Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Путешествие с колобком»
план-конспект занятия (средняя группа)

Локтионова Екатерина Владимировна
В ходе занятия дети отправляются в увлекательное путешествие по лесу вместе с колобком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_loktionova.e.v.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский cад № 80

комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе

«Путешествие с колобком»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

 Локтионова Е.В

Санкт-Петербург

2022г.

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: познавательно-речевое развитие.

Цель: создать условия для закрепления и пополнения знаний детей о грамотном и безопасном поведении в лесу.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

- Закрепить модель поведения при обнаружении очага лесного пожара.

- Побудить к речевой активности.

Развивающие:

- Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.

- Способствовать развитию умения решать проблемные ситуации.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

- Поддерживать желание помогать другим.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Мотивация: Помощь героям сказки «Колобок».

Детская цель: совместно с колобком помочь героям сказки в их беде.

Предварительная работа:

  1. Чтение литературы: сказки матушки земли, экологические сказки, сказка о пожарной безопасности «Зайчик и его находка», «Пожар в лесу» (Алексей Веллес), сказка «Осколок стекла».
  2. Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Береги природу».
  3. Настольно-печатные игры: «Береги живое», «Что происходит в природе».
  4. Беседы по картинкам «Уроки экологии».
  5. Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и о причинах лесных пожаров.
  6. Разучивание физминутки «Вместе по лесу идём».

Методы и приёмы:

Игровой ( «Утреннее приветствие» дидактическая игра «Сортируем мусор - бережём природу», «Правила поведения в лесу», физминутка «Вместе по лесу идём).

Наглядный (Макеты леса, домика и животных; презентация, карточки).

Словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, объяснение, показ, напоминание,).

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, макет леса, изображения животных. Колобок, бабушка и дедушка куклы би-ба-бо, конверт с карточками, на которых написаны номера телефонов служб спасения, карточки с правилами поведения в лесу

Раздаточный материал: цветные карандаши и листы бумаги, контейнеры для мусора, карточки с изображением мусора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

«Утреннее приветствие»

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

С добрым утром, мама, папа!

— Здравствуйте, в саду ребята,

— Солнце, небо и зверята!

— Утра доброго всем вам!

Воспитатель: Ребята, а сказочку послушать вы желаете?

А где послушать, там и посмотреть.

А сказка наша не простая,

Хоть всем знакомая такая.

Дети: Да

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики.

(Стульчики стоят полукругом напротив макета леса.)

Ребята, отгадайте-ка загадку:

Покатился без оглядки

Через поле и лесок

Наш румяный …..

Дети: Колобок.

Воспитатель переходит в театрализованную деятельность, показывает начало сказки, используя кукол би-ба-бо.

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Воспитатель:

Плачет баба, плачет дед,

Колобка и следа нет.

Покатился без оглядки-

Засверкали только пятки-

Через поле и лесок

Наш румяный колобок.

Воспитатель убирает куклы би-ба-бо и театр.

Основная часть.

Воспитатель включает музыку леса, пение птиц. На мультимедийном экране появляется картинка леса. Напротив детей ставит макеты колобка и зайца и продолжает повествование.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок и говорит зайцу:

-Заяц, а ты чего такой грустный сидишь?

-Как же мне не грустить? Раньше у меня в лесу был домик, а потом случился пожар и домик мой сгорел. Люди приходили и костёр не потушили! Ой, беда, беда! Все сгорит у нас дотла!

На мультимедийном экране картина «Лес в огне»

Что же делать? Как нам быть? Как пожар лесной потушить?

Воспитатель: Что же делать нам ребята? Медлить нам никак нельзя.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы одни не справимся. Надо срочно позвонить в пожарную часть? А какой же номер? И что мы должны назвать по телефону?

        Воспитатель: Достает демонстрационный материал . Показывает и зачитывает карточки.(Карточки с номерами телефонов - 01,02,03,05; листы с предложениями – назвать своё имя и фамилию; в лесу горит огонь; назвать как зовут бабушку и дедушку; в болоте много комаров; кричать «Мы горим»; у меня болит горло; моя нога застряла в яме; Помогите, в лесу дым!; Мне жарко, я весь горю; животные горят; назвать адрес населённого пункта, например поселок Лесной; назвать адрес дома и квартиры, где ты проживаешь.)

Дети: ответы детей. Воспитатель им помогает.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вызвали спасателей!

На мультимедийном экране появляются картинки пожарных машин.

Воспитатель: Подойдите все ко мне. (Ребята вместе с колобком и медведем встают в круг.) Сейчас мы с вами поиграем в викторину. А для этого нам понадобиться мяч.

Викторина вопросов

Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно педагогу.

Вопросы:

  1. Если ты увидел на опушке леса горит сухая трава? Твои действия.

(Позову взрослых, вызову пожарных.)

  1. Почему нельзя в лесу разбивать стеклянные бутылки?

(От стекла, на который направлен солнечный луч, может загореться сухая трава.)

  1. Чем опасно поджигать сухую траву?

(Огонь быстро распространится на деревья.)

  1. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу?

(Подготовить место для разведения костра-выкопать яму, разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние.)

  1. Какие последствия возникают при пожарах в лесу? (Сгорают деревья, страдают животные и люди.)
  2. Назвать всевозможные причины лесных пожаров.

(Высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка, непотушенный костёр, бутылки в лесу.)

  1. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, очищать лес от сухих веток.)

Воспитатель: Ребята, вы ответили на все вопросы. Молодцы! Помогли вы колобку и зайчику! А главное мы спасли лес от пожара.

На экране картинка с лесом.

Воспитатель:

И покатился без оглядки

Наш румяный колобок,

А навстречу ему… Волк.

