она. — Возможно, он захочет узнать, чем ему заниматься в жизни, чтобы не закончить её бездомным бродягой или в компании друзей-преступников».

— Мама, мой второй вопрос такой. Хотя я здесь всего шесть месяцев, я заметил, что на улице иногда тепло, а иногда холодно. Почему?

Мать пришла в ужас. Ещё один вопрос потрачен на бессмысленную чепуху! Как такое может быть, спрашивала она себя. Её сын был простодушен и любознателен. Эти вопросы были важны для него, а она дорожила этим волшебным временем, которое они могли провести вместе. Не торопясь, она рассказала ему о Земле и о Солнце, и о том, что Земля немного наклоняется, обращаясь вокруг Солнца, из-за чего наступают зима и лето, становится то холодно, то тепло. Наконец, пришло время для последнего вопроса. Они говорили уже почти полчаса, а так мало было сказано.

— Мама, я люблю тебя! — воскликнул сын. — Но как мне знать, что ты на самом деле моя мама? Можешь ли ты это как-то доказать?

А это что за вопрос? Откуда он взялся? Кто же ещё мог быть его матерью? Разве не она каждый день заботилась о нём? Какое разочарование она испытывала от этой беседы! Ей почти захотелось уйти и вернуться в прачечную, где всё началось. Она думала о том, как она в следующий раз затолкает ангела в сушильную машину, если он осмелится появиться вновь. Её сын с невинным и любознательным взглядом ждал ответа.

Она заплакала, но протянула руки и сказала:

— Посмотри на мои пальцы, они такие же, как и у тебя. Моё лицо и ноги похожи на твои. Я выражаю чувства и любовь точно так же, как и ты. Я действительно твоя мать. У нас одинаковые глаза и губы, посмотри!

Услышав это, малыш успокоился, не спеша улёгся на свой матрасик и уснул.

И это всё? Чудо общения случилось и бесследно ушло, а ей так и не удалось толком поговорить с сыном. Что произошло? Что было не так? Она долго ещё обдумывала случившееся и расстраивалась, что в столь важный момент ничего существенного так и не было сказано.

Потом ангел появился опять, из сточного отверстия в ванне.

— Уходи, — сказала мать, прежде чем ангел успел раскрыть рот. — Я так разочаровалась в тебе.

— Я дал тебе время, — сказал ангел мягко. — Не я придумал эти вопросы.

— Ну и какая польза от этого? Почему мой сын не спросил о чём-нибудь важном? Ты же сказал, что у моего сына будет сознание взрослого, но он задавал вопросы, которые задают дети. Ты обманул меня со своим так называемым чудом.

— Дорогая моя, — ответил ангел, — хотя твой сынишка и был наделён даром речи и сознанием взрослого, но у него были только знания и опыт, которые он смог приобрести за шесть месяцев своего пребывания на Земле. Поэтому его вопросы были самыми глубокими, на которые он только был способен, и ты ответила на все из них. Даже на последний, который был продиктован страхом, ты ответила правильно. К тому же ты передала ему свою любовь, когда вы были вместе, и у тебя хватило терпения выслушать и ответить. Он старался, как мог, и был честен. Разве тебе этого не достаточно?

Мать села. Она не подумала об этом. Её сынишка выбрал самые лучшие вопросы, которые могли прийти ему на ум. Откуда ему было знать, о чём спрашивать, если он не обладал житейским опытом, который был у неё? И если бы ему каким-либо образом был дан этот опыт, то ему и не нужно было бы ни о чём спрашивать! Не говоря больше ни слова, ангел исчез в последний раз — на этот раз через окно.

Мать повернулась к колыбельке и долго смотрела на своё сокровище.

— Ты сделал всё как надо, сынок, — сказала она тихо. — Как хорошо, что мы смогли с тобой поговорить.

  1. Вводная часть.

Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, на которой мы с вами будем обсуждать вопросы общения с детьми. Понимание, терпение и поддержка являются немаловажными компонентами успешного общения. Как часто они забываются в отношениях с собственным ребёнком! Мы можем быть раздражительными и несправедливыми, чрезмерно строгими и невнимательными. Назидание и укор – вот зачастую единственные инструменты родительского воспитания. Сегодня мы обсудим примеры ситуаций, которые возникают или могут возникнуть в процессе воспитания ребёнком, покажем и попробуем вместе найти решение таких ситуаций.

А для того, чтобы нам настроится на рабочий лад, наладить тёплую атмосферу для работы предлагаем вам ненадолго самим стать детьми  и немного поиграть.

Игра «Давайте поздороваемся

Цель:  снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Содержание:  Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигналов ведущего:

Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам;

Звонок колокольчика — погладить по спине партнера;

Звук свистка — поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

  1. В вашей семье есть самые главные люди - это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, но и психологически. Малыш растет, и мы замечаем, что вырастить физически здорового человека легче, чем гармоничную личность. Мы стараемся, чтобы он вырос раскованным, свободным, воспитанным, вежливым. Нам хочется, чтобы ребенок был развитый, получил хорошее образование, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими. Но что мы делаем чтобы ребёнок достиг всего этого?

Предлагаем вам просмотреть несколько зарисовок.

Троллейбус в предполуденное время. Едут мама с сынишкой лет пяти. Мальчик с любопытством прильнул к окну.

—   Мам, а как вон та машина называется?

Молчание.

—  Мам, а Витька говорит, что у         «Москвича» четыре цилиндра, а у «ВМV» - восемь. Это правда?

Мама погружена в свои мысли, и ей не хочется думать о цилиндрах, даже если она и знает, сколько их должно быть.

Взгляд мальчика провожал всех выходящих и вновь вошедших.

—   Мам, а Москва это страна или что?

—   Не говори глупостей. Ты сам прекрасно знаешь, — наконец-то отреагировала мама.

Пауза.

—   Мам, а Америка далеко от нашего дома?

—  Далеко.

—  Сколько часов надо ехать? — малыш явно прикидывал свои возможности.

—  Надо лететь на самолете, — в голосе мамы нотки раздражения.

—  А почему на поезде нельзя?

Опять пауза. Собственные, возможно, нелегкие мысли маму занимают больше, чем расстояние от Москвы до Америки:

- Замолчишь ты, наконец? Сиди спокойно и смотри в окно.

Поездка долгая, и впечатлений много. Поэтому через минуту тоненький голосок опять:

—   Мам, а правда, что у сороконожки сорок ног? Зачем ей столько?

Мама на диалог не настроена. Каждый из собеседников недоволен друг другом.

Тот же троллейбус. Через три кресла от нашего «почемучки» сидят две женщины средних лет. Одна другой доверительным полушепотом, явно в поисках сочувствия:

—    Придет и сразу в своей комнате закроется. Начнешь спрашивать: «Как дела?» А он: «Нормально». Все ему «нормально» да «отстань». Такой нелюдимый стал... — вздыхает мать великовозрастного дитяти.

—   А мой, — вторит ей соседка, — возьмет телефон в свою комнату и «повиснет». О чем уж он с приятелями говорит два часа? А матери и трех слов сказать не хочет.

Как это типично и неутешительно!

Потребность в общении относится к числу самых ранних социальных потребностей человека, и если не удовлетворяется эта потребность, в дальнейшем мы наталкиваемся на различные проблемы, затрагивающие взаимоотношения с ребенком. Он становится более и более негативным, капризным, отказывается от занятий, его перестают интересовать игрушки, у него возникают вспышки гнева и перепады настроения, он становится двигательно расторможенным или апатичным, замкнутым; у него ухудшаются аппетит и сон. Мы не можем понять, что происходит? Ведь наше отношение к нему прежнее, мы также любим его, беспокоимся о нем, желаем ему всего самого лучшего, постоянно говорим ему, как надо себя вести, что хорошо, что плохо. Да, конечно, бывает, и не сдерживаемся, кричим, а то и отшлепаем. Вначале действенны угрозы, но потом и это не помогает. Он  перестает слушаться. Замечания, которые делаются (что это плохо, некрасиво, что дети так себя не ведут и т.д.), не дают никаких результатов. Ребенок перестает обращать внимание на все сказанное и «по-хорошему», и «по-плохому»: он не слышит, не реагирует. Вся семья в растерянности. Взрослые члены семьи ищут виноватого, считая, что кто-то слишком избаловал ребенка. Чаще виновником становится женская и более старшая по возрасту половина семьи. Это приводит уже к конфликтам в семье. Ребенок находится в хронической психотравмирующей атмосфере. Проблемы нарастают как снежный ком.

