Консультация для педагогов "Сказки как средство познавательного развития детей"
консультация

Хурматова Елена Васильевна

Консультация для педагогов "Сказки как средство познавательного развития детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

« Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» 

Для чего нужны нам сказки?

 Что в них ищет человек?

 Может быть, добро и ласку. 

 Может быть, вчерашний снег. 

В сказке радость побеждает, 

 Сказка учит нас любить.

 В сказке звери оживают, 

 Начинают говорить. 

В сказке все бывает честно: 

 И начало, и конец. 

 Смелый принц ведет принцессу 

 Непременно под венец. 

Белоснежка и русалка, 

 Старый карлик, добрый гном – 

 Покидать нам сказку жалко, 

 Как уютный милый дом. 

Прочитайте сказки детям!

 Научите их любить. 

 Может быть, на этом свете 

 Станет легче людям жить. 

 Сказка - один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребѐнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку. Сказки не только открывают перед детьми двери в чудесный мир волшебства, в котором обитают невиданные существ, но и на подсознательном уровне обучают простым жизненным ситуациям, с которыми наши дети сталкиваются каждый день. С помощью сказок развивается интерес детей к художественной литературе. Сказки воспитывают, способствуют испытывать сострадание, сочувствие к героям. Развивают чувство юмора, помогают чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитатель детского сада, как никто другой , может и должен в своей ежедневной работе использовать сказку как средство познавательного развития дошкольников. Педагог в своей возрастной группе должен знать все сказки, предусмотренные программой. Можно сделать таблицу, где сказки будут поделены по направлениям познавательного развития: сказка и экология, сказка и формирование целостной картины мира, сказка и конструирование и др. Это, конечно, требует от педагога большой работы по анализу произведений, но последующее использование этого материала в образовательной деятельности принесѐт свои плоды. Например, всем известная сказка «Золушка» может быть использована в образовательной деятельности при измерении сыпучих материалов. Детям можно задать вопросы: - А как вы думаете, чем Золушка могла измерить крупу? -Как бы вы сами измерили? ( Меркой) Сказка «Волк и семеро козлят» учит детей основам безопасности жизнедеятельности. (Не открывать чужим людям дверь, не доверяться незнакомым людям). Вопросы могут быть самые разнообразные: -Как бы вы поступили в данной ситуации? -Помогло бы вам знание телефона службы спасения? и др. Сказка А.Толстого «Пузырь, соломинка и лапоть» продолжает знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, какие держаться на поверхности воды). Можно предложить детям эксперимент с погружением разных предметов в воду. Спросить детей могут ли пригодиться предметы, которые тонут? (якорь). Как можно использовать материалы, которые не тонