Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
рабочая программа (средняя группа)

Губачева Марина Николаевна

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка" 

        

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

естественно-научной направленности

«Маленькие исследователи»

Возраст обучающихся 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Автор – составитель:

Губачева Марина Николаевна

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Сергиев Посад, 2022 г.

1. Пояснительная записка  

1.1 Направленность                                                                                                                                

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

1.2. Актуальность данной программы:

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «Реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый тпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Цель и задачи

1.3. Цель:

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

1.4. Задачи:

  •     Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть  многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;  расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру (развитие эмоционально – ценностного отношения).
  • Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

1.5 Принципы образовательного содержания программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1.6. Отличительные особенности Программы:

        

  • Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  • Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
  • Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  • Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
  • Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей.  Культурные   средства (по концепции Л.C.Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
  • Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

1.7 Особенности организации занятий:

        Занятия организуются в форме партнерской деятельности с воспитателем, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия по Программе проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория, и дома).

Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет не более 15 минут, 4-5 лет не более 20 минут, 5-6 лет не более 25 минут, с детьми 6-7 лет не более 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого опыта и эксперимента имеется в готовом виде. К каждому опыту и эксперименту прилагаются инструктивные карты для педагогов с краткой словесной инструкцией, а так же могут прилагаться схемы в виде последовательных рисунков для детей, такие же схемы по аналогии могут выполнять сами дети.

1.8. Интеграции образовательных областей

Образовательная область

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Развивать познавательные интересы детей, восприятие, любознательность, воображение, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь — диалогическую и монологическую формы. Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Художественно-эстетическое развитие

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развивать эстетические  чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Социально-коммуникативное развитие

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; способствовать формированию умения  испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Физическое развитие

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

1.9. Адресат программы кружка естественнонаучной направленности «

Маленькие исследователи» (стартовый уровень):

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 4-5 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

1.10. Формы и объём реализации образовательной деятельности:

Форма обучения дошкольников – групповая

1.11. Методы текущего контроля:

Методы обучения:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций);

- словесный;

- практический.

1.12. Форма отслеживания и фиксации

1.13. Форма представления результатов

С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации занятий, как:

- Беседа

- Открытые просмотры детской деятельности

- Фестивали

- Конкурсы  

- Праздники

- Организация тематических выставок детских работ

- Театрализованные игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Чтение художественных произведений

- Проектная деятельность

- Демонстрация учебных фильмов

1.14. Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые ориентиры Программы.

  • Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;
  • Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, воде, снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;
  •  развитие у детей наблюдательности;
  • принятие участия в продуктивной деятельности.

                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО:

 Заведующий           МБДОУ

"Детский сад № 6

– центр развития ребенка»"

_____________ /Бачинская Е.Н./

Приказ № _____

от «____» _________ 2022 г.

Расписание кружка естественнонаучной направленности «Маленькие исследователи».

Срок реализации - 1 год.

Количество обучающихся – 24 чел.

Количество групп – 1

Количество учебных недель – 30

Количество учебных дней – 30

Начало занятий - 01.10.2022, окончание занятий – 21.05.2023

Возрастная группа

Группы

Время проведения

День недели

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дети 4-5лет

Группа №1

16.00-16.20

Среда

4

30

2. Содержательный раздел

2.2 Учебно-тематический план кружка естественнонаучной направленности «Маленькие исследователи» (4-5-лет)

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Что растворяется в воде?» (соль, сахар, песок, крупа)

1

0,25

0,75

Беседа, экспериментирование

2.

Магнитная задачка

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

3.

«Опыты с бумагой»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

4.

«Какие разные игрушки!»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

5.

«Что такое воздух?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

6.

«Опыты с фонариком»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

7.

«Как окрасить воду?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

8.

«Все увидим, все узнаем»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

9.

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

10.

«Что в коробке?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

11.

«Картон»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

12.

«Мыльные сказки»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

13.

«Что такое упругость?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

14.

«Почему исчезает вода?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

15.

«Как получаются цветные льдинки?»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

16.

«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

17.

«Водяные переливы»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

18.

«Волшебная кисточка»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

19.

«Тонет - не тонет»

1

0,25

0,75

Наблюдение, экспериментирование

20.

«На поиски воды»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

21.

«Как «растет»  вода»?

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение

22.

«Как корень «служит»?

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение

23.

«Высаживание семян гороха и фасоли»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

24.

«Таинственные отпечатки»

1

0,25

0,75

Беседа, наблюдение, экспериментирование

25.

«Что природа создала?