  1. Мы постараемся сегодня помочь вам справляться с подобными проблемами или избежать их,  используя рекомендации общения с детьми.

 ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

  • Максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ,
  • ТЕПЛОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ,
  • НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.

ТОН ГОЛОСА

в любых ситуациях в разговоре с ребенком – предельно

  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ,
  • ТЕПЛЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ,
  • НЕРАЗДРАЖЕННЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ

избегать употребления:

  • всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;
  • ПРИКАЗНЫХ ФРАЗ;
  • ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ;
  • слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО;
  • местоимений Я, ТЫ;
  • желательно использовать: СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ и местоимение  МЫ.

СТАРАТЬСЯ:

  • НЕ  ГОВОРИТЬ с иронией и насмешкой;
  • НЕ ДЕЛАТЬ постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • НЕ РУГАТЬСЯ и НЕ КРИЧАТЬ на ребенка;
  • всегда быть с ребенком ВЕЖЛИВЫМ, ТЕПЛЫМ;
  • НЕ ТОРОПИТЬ и НЕ ПОДГОНЯТЬ ребенка;
  • как можно чаще высказывать ОДОБРЕНИЕ, ПОХВАЛУ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   ПРИЯТИЕ Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
  • как можно чаще подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ РЕБЕНОК;
  • НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него;
  • НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя ПЛОХИМ;
  • от неправильного поведения или занятия ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3-х ВАРИАНТОВ деятельности или занятий.

НЕ НАДО:

  • ВСТАВАТЬ на сторону людей, обвиняющих ВАШЕГО ребенка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить;
  • ХВАЛИТЬ в присутствии ребенка ДРУГИХ и СТАВИТЬ кого-либо в ПРИМЕР.

ПОМНИТЕ:

  • телевизор или видеомагнитофон - НЕ НЯНЬКА, то есть нужно вместе с ВАШИМ ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
  • если ВЫ огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь ВЫ, находясь рядом с ВАШИМ ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН или ДОЧЬ-ЭТО РАДОСТЬ;
  • от ВАС ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ! 

Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.

Делаем раз. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать - рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.

Делаем два. Если всё-таки расшумелся, то выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. "Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат".

Делаем три. Заявляем о своих ожиданиях. "Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д."

Делаем четыре. Если не успокаивается, предоставляем выбор. "Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем".  

Делаем пять. Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.

Делаем шесть. Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так.

Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой.

Родитель. Ты сам можешь сказать, почему.

Ребёнок. Потому что я бегал по магазину?

Родитель.Ты правильно догадался.

Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду.

Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это.

Так можно поступать в любой ситуации, при решении любой проблемы. Используя этот алгоритм, мы не только находим общий язык со своими (или чужими детьми), но и помогаем ребёнку взрослеть, мы по-настоящему воспитываем его действием. Не читаем нотаций, не приводим положительные примеры, от которых мало толку. Общайтесь больше с детьми и, главное, живите с ними дружно в любой ситуации!

  1. Решение проблемных ситуаций

Первая семья - семья Сидоровых. Это большая семья из шести человек, которые нежны, ласковы, заботливы, терпеливы в отношении друг друга. Они трудолюбивы, неконфликтны, не ссорятся.

Вот наши действующие лица: 

Мама – Екатерина Семеновна, добрая, ласковая, приветливая, очень выдержанная, она работает, но часто берет работу на дом.

Папа — Анатолий Иванович, сильный, добрый, понимающий и справедливый; много работает, свободное время любит проводить с семьей.

Сын - Тимоша, хочет быть похожим на папу, учится в школе, посещает секции, имеет много друзей.

