Материал для участия в муниципальном профессиональном конкурсе педагогических идей. Тема: «Среда для реализации программы шахматного образования»
консультация (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Материал для участия в муниципальном профессиональном конкурсе педагогических идей. Тема: «Среда для реализации программы  шахматного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_pedidey_no19.docx513.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Материал для участия в муниципальном профессиональном конкурсе педагогических идей

Рекомендации построения

развивающей предметно-пространственной среды

группы №19 в номинации:

«Среда для реализации программы

шахматного образования»

                                                           Подготовила:

                                                           Джанболатова Н.Г.

 воспитатель подготовительной группы № 19

г. Когалым 2021г.

Пояснительная записка

     Одной из ключевых задач модернизации в системе образования является
поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой накопленный опыт позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

    Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

   В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

   Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

     В рамках реализации Концепции развития шахматного образования и дорожной карты по развитию образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, начиная с 2016 года, в детских садах начала проводиться комплексная работа в области шахматного образования.

Основными направлениями шахматного образования являются:

создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей;

обеспечение единства образовательного пространства на территории округа,  овладение дошкольника азами шахматной  игры;

 формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Педагоги рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.  Гришин) включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса для  детей старшего дошкольного возраста и  направлена на интеллектуальное  развитие детей,  способствует  совершенствованию  психических  процессов,  становление  которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы в течении дня не менее одного раза в неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования. Организация шахматной деятельности дополняется посредством интеграции образовательных направлений: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования. Шахматная деятельность вносится не только в непосредственно образовательную деятельность, а и в разные виды детской деятельности в соответствии ФГОС ДО.

Елизавета Ивановна Тихеева говорила, что «нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Влияние РППС на  развитие  детей  достаточно  велико  и  это  учитывалось  при  оснащении  шахматного уголка в группе  «Мир шахмат»,  в  котором имеется разнообразный материал для шахматной деятельности:

- настенное магнитное шахматное поле с фигурами;

- настольное поле с фигурами;

- шахматы различных видов,

- «Шахматная тетрадь» для закрепления навыков игры;

- дидактические игры для знакомства и закрепления ходов («Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Кто быстрее?», «Прятки», «Что общего?»)

- серия мультимедийных дидактических игр по интеллектуальному развитию («Динозавры учат шахматам», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные игры для дошкольников и младших школьников»);

- картотека дидактических игр по обучению шахматной игре («Морской бой», «Ход конём», «Дойти конём до финиша», «Курица и зёрнышки», «Перехитри часовых», «Чьи следы?")

- иллюстративный материал:

  папка с подборкой иллюстраций «Шахматные фигуры»;

  папка с портретами чемпионов по шахматам, лэпбуки «Шахматы»;

 «Сборник стихов», «Сборник сказок», «Сборник загадок».

Весь дидактический и раздаточный материал в шахматном уголке соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Многообразие наглядно-дидактического материала в уголке шахмат способствует усвоению  большого  по объему  материала,  а  своевременная смена  пособий  поддерживает  внимание  детей к  шахматной  деятельности  и привлекает их внимание к выполнению разнообразных заданий для детей разного уровня развития.

Находясь в группе, ребенок повсеместно наблюдает шахматную символику и атрибуты, что обеспечивают максимальный развивающий эффект.

 В группе мы создали необходимые условия для самовыражения детей, для развития их увлечений и интересов, повышения уровня знаний. Игры «Морской бой», «Ход конём», «Дойти конём до финиша», «Курица и зёрнышки», «Шифр шахматных полей», «Ставим мины» позволяют развивать ориентировку на шахматной доске, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, умение мыслить, находить правильное решение.

  Выполнение заданий «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Квадрат для суперкоролев» способствует тренировке логического мышления и развитию ориентировки на плоскости.

 Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Рокировка», «Защита от шаха», «Шахматное лото» позволяют совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, учат детей разрабатывать различные комбинации. Для знакомства с нотацией созданы игры «Узнай адрес фигуры», «Разнеси письма по адресам». Знакомят детей с самой короткой партией в два хода игры «Мат или не мат», «Мат в два хода».

Для отработки практических навыков мы используем игры «Один в поле воин», «Шахматный задачник», «Кто умнее?».

Дидактические игры «Горизонталь, вертикаль, диагональ», «Что общего?» позволяют проявить индивидуальность в исследовательском поведении ребенка, использовать разные способы проверки предположений.

Созданные дидактические игры используем как инструментарий оценки и учет личностных достижений детей.

     С учетом разного уровня развития знаний детей на начальном этапе используем игры «Назови фигуру», «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Белые и черные», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Школа», «Построй по росту», «Выложи ряд», «Пирамида», «Кто быстрее?», «Над головой», «Убери такую же фигуру», «Четвертый лишний», «Найди ошибку».  Для развития интереса вручную изготовлены плоские шахматы.

Использовать разные шахматы и шашки из бросового материала позволяет

игра-макет «Ладья». Вместо обычных фигур дети используют для игры детали конструктора, стаканчики и другой бросовый материал.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.

Чтобы обучение было как можно менее навязчивым, читаем обучающие сказки шахматной тематики («В стране шахматных чудес», «Котята-хвастунишки», «Диагональ» из книги И. Г. Сухина, дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски», «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож», «Я-Ладья», «Кони чёрные и белые», «Чудесная пешка») и инсценируем их с помощью кукольного театра «Шахматный колобок», «Шахматная репка». 

