Отчет по теме: «Внедрение инновационных образовательных технологий в детском саду»
материал

Фаррахова Люция Мирзагаяновна

Предлагаем вашему вниманию отчет по внедрению инновационных образовательных технологий в детском саду по художественно-эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_razvitiyu_rechi_na_munitsipalnoe_zadanie_3.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида

№ 33 «Колобок» г. Набережные Челны РТ

Б-р Строителей, д. 2 (5/08)

e-mailsad033@list.ru

тел. 38-78-00

Отчет по теме:

«Внедрение инновационных образовательных

технологий в детском саду»

Подготовила:  

старший воспитатель                              

Гришина А. М.

2022 г.

Актуальность:

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

В нашем детском саду, как и у многих других садов города, по данным диагностики речевое развитие у детей – это один из сложных разделов в воспитании и развитии ребенка.

Поэтому было выбрано именно это направление работы с детьми садовского возраста. Целью этой работы была общая задача: поднять речевое развитие у детей нашего сада на должный уровень, заинтересовать родителей и вести постоянную агитационно – просветительскую работу по важности и значимости данного раздела развития у ребенка на дошкольном этапе развития.

Педагогический коллектив нашего детского сада над разработкой инновационных подходов в речевом развитии детей дошкольников работал в течение 3 – х лет (2019 – 2020; 2020 – 2021; 2021 – 2022).

В 2019 – 2020 уч. году с ФГБОУ ВО НГПУ «Набережночелнинский государственный педагогический университет была подана заявка на работу в инновационной площадке на тему: «Игровые технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста».

В течении 3-х лет коллективом детского сада разрабатывался план по разработке методического материала по повышению качества развития речи у детей дошкольников.

В 2019 – 2020 уч. году были поставлены следующие задачи:

  1. Систематизация имеющегося материала, доступного для усвоения детьми дошкольного возраста. Совершенствование педагогического мастерства и применение его на практике.
  2. Тесное сотрудничество педагогов ДОУ и НГПУ в оказание услуг по инновационно-методическому сопровождению инновационной деятельности в рамках работы региональной инновационной площадки ФГБОУ ВО «НГПУ». Внедрение наработок и инновационного педагогического опыта в практику работы детского сада.
  3. Отслеживание результатов, полученных по итогам работы комплексного плана.

В течение учебного года педагоги сада провели систематизацию имеющегося материала по речевому развитию дошкольников в ДОУ, провели диагностические мероприятия с детьми среднего – подготовительного возраста. Разработали комплексно – тематическое планирование работы на весь учебный год с включением апробации и презентации нового материала на педагогических семинарах, пед. советах и совещаниях, посещение семинаров и участие в конкурсах разного уровня по речевому развитию для накопления педагогического опыта, а также для распространения пед. опыта в рамках работы инновационной площадки ФГБОУ ВО «НГПУ». Разработан следующий материал:

  1. Оформление подборки консультаций для родителей на тему: «Мы любим театр». Разработка требований к театральному уголку для всех возрастных групп ДОУ.Проведение смотра – конкурса в ДОУ «Лучший театральный уголок в ДОУ».
  2. Художественно – эстетическое воспитание – один из способов речевого развития у детей, (развитие мелкой моторики детей):
  • Нетрадиционное рисование с использованием бросового материала.
  • Конструирование «Эмодзи» с использованием бросового материала.
  • Рисование на молоке с использованием «Эбру».
  1. Выпуск сборника художественной литературы по плану ЭРС для всех возрастных групп на тему: «В гостях у сказки».
  2. Разработка дидактического пособия и проведение мастер – классов на тему:
  • «Звуковая страна Путляндия», «Звуковой калейдоскоп, «Салют», «Умная гусеница», «Расшифруй и назови», «Покатились» - обучение пересказываю, Изготовление дидактического пособия и работа с помощью «кругов Лулия»…
  1. Выпуск сборника – пособия для педагогов, родителей и детей дошкольников «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного произношения».
  2. Картотека – сборник дидактических игр по речевому развитию для всех возрастных групп.
  3. Участие в региональной конференции в ГАПОУ НЧПК по теме: «Ранняя профориентация дошкольников» с целью развития мелкой моторики рук у детей. Очное участие во Всероссийской конференции «Диалог культур в контексте образовательной деятельности дошкольников» в ФГБОУ ВО «НГПУ» - проведение мастер – классов и стендовой выставки с обобщением методического материала.
  4. Участие в конкурсах, организация и проведение открытых мероприятий посвященных творчеству национальных поэтов и писателей (конкурсы юных чтецов, исполнителей песен, танцев).