Дочка — Настенька, нежная, добрая, веселая, подвижная, в школу
не ходит, посещает различные кружки.

Бабушка Валя, добрая, все понимающая, много знающая, умеющая всех прощать,

Дедушка Гриша, мудрый, спокойный, хранящий мир и покой в семье бесконфликтно здесь улаживаются возникающие проблемы.

А рядом с ними живет семья Букиных, они шумные, крикливые, нетерпимые, но тоже все очень любят друг друга.

И сейчас хотим показать вам, как одни и те же ситуации по-разному решаются в этих семьях.

Тихий семейный вечер. После ужина все собрались в гостиной. Бабушка с Дедушкой смотрят по телевизору «Новости». Детям скучно, они просят разрешить им посмотреть боевик по телевизору в соседней комнате. Папа с таким выражением, словно он совершил открытие, предлагает:

- Дорогие ребята! Мне пришла в голову блестящая идея. Безусловно, боевик - это интересно, но его можно посмотреть в следующий раз. Фильмы повторяют часто. А вот идеи приходят редко и исчезают, не оставляя следа. Я предлагаю начать чтение новой книги или поиграть в лото, которое вам
подарили. Только, чур, я первый начинаю игру в лото или берусь вам читать эту книгу.
Выбор за вами.

Вот они: отсутствуют приказные фразы, нравоучения; есть доброжелательность, приветливость, достаточная степень уважительности; ощущение совместной деятельности, снимающее чувство давления; альтернативный выбор.

Внимательно посмотрим на разницу в решении  ситуации!        

Вариант семьи Букиных. Постепенно начинается скандал. Дети с упорством требуют переключить телевизор или разрешить смотреть фильм в другой комнате. Родители, повысив голос и крича, запрещают просмотр. В итоге: крик, слезы, никто в семье не провел вечер спокойно, все легли спать взбудораженными. Дети во сне говорили, вскрикивали, а взрослые не могли уснуть. Утро в семье будет хмурое.

В семье Сидоровых.. Дедушка и Бабушка спокойно и с удовольствием посмотрели любимую передачу. Дети чудесно провели время с отцом. Обиженных и недовольных не было.

А теперь мы хотим вам предложить попробовать решить подобные ситуации.

  1. Сегодня Настеньке обязательно нужно сделать домашнее задание. (Она посещает занятия по подготовке к школе.) Но Настя не настроена на занятия. Девочка находит бесконечное количество дел: игра в куклы, беготня по квартире, просмотр мультика - она очень занята. Ей скучно заучивать буквы, слоги и цифры.

Мама, не заставляя дочку, предлагает ей следующее:

- Ангел мой! Я вижу, что ты сейчас очень занята, а мне хочется поиграть с тобой. Давай, я буду ученицей первого класса, а ты лучшей учительницей. Посмотрим, чему ты будешь меня учить. Только договоримся: 15 минут ты учишь меня, а потом я буду 15 минут отдыхать. Мы можем провести три урока.

Вот они: отсутствуют фиксация на поведении, приказные фразы, повелительное наклонение, частицы «НЕ»; есть доброжелательный приветливый нераздраженный тон; мать отвлекает и, поменявшись ролями, привлекает дочку к необходимым занятиям в игровой форме.

  1. Баба Валя готовит обед. Из школы приходит мрачный, хмурый, всем недовольный Тимоша. Он устал и расстроен из-за конфликта в школе. Вместо обычного приветствия «Добрый день» бурчит что-то нечленораздельное. На предложение Дедушки Гриши помочь по хозяйству, неожиданно кричит: «Отстаньте, не буду!»

Дедушка, обняв внука, с должным терпением, пониманием вежливо говорит:

- Дорогой мой, я вижу, ты устал и расстроен, и готов помочь тебе. Но, знаешь, если мы сейчас поможем бабушке, она будет признательна. Выбери: почитать книжку сестре или поиграть с ней, или на кухне похозяйничать. Заранее большое спасибо тебе 

Вот они: доброжелательность, понимание состояния, отсутствуют агрессия, ирония, насмешка, недовольство; высказаны одобрение, желание помочь; использовано местоимение «МЫ», которое вселяет уверенность, снимаетнапряжение; дана возможность выбора разных видов помощи.

