Картотека народных обрядов и традиций
картотека (старшая, подготовительная группа)

Чурикова Ольга Петровна

В картотеке представлены музыкально-обрядовые игры для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а так - же хорошо подходят для проведения детских фольклорных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodno_obryadovye_igry.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные календарные игры.

Игры – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков -  их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Наши предки с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями плясками, хороводами. В картотеке представлены музыкально-обрядовые игры для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а так - же хорошо подходят для проведения детских фольклорных праздников.

Картотека народных обрядов и традиций.

Цель:

  • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми;
  • Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
  • Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.

Возраст детей 6 – 7лет.                      (подготовила Чурикова О. П.)

Пасха.

«Игра с яйцами».

Чьё яйцо дольше покрутится?

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: «Раз, два, три!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.

Красная горка.

«В круги».

Выбирается водящий. Играюшие образуют круг.  В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становись во кружок.

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей.

Отгадать поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.

Троица

«В крест»

Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

«Салки с мячом».

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

Вербная неделя.

«Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?» Катя  скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

Покров.

«Заря – заряница».

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты расписные.

Один, два, три - не воронь,

А беги, как огонь.

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Успение( Дождинки)

«Кто с нами»?

Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?

-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

-Кто с нами, кто снами жито косити?

-Мы с вами, мы с вамижитокосити.

-Кто с нами,кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити.

-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).

Рождественский сочельник.

«Два мороза».

На противоположных сторонах площадки отмечают два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:

Два мороза удалые,

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Моро Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Дети отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

«Масло».

Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.

Зимние Святки

«Бабка».

Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу. Не отгадавшего трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.)

«Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.

Другой «жених» выбирает себе «невесту».

Масленица.

«Горелки».

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает:

-Где стоите?

Дети отвечают:

-У ворот!

Что продаёте?

- Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова, последняя пара – врассыпную: один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».

«Летят – не летят».

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Мы несём весну!

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Не догнать нас никому!

3. Пчёлы летят, бунчат, гудят:

 - Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4. Поросята летят, поросята визжат:

  - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

5.Медведи летят, во всё горло кричат:

  - Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!

6. Комары летят, звенят, пищат:

 - Зы-зы-зы! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

«Баба – Яга».

Водящий – Баба-Яга – находится с завязанными глазами в центре круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка стоит задом наперёд,

В той избушке есть старушка, бабушка, Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие, дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая, наша бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят вкруг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится бабой Ягой.

«Бабка Ёжка».

В середину круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:

Бабка Ёжка– костяная ножка.

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого -  нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.

«Жмурки».

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог:

- Кот, Кот, на чём стоишь?

На квашне.

- Что в квашне?

-Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – становится «жмуркой».

«Барашек серенький».

Играющие выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

Ты барашек серенький, с хвостиком беленьким.

Мы тебя поили, мы тебя кормили.

Ты нас не бодай, лучше с нами поиграй.

Ну, давай-же, догоняй!

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удаётся, он меняется ролями с пойманным игроком.

«Совушка, Сова».

Сначала выбирают «сову». Игрок встаёт в середину игровой площадки, а остальные поют:

Уж ты совушка-сова, большая голова.

День наступает, сова засыпает и всё сразу оживает!

Игроки разбегаются по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать, а «сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поёт:

Ночь наступает, всё замирает!

Все игроки замирают и стоят неподвижно.  Если кто-то пошевелится, сова его забирает. Игра начинается сначала.

«Ручеёк».

Число играющих должно быть нечётным. Игроки делятся на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тоннель. Один игрок, которому нет пары, встаёт в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки поют:

Ручеёк. ручеёк! Лейся, лейся, ручеёк!

Из реки бери водицу, чтобы мы могли напиться.

Игрок. Который проходит сквозь тоннель. Может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Победителей и побеждённых нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой сами.

«Мышки – норушки».

Участники делятся на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это - «мышеловка». оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки «мышеловки» водят хоровод и поют:

Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.

Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.

Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:

Берегитесь вы, плутовки, доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.

«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.

«Золотые ворота».

Участвовать в этой игре может более 15 человек. Они делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота». Остальные игроки образуют цепочку, они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между  «воротами». Ворота поют:

Тра-та-та, тра-та-та, отворяем ворота.

Золотые ворота, поспешайте все сюда.

Пропускаем раз, пропускаем два, а на третий раз – не пропустим вас.

Пропев эту фразу, «ворота» опускают руки. Те, кто не успел пройти становятся «воротами». Если «ворота» поймали всех игроков, то они считаются победителями.

«Музыкальные кошки – мышки».

Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку».  «Мышка» находится внутри круга, «кошка» - снаружи и пытается поймать её. Но игроки защищают «мышку».  «Кошка» должна разорвать круг игроков или как-то по другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке разрешается убегать от «кошки», выбегать из круга и вбегать в него. Игроки поют:

Уж ты, серенький коток, не ходи ты в погребок.

Не ходи ты в погребок по сметану, по творог.

Котишко – мурлышко, серенький лобишко.

Не тронь сметану, оставь Степану.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг. Потом выбирают новых «кошку» и «мышку».

«Дрёма».

Дети образуют круг, в центре круга садится «Дрёма». Все водят хоровод и поют:

Сиди, Дрёма, сиди, Дрёма,

Выбирай-ка, Дрёма, выбирай-ка. Дрёма.

Бери, Дрёма, бери, Дрёма.

«Дрёма» встает со стула и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дрёмой, а кто им был встаёт в круг.

«Боярская игра».

Игроки делятся на две команды – «бояр-хозяев» и «бояр-гостей». Участники обеих команд встают по разные концы игровой площадки и берутся за руки. «Бояре-гости» поют:

- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:

 - Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?...

 - Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать…

 - Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?...

Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.

Далее один и «гостей-бояр» пытается разбить цепь «бояр-хозяев»

«Селезень и утка».

Игроки образуют круг, в середине которого ставят «утку». «Селезень» остаётся за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки поют:

- Селезень ловил утку, молодой ловил серую.

 - Поди, утица, домой, поди, серая, домой.

У тебя семеро детей, а восьмой – селезень.

Если «селезню» удаётся ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.

Медведь в бору.

Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:

У медведя на бору грибы-ягоды беру!

А медведь сидит, на меня рычит.

Медведь поостыл – на печи застыл!

При этих словах «медведь» до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идёт на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем».

Каравай.

Дети водят хоровод, в центре круга именинник. Дети поют:

 - Как на Машины именины испекли мы каравай.

 - Вот такой вышины, вот такой нижины!

 - Вот такой ширины, вот такой ужины!

 - Каравай, каравай, кого любишь – выбирай (пение сопровождается определёнными действиями).

Именинник говорит:

 - Я люблю вас всех, а вот его (указать кого) больше всех! Игра продолжается до тех пор. Пока все игроки не будут названы.

..

ВВВ.

Верб

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для педагогов ДОУ. Картотека народных обрядов и традиций - 2017

В картотеке представлен материал для ознакомления дошкольников с народными обрядами и традициями русского народа....

Картотека народных обрядов и традиций ( старший возраст)

В картотеке представлены музыкально - обрядовые игры для детей старшего возраста,Они знакомят дошкольников с историческим прошлым своего народа. Наши предки с удовольствием учавствовали в забавах, кот...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Картотека народных обрядов и традиций

Цель:Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами.Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.Развитие духовности, нравстве...

"Картотека народных обрядов и традиций" (11.10.2020)

Для ознакомления дошкольников с историческим прошлым своего народа, развития духовности, нравственности, патриотических чувств....

Картотека народных обрядов и традиций

Картотека народных обрядов и традиций Цель: •Знакомство дошкольников с историческим прошлым своегонарода с его традициями, обрядами.• Воспитание детей в лучших традициях уважения и любв...

Картотека народных обрядов и традиций.

Рождество: история праздника в Росси.Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. История праздника повествует ...