По результатам проделанной работы подведены итоги и выводы. Педагогическим коллективом решено в следующем учебном году работу по речевому развитию и разработки необходимого материала, с учетом возраста детей, продолжить, вести аппробацию методического материала. Фиксировать результаты через диагностику достижений детей в начале и конце учебного года.

В 2020 – 2021 учебном году работа по инновационной площадке была продолжена, в соответствии с полученными диагностическими результатами на начало года, разработан план работы, в который вошли следующие мероприятия:

  1. Изготовление дидактических пособий на темы:
  • «Веселый куб», кукольного театра «Веселые зверята», «Лото познаний», «Назови буквы правильно», «Расскажи о себе и своей семье», «Ты, да я, да мы с тобой»…
  1. Презентация подборки дидактических игр по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработка мастер – классов:
  • Логопедический массаж: необходимость использования в коррекции речевых нарушений», «Картины из ткани», «Картины из шерсти», «Волшебные камни», пальчиковый театр из синельной проволоки», «Поле чудес», изготовление ИКТ игр и пособий по ознакомлению с окружающим миром.
  1. Со студентами НГПУ и ГАПОУ НЧПК запланирован и проведен круглый стол на тему «Музыкальное развитие ребенка по методике Железновых» с включением мастер – класса «Коммуникативные игры и танцы для детей дошкольников».

Также в конце учебного года был подведен итог проделанной работы, анализ, сделаны планы на будущий учебный год.

На 2021 – 2022 учебный год намечена следующая годовая тема:

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Цель: содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, расширение и обогащение их профессионального опыта, поиск новых педагогических идей в образовательной деятельности речевого развития дошкольников.

Задачи:

  1. Выявление проблем в работе педагогов по реализации ФГОС ДО и оказание адресной методической помощи через консультирование, проведение методических мероприятий, информирование и поддержка педагогов новыми научно – методическими идеями периодической печати.
  2. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.
  3. Диссемирование передового педагогического опыта коллег, развитие творческой инициативы, индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов в современных образовательных технологиях речевого развития детей – дошкольников.

Как и в предыдущие года на 2021 – 2022 учебный год, в соответствии с диагностическими данными на начало учебного года по речевому развитию детей сада был разработан комплексно тематический план.Разработаны, апробированы и проведены следующие мероприятия и подготовлены методические материалы:

  1. Блиц – опрос «Коррекционно – развивающие технологии, используемые в педагогической практике».
  2. Ярмарка педагогических идей:
  • «Кэш познаний по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте».
  • Картотека современных сюжетно – ролевых игр «Играй – ка» для дошкольников ДОУ.
  • Методическое пособие «Зонт познаний» по обучению старших дошкольников рассказу – пересказу.
  • Авторская подборка методического материала «Лента развития» - назови и расскажи для детей 1 – 3 лет.
  • Сборник – пособие «Я говорю, мы говорим, вы говорите…» по речевому развитию детей ОНР.
  • Авторский проект по технологии синквейн «Говори правильно» для закрепления знаний татарского, русского и родного языков у детей 4 – 6 лет.
  • Методическая разработка – сборник «Маленькая страна – Ладушки – ладошки» - картотека игр, потешек, поговорок, закличек для детей 1 – 3 лет.
  • Методическое пособие «Бесконечный квадрат» в развитии связной речи дошкольников».