  1. Настенька пристает к брату. Она отбирает у него альбомы, карандаши, краски, прячет их, дразнит его. Тимоша кричит на сестру, пытается вернуть свои вещи. Возникает потасовка.

Папа обнимает обоих за плечи, не слушая взаимные претензии детей, спокойно говорит:

- Ребята, подождите! Потом досражаетесь, если сочтете это необходимым. Не жалуйтесь, все равно вы поймете друг друга намного лучше, чем я. Ведь вы брат и сестра, ближе людей не бывает, вы продолжение друг друга. А пока военное перемирие, давайте посмотрим новый замечательный альбом с иллюстрациями.

Что такое иллюстрация?

Вот толковый словарь...

Вот они: спокойный дружелюбный тон, немного юмора; легко и ненавязчиво дети разняты, нестандартно разъяснена их близость; не зафиксировано неправильное поведение; внимание переключено на конструктивное занятие.

  1. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.
          Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

И очень часто мы в своей речи, обращённой к детям, мы употребляем фразы, выражения, незначительные, на первый взгляд, но которые оставляют огромный след в психике ребёнка, формируют комплексы, отрицательные качества личности, от которых потом очень тяжело избавиться человеку даже взрослой жизни. Например, «Не твоего ума дело!». Давайте подумаем, какие отрицательные черты характера, качества могут развиться в ребёнке от этой фразы. Это Низкая самооценка, ЗПР, отсутствия своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. Согласитесь, не слишком радостная перспектива. Думаю, никому не хотелось бы видеть у своего ребёнка эти качества. Не лучше ли тогда сказать вместо этого «А ты как думаешь?», «Выскажи своё мнение»?

Или такая фраза «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». У ребёнка возникает чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя. Не лучше ли тогда, сохраняя самообладание, скрывая отрицательные эмоции, показать ребёнку, что не смотря ни на что, мы всё равно любим его, даже когда он себя ведёт не так, как нам хотелось бы, и сказать ему «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».

А сейчас мы хотим предложить вам несколько фраз, а вы попробуйте подумать, какие последствия вызовут эти фразы и что лучше сказать вместо этого.

  1. «Ты совсем, как твой папа (мама)!» -  трудности общения с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведение родителя. – «Папа у нас замечательный человек!», «Мама у нас умница!».

«Плакса-Вакса, «Визгля-пискля», «Нытик!» – сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. – «Поплачь, будет легче!».

  1. «Неряха, грязнуля!» - чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и к своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!».

«Горе ты моё!» - Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. – «Счастье ты моё! Радость моя!».

  1. «Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет». – Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность к стереотипному поведению. – «Будь собой! У каждого в жизни будут друзья!».

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенченской гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!».

  1. Итог. Вот наша с вами встреча и подошла к концу. Мы рассказали вам о тех правилах, которые необходимо соблюдать при общении с детьми и для того, что это общение было плодотворным, полезным и приятным и для родителей и для детей. Мы познакомились с разными семьями и увидели, что даже у самых терпимых и доброжелательных людей возникают проблемы, ведь это и есть жизнь. Однако все трудности могут быть преодолены, хотя и не всегда просто: подчас требуется выдумка, творческий подход, нестандартное решение, интуиция. Все проблемы решаемы, всегда можно добиться от детей нужного результата, не портя с ними отношений и не вызывая у них эмоционально-поведенческих нарушений.

И в заключении хотелось бы вам рассказать притчу.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.      

Первая сказала:- "Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!". И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: - "Я - ВЕРА. К сожалению я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше". Едва произнеся это, подул  легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:- "Я -ЛЮБОВЬ. 
У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего -  своих близких. Долго не ждав и эта свеча угасла.

Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:- "ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ! - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!" Произнеся это, он заплакал.

 Взволнованная четвертая свеча сказала: "НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я -НАДЕЖДА!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)

На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с ребёнком дома»

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, ст...

Семинар-практикум «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?»

laquo;Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще ...

Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».

Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...