Воспитатель: ставит макет волка.

       — Здравствуй волк, почему ты плачешь?

  • Как же мне не плакать колобок? Раньше я в речке ловил рыбку, маленькуи большую, а теперь всю речку закидали мусором, она пересохла и рыбка больше не водится в ней.

(На мультимедийном экране картина грязного водоема.)

  • Не печалься волк, мы с ребятами тебе поможем!

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем для волка рыбку!

(дети рисуют рыбок).

Воспитатель: Вот какие замечательные рыбки у нас получились!

Воспитатель. Послушайте, ребята, я вам загадаю загадку:

Если руки в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не сможет мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…(воды).

Воспитатель. Верно. Давайте с вами подумаем, для чего нужна вода?

(ответы детей)

Воспитатель. Действительно, ничего без воды не сделаешь, даже самых простых дел, воду ничем не заменишь.

Воспитатель.  без воды было бы очень плохо человеку, животным и растениям.

Воспитатель: Ребята, мы с вами такие молодцы, много гуляли с колобком по лесу и устали. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка: Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладкую ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

    Воспитатель:

Покатился колобок.

Волку он уже помог-

Помогать не стыдно ведь.

Глянь, сюда идёт….Медведь.

Воспитатель ставит макет медведя.

—Медведь, а медведь, ты чего такой сердитый?

Как же мне не сердиться, я очень люблю малину. Люди приходили, мусор развалили, малину затоптали. Кругом грязь, осколки, банки, целлофан, бумага, склянки. Что мне делать не пойму? Не лес стал у нас, а свалка.

(На мультимедийном экране картина грязного леса.)

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Сергея Михалкова: «Прогулка»:

Мы приехали на речке воскресенье провести

А свободного местечка, возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят: загорают и едят

Отдыхают как хотят

Сотни взрослых и ребят

Мы по бережку прошли и поляночку нашли

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И как будто нам назло даже битое стекло

Мы по бережку прошли, место новое нашли

Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели

Жгли костер, бумагу жгли, намусорили и ушли

Мы прошли конечно мимо…

Эй, ребята, крикнул Дима, вот местечко хоть куда, родниковая вода!

Чудный пляж, вид, прекрасный пляж, распаковывай багаж…

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли

Веселились как могли

Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели

Отдохнули – и ушли

И остались на полянке у потухшего костра: две разбитых наших склянки, две размокшие баранки – словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Воспитатель: Ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить?

Дети: убрать весь мусор в лесу.

Воспитатель: Правильно. Но мы должны это сделать ещё и по правилам. Нужно не просто собрать мусор, а разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».

Колобок помогает детям.

Дидактическая игра «Сортируем мусор-бережём природу»

(Дети собирают карточки, на которых изображён мусор, определяют материал, из которого изготовлена ненужная вещь и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нём.)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием, а главное помогли медведю и очистили лес от мусора. Теперь зайчик может не бояться прыгать и бегать по кочкам.

Медведь говорит ребятам спасибо.

Воспитатель:

Покатился колобок,

Дует в спину ветерок.

Что ж, катись, коль не сидится.

Глянь, сюда бежит…Лисица

Воспитатель ставит макет лисы и говорит от ее имени.

Лиса: Здравствуй, колобок! Слышала, что ты и твои помощники ребята лес очистили от грязи, волку  помогли, зайчика и лес от пожара спасли. Только всё не зря ли это? Люди снова к нам придут и ущерб лесу нанесут.

Воспитатель: Ты лиса не переживай, у нас есть такие помощники – дети, они сейчас вмиг, что-нибудь придумают.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, как же нам лес защитить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть вот такой макет леса.

 Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Воспитатель: Вы прекрасно знаете, как себя вести в лесу. Перед вами на столе лежат маленькие знаки правил поведения в лесу. Вы должны выбрать те, которые говорят, что так в лесу делать запрещено и поместить их на макет леса.

Воспитатель подходит к макету колобка и говорит от его имени.

Колобок: Нет, не зря я совершил прогулку эту!

Узнали мы как беззащитен лес

Порой он требует заботы

И мы должны его беречь.

Колобок благодарит детей за помощь и уходит!

Заключительная часть:

Воспитатель:

Вот и сказочки конец.

Кто понял смысл, тот молодец!

Воспитатель: Ребята, что значит любит природу?

Дети: ответы детей.

Один из детей рассказывает стихотворение:

Ребёнок:

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Воспитатель: Лес нужно беречь, так как это наш дом, наше богатство.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лес стал чистым, как красиво цветут цветы, а как прекрасно поют птицы. И звери лесные вас благодарят.

Воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран.

На мультимедийном экране картина леса с животными, птицами, цветами. На заднем фоне включена запись щебетания птиц.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по экологии в старней группе Путешествие растений

интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему "Путешествие растений" с применением новых педагогических приемов: театрализация, моделирование, экспериментальная работа, коллекционирован...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе "Как мы лесу помогали"

Это открытое интегрированное  занятие (экология, конструирование из природного материала) Поможет детям узнать правила поведения в лесу, сформирует представления о том, что лес живой и его надо л...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «На бабушкином дворе»

Программное содержание: - формировать представление о внешнем виде семян гороха (круглое, гладкое, бугристое, желтое, зеленое) и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикры...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Путешествие Капельки».

Цель данного занятия:познакомить детей с основными свойствами воды....

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали»

способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у детей интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу. З...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали».

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе.Тема занятия: «Как мы лесу помогали».Задачи: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у д...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе на тему: «Путешествие Капельки»

Цель занятия:  познакомить детей с основными свойствами влоды....