  1. Рубрика: «Актуальный разговор: Дидактическое пособие интегрированных занятий для детей 6 – 7 лет в области «Речевое развитие» раздел «Безопасность» - ознакомление дошкольников с ПДД».
  2. Рубрика: «Проблема времени: «Речевое развитие детей ОНР на занятиях инструктора по физической культуре. Подборка сюжетно – ролевых занятий по ФИЗО с использованием лексических тем учителя – логопеда».
  3. Энциклопедия музыкального руководителя: «Использование коммуникативных игр и танцев в индивидуальной работе муз. работника с детьми старшего дошкольного возраста».
  4. DVDсборник «Мультшкола» - «Говорим, развиваемся, обучаемся».
  5. Разработка всеми педагогами ДОУ и апробация «Вимельбухов» в соответствии с возрастом детей групп и для обучения связной активной речи, умению рассказывать и пересказывать.  

Разработав и обобщив данный педагогический опыт, в виде семинаров и конференций на базе ДОУ по речевому развитию детей, очно было проведено 3 открытых мероприятия на аудиторию педагогов ДОУ города, студентов ГАПОУ НЧПК. Получен положительный отзыв о проведенных мероприятиях.

Также, в течение предыдущих 3 – х лет были организованы и активно работают 2 логопедические группы (1 гр. – средний возраст; 1 гр. – старший возраст, в следующем учебном году планируется открытие еще 1 гр. – ср. возраста).

В течение учебного года педагоги и дети сада совместно с родителями активно участвовали во всевозможных конкурсах разного уровня по линии речевого развития детей. («Хочу все знать!» - 5 место; Республиканский конкурс художественного чтения – диплом 3 степени; «BABYSKILLS» - диплом 3 степени; «Бэхетйолдызы» - лауреат 2 степени; «Дорогою добра» - 2 место; «Мин яратам сине, Татарстан» - 1, 2 места; «Многоголосие Поволжья» - 1,2,3 степени; «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой» - диплом 3 место; «Без – тукай варислары» - диплом победителя; «Татар кызы – 2021» - диплом победителя;

Также, в этом году педагоги нашего сада активно участвовали в семинарах, конференциях, публикациях, различного уровня и формата (очно, заочно, он-ланн) по темеречевого воспитания и развития детей сада.

В концеэтого учебного года провели диагностику коммуникативных и речевых способностей воспитанников по методике Н.Е. Вераксы и получили следующие результаты:

Если отслеживать динамику развития детей среднего возраста логопедических групп, то можно сказать, что есть положительные результаты по сравнению с результатами прошлого года (в средних группах в прошлом году по речевому развитию 0 %, в этом году по речевому развитию 13 %).

Если взять диагностику в общеразвивающих группах, то достигнуты следующие результаты (на конец 2021 – 2022 уч.г.):

Средние группы – 67 %;

Старший группы – 56 %;

Подготовительные группы – 53 %.

Вывод: больше половины детей в общеразвивающих группах на конец 2021 – 2022 учебного года справляются с заданиями на высоком уровне. Это хорошие показатели речевого развития старших дошкольников.

Также ведется работа и с детьми, которые не попадают под диагностические мероприятия. Это дети ранних, ясельных и младших групп. По результатам наблюдений за детьми ранних 1 и 2 младших групп можно сказать, что они стали более непринужденно и раскрепощено общаться между собой, научились разрешать конфликтные ситуации, анализировать свои и чужие поступки. Стали более вежливыми, доброжелательными, проявляют инициативу в помощи другим детям и воспитателям. Стали терпимее относится к недостаткам сверстников, научились воспринимать рекомендации взрослых, самостоятельно разрешать небольшие разногласия, взаимодействовать на детской площадке.Многие уже усвоили необходимые на конец учебного года знания, навыки и умения по таким областям как: коммуникативное и речевое развитие.Умело, и уважительно относятся к окружающей среде, миру природы, миру людей. Дети имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней.

Анализ наблюдений за детьми в ранних, 1 и 2 младших группах показывает положительную динамику всех детей данных групп и позволяет говорить о хорошем уровне усвоения поставленных задач. И уже с уверенностью можно сказать, что в итоге нашей работы дети приобрели навыки общения друг с другом, их излишняя агрессивность и пассивность постепенно исчезают, острые и конфликтные ситуации сглаживаются.

Необходимо сказать еще и о том, что параллельно, в течение учебного года, велась работа с родителями данных групп. В начале и в конце года мы провели собеседование с родителями младших групп по теме речевого развития маленьких детей и пришли к выводу, что родители заинтересованы данной темой не только своих детей, но и себя лично. В совместных беседах, консультациях в режиме работы по Консультационному центру «Профессия – родители», старались рассказывать, как они хотели бы провести выходные или отпуска с ребенком – прокатиться на водных лыжах, посетить бассейны или познавательные, увлекательные мероприятия – аттракционы с каруселями, зоопарки, аквапарки. А главное больше времени стали уделять личному общению. Многие родители стали больше времени с детьми проводить на свежем воздухе.

Но, были в группах родители, которые не захотели прислушаться к советам педагогов и не старались менять свой привычный распорядок дня. В таких семьях дети живут сами по себе, родители - сами по себе. Дети сами ищут себе занятия на вечерний промежуток времени, родители же занимаются своими делами, не желая уделять какое - либо вечернее время на общение со своим ребенком. Но, таких родителей, из общего количества родителей сада, был небольшой процент (2 – 4 родителя из каждой группы).

В результате проделанной работы педагогическим коллективом в данном направлении можно сказать, что родители положительно оцениваютработу по теме речевого развития дошкольника. По мнению родителей, речевое развитие детей в группах младшего дошкольного возраста улучшилось, дети больше стали интересоваться познавательными моментами, больше задавать интересных и неожиданных вопросов. Детям старших групп интереснее, стала художественная литература, особенно сказки, экспериментирование на кухне с мамой, в мастерской с папой, с деревнях с бабушками и дедушками.

Можно сказать, что отношение родителей к речевому развитию своих детейизменилось в лучшую сторону. Положительную динамику в усвоении речи также внес вновь открывшийся кружок по дополнительному обучению «Логоритмика», который начали вести в этом учебном году логопеды детского сада. Здесь педагоги ведут работу не только по исправлению у детей дефектов в речи но и обширную работу с родителями данных детей. Простраивая грамотный и эффективный маршрут развития индивидуально для каждого ребенка, посещающего данный кружок.

Родители, посещающие кружок «Логоритмика», отметили, что больше и плодотворнее стали общаться со своими детьми дома. Их положительный пример существенно влияет на формирование у детей стремления правильно говорить или узнавать, что – то новое вместе со своей семьей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, большинство родителей стали внимательнее относятся к вопросам развития и воспитания своих детей, следят за направлениями в работе своего детского сада.

По итогам собеседования с родителями на родительских собраниях в конце учебного года и педагогами детского сада было принято следующее решение:

По результатам разработанного материала за предыдущие 3 года, для распространения накопленного педагогического опыта и по агитации, совместному воспитанию и развитию детей ДОУ, педагогический коллектив принял решение организовать работу через ЦЕНТР «Воспитания и развития речи «Говоруша».  

Работу планируется проводить через он – лайн конференции на аудиторию родителей сада 1 раз в квартал, в режиме zoomконференций (октябрь, январь, апрель).

Апробация перспективного планирования в течение 3 – х лет инновационной деятельности коллеги детского сада оценили положительно. Инновационная работа показалась нам сложной, но интересной, а в настоящее время ещё и актуальной. Трудностей и проблем в работе не было. Был поиск новых подходов идей, разработка нового материала, дидактических пособий, рекомендаций, занятий, методов и приемов в работе с детьми и родителями. Наработано много материала по речевому развитию детей дошкольников. Радуют результаты работы, положительные отзывы родителей. Хочется выразить благодарность коллегам детского сада за разработку и апробацию новых материалов, которые в дальнейшем будут распространены и, надеемся, пригодятся в работе педагогами города в работе с детьми и родителями по речевому развитию дошкольников.

Подготовила: ст. воспитатель  МБДОУ № 33 «Колобок» А. М. Гришина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости  партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...

Компетенция в сфере инновационной деятельности (в детском саду)

Современные образовательные технологии, используемые в ДОУ  (здоровьесберегающие, ИКТ, игровые и театральные, технология развивающего обучения, интеллектуально-творческого развития детей, пр...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

Буклет для родителей по теме "Внедрение программы "Пиктомир" в работу детского сада"

Пиктомир помогает детям понять логику програмирования и постепенно готовит его кпониманию более сложных вещей. Готовит детей к школе....

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...