Что сделал человек?»

1

0,25

0,75

Беседа

26.

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

1

0,25

0,75

Беседа, экспериментирование

27.

«Что мы теперь интересного знаем про воду? »

1

1

-

Беседа

28.

«Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

1

1

-

Беседа

29.

«Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

1

1

-

Беседа

30.

«Что мы интересного знаем про растения?»

1

1

-

Беседа

ИТОГО

30

13,5

19,5

2.3 Содержание учебной программы кружка естественнонаучной направленности «Маленькие исследователи»

Тема:

Цель совместной образовательной деятельности:

Материалы и оборудование:

1.

«Что растворяется в воде?» (соль, сахар, песок, крупа)

Развивать представление о свойствах воды, растворимости воды. Учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.

Соль, сахар, крупа, мука, стаканчики, палочки для размешивания.

2.

Магнитная задачка

Познакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические  предметы. Учить детей обобщенным способам исследования различных объектов. Развивать интерес к исследованиям.

Магнит, металлические предметы.

3.

«Опыты с бумагой»

Расширять представление детей о бумаге и её свойствах, о разнообразных приёмов определения свойств бумаги.

Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

Листы бумаги, стаканчики с водой, клей.

4.

«Какие разные игрушки!»

Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении. Закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия. Развивать познавательный интерес.

Игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые.

5.

«Что такое воздух?»

Расширять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Полиэтиленовый пакет, стакан с трубочкой.

6.

«Опыты с фонариком»

Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Фонарик, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

7.

«Как окрасить воду?»

Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. 

Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

8.

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить  детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

9.

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

Закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани.

Куски ткани, емкость с водой.

10.

«Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

11.

«Картон»

Познакомить детей со свойствами картона. Совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Картон разной плотности, коробка, емкость с водой.

12.

«Мыльные сказки»

Учить детей выявлять свойства исследуемого  объекта (мыла). Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода). Развивать интерес к практическим действиям.

Лупа, кусочки сухого мыла, емкость с водой., мелкие резиновые игрушки.

13.

«Что такое упругость?»

Формировать знания у детей о неживой природе. Познакомить детей с понятием  - упругость.

Резиновый шарик, пластилин.

14.

«Почему исчезает вода?»

Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Два одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.

15.

«Как получаются цветные льдинки?»

Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

16.

«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду).

Емкость со снегом, прозрачные стаканы с горячей и холодной водой, льдинка.

17.

«Водяные переливы»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенствования практических действий.

Сосуды разной величины, вода.

18.

«Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

19.

«Тонет - не тонет»

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования.

Развивать способность  рассуждать и делать выводы.

Тазик с водой, камешки, резиновые и пластмассовые игрушки, деревянные кубики, бумага, металлические предметы.    

20.

«На поиски воды»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью). Учить детей делать выводы в процессе обследовательных действий. Развивать познавательный интерес.

Емкость с водой, мягкая ветошь, вата, бумажные салфетки, альбомные листы.

21.

«Как «растет»  вода»?

Формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Емкость с водой, камни разного размера., карточки схемы с изображением свойств воды.

22.

«Как корень «служит»?

Формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Схематическое изображение частей растений, два стаканчика с окрашенной водой, полотняная салфетка.

23.

«Высаживание семян гороха и фасоли»

Формировать у детей понятие о том, что растениям роста необходимы вода и свет. Закреплять знания о росте и развития растений. Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами.

Блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

24.

«Таинственные отпечатки»

Вызвать интерес к экспериментированию. Учить детей рисовать красками, получать отпечатки с помощью наложения листа бумаги.

Краски, кисти, клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол.

25.

«Что природа создала?

Что сделал человек?»

Продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком. Учить детей отличать эти объекты друг от друга. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Корзина, предметы, сделанные руками человека;  природные объекты; предметы сделанные из природных объектов.

26.

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

Камни разной формы, цвета, размера, лупа.

27.

«Что мы теперь интересного знаем про воду? »

Закрепить у детей знания о воде, о свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов

28.

«Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

Закрепить у детей знания об удивительных предметах - магните, лупе, фонарике и т.д.. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных действий.

Презентация проделанных опытов

29.

«Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

Закрепить у детей знания о бумаге, картоне, ткани, о их свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов

30.

«Что мы интересного знаем про растения?»

Закрепить у детей знания о живых обьектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Маленькие исследователи» (стартовый уровень) 1-й год обучения (4-5 года)

  Количество обучающихся – 24 чел.