Сочинение рассказов о Шахматной стране и Шахматных фигурах развивает речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Словесно-дидактические игры «Да-нет», «Чем похожи и чем отличаются?» формируют умение выделять главные признаки явлений и предметов, развивают интерес к словотворчеству, а «Шахматная шкатулка» позволяет детям показать свои способности в загадывании и отгадывании загадок, закрепить знания об истории шахмат и о шахматных фигурах.

С этой целью собраны папки «Сборник стихов», «Сборник сказок», «Сборник загадок».

Особенно нравится воспитанникам превращение их в шахматные фигуры (одевание на голову маски), все хотят быть королем/ королевой.   Поэтому в театральный уголок мы разместили шахматные маски и костюмы для королей и королев. Изготовили настольный театр «Шахматный колобок», «Шахматная репка», плоскостной театр «Шахматный теремок», пальчиковый- «Шахматные фигуры».

 С удовольствием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Школа. Урок шахмат» и «Шахматное королевство» (напольный).

Часто обращаемся   к мультфильмам, посвященным шахматной тематике. Подготовлена подборка мультфильмов о шахматах («Старичок с шахматами», «Смешарики», «Ежик-шахматист», «Маша и медведь. Ход конем», «Фиксики» и др.)

  Развитию интереса детей к шахматам способствует и художественно изобразительная деятельность. В уголке творчества дети лепят шахматные фигуры объемные и плоскостные, используют при этом разный природный материал. При работе с красками, карандашами используют раскраски или сами изображают понравившийся сюжет.

Имеется материал для создания аппликаций («Шахматная доска», шаблоны для обрывной аппликации).

  В группе имеются различные виды конструкторов, из которых дети с удовольствием создают различные шахматные фигуры. Из «Кубиков Никитиных» выкладывают шахматное поле. Гордостью нашей группы является конструктор «Шахматы», из которого дети могут детально собрать шахматное поле и фигуры.

В группе создана медиатека с информацией на электронных носителях. Фонд медиатеки включает мультимедийные презентации.

 Слайды - прекрасный наглядный материал, который оживляет занятие, формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребенка («Такие разные шахматы», «Шахматная школа», «Шахматная ловушка. Мат Легаля» и др.) 

Видео-брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например, о творчестве известных шахматистов «Чемпионы мира по шахматам», небольшие отснятые видеоролики о прошедших занятиях «Международный день шахмат. Викторина» и даже мультфильмы на шахматную тематику «Старичок с шахматами», «Смешарики», «Ежик-шахматист», «Маша и медведь. Ход конем», «Фиксики»).

- шахматные конкурсы с подсчетом заработанных очков (решение шахматных задач и этюдов).

Игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные игры для дошкольников и младших школьников» активно используются при диагностике (экспресс –  диагностике;  мониторинг)  образовательного  процесса  и уровня  шахматной  подготовки  воспитанников.  Эти программы, классифицированы по темам и ступеням сложности. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В них содержатся голосовые подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Для проведения индивидуальной работы с детьми разного уровня развития создали лэпбуки «Шахматы». Красочное оформление, богатое содержание позволяет повысить заинтересованность детей.

Созданные дидактические игры используем как инструментарий оценки и учет личностных достижений детей.

В качестве современных оценочных средств в своей деятельности используем педагогический мониторинг, способствующий выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса с целью его оптимизации. Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени освоения. Для обследования используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, которые собраны в достаточном количестве в нашей медиатеке.

    Родители прияли активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды нашей группы. Организовав «Творческую мастерскую», целью которой являлось привлечение родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников (изготовление дидактических игр, костюмов, распечатка рабочих тетрадей), изготовление книжек-малышек родители проявили творчество и богатую фантазию. 

    Родители охотно интересуются «Домашними заданиями» -заучивание стихотворений, считалок, работа в тетрадях.

 В соответствии с календарным планом в группе проводятся различные шахматные мероприятия, в том числе с привлечением родителей, а это свидетельствует о тесном сотрудничестве и взаимодействии с семьей.

30% детей, участвовали в городских и региональных онлайн-турнирах по шахматам. На данном этапе 4 детей стали чемпионами группы, с успехом завершив программу «Динозаврики учат шахматам». Данные турниры нами рассматриваются как современные оценочные средства в достижениях ребенка.

Развивающая предметно – пространственная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Состояние развивающей предметно- пространственной среды в группе соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:

- реализуемой программы;

- требований нормативных документов;

- материальных и архитектурно-пространственных условий;

- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - "Разработка занятия"

Тема "Шаши эмоции"Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования арт-методов.Возрастная группа: дети старшего дошкольного воз...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - Эссе "Я - педагог"

Психологическая помощь в школе сыграла важную роль в выборе моей профессии и в дальнейшей жизни. Столкнувшись с различными психологическими проблемами, такими как тревога, стресс, сложности в отношени...

Участие в муниципальном профессиональном конкурсе "Воспитатель года-2022"

Конкурсное испытание «Визитная карточка «Я - педагог» Муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года-2022» - https://www.youtube.com/watch?v=HZ...