Количество групп – 1

Количество учебных недель – 30

Количество учебных дней – 30

Начало занятий - 01.10.2022, окончание занятий – 21.05.2023

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

5.10.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что растворяется в воде?» (соль, сахар, песок, крупа)

Группа №2

Теория Практика

2.

Октябрь

12.10.2022

16.00-16.20

Групповая

1

Магнитная задачка

Группа №2

Теория Практика

3.

Октябрь

19.10.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Опыты с бумагой»

Группа №2

Теория Практика

4.

Октябрь

28.10.2022

16.00-16.20

Групповая

1

«Какие разные игрушки!»

Группа №2

Теория Практика

5.

Ноябрь

2.11.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что такое воздух?»

Группа №2

Теория Практика

6.

Ноябрь

9.11.2022

16.00-16.20

Групповая

1

«Опыты с фонариком»

Группа №2

Теория Практика

7.

Ноябрь

16.11.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Как окрасить воду?»

Группа №2

Теория Практика

8.

Ноябрь

23.11.2022

16.00-16.20

Групповая

1

«Все увидим, все узнаем»

Группа №2

Теория Практика

9.

Ноябрь

30.11.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

Группа №2

Теория Практика

10.

Декабрь

7.12.2022

16.00-16.20

Групповая

1

«Что в коробке?»

Группа №2

Теория Практика

11.

Декабрь

14.12.2022

16.00-16.20

Групповая

1

«Картон»

Группа №2

Теория Практика

12.

Декабрь

21.12.2022

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Мыльные сказки»

Группа №2

Теория Практика

13.

Январь

11.01.2023

16.00-16.20

Групповая

1

«Что такое упругость?»

Группа №2

Теория Практика

14.

Январь

18.01.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Почему исчезает вода?»

Группа №2

Теория Практика

15.

Январь

25.01.2023

16.00-16.20

Групповая

1

«Как получаются цветные льдинки?»

Группа №2

Теория Практика

16.

Февраль

1.02.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Группа №2

Теория Практика

17.

Февраль

8.02.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Водяные переливы»

Группа №2

Теория Практика

18.

Февраль

15.02.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Волшебная кисточка»

Группа №2

Теория Практика

19.

Февраль

22.02.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Тонет - не тонет»

Группа №2

Теория Практика

20.

Март

1.03.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«На поиски воды»

Группа №2

Теория Практика

21.

Март

15.03.2023

16.00-16.20

Групповая

1

«Как «растет»  вода»?

Группа №2

Теория Практика

22.

Март

22.03.2023

16.00-16.20

Групповая

1

«Как корень «служит»?

Группа №2

Теория Практика

23.

Март

29.03.2023

16.00-16.20

Групповая

1

«Высаживание семян гороха и фасоли»

Группа №2

Теория Практика

24.

Апрель

5.04.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Таинственные отпечатки»

Группа №2

Теория Практика

25.

Апрель

12.04.2023

16.00-16.20

1

«Что природа создала?

Что сделал человек?»

Группа №2

Теория Практика

26.

Апрель

19.04.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

Группа №2

Теория Практика

27.

Апрель

26.04.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что мы теперь интересного знаем про воду? »

Группа №2

Теория Практика

28.

Май

3.05.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

Группа №2

Теория Практика

29.

Май

10.05.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

Группа №2

Теория Практика

30.

Май

17.05.2023

16.00-16.20

Фронтальная

1

«Что мы интересного знаем про растения?»

Группа №2

Теория Практика

3. Методическое обеспечение программы.

3.1. Алгоритм учебного занятия:

1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.

2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.

 3. Заключительный этап: подведение итогов.

3.2 Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Маленькие исследователи»

Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия:

Предметно-развивающая среда:

 -материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- фотоаппарат;

- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

3.3 Учебно-методический комплект:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО» 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
  3. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
  4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
  5. Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
  6. Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
  7. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
  8. Дыбина О.В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
  9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.
  10. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
  11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.
  12. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г.
  13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
  14. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  15. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  16. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  17. Кондратьева Н.Н. и др., «Мы», программа экологического образования детей. 2-е издание, испр. и допол.  СПб: Детство – пресс, 2000г.
  18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
  19. Мадера А.Г, Пятикоп А.П., Репьев С.А. « Опыты без взрывов». М., изд. Дом Карапуз, 2005г.
  20. Мейяни А.; перевод с итальянского И.Э.Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников». ООО РОСМЭН – Издат, 2001г.
  21. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России, 2005г.
  22. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.
  23. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
  24. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).
  25. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
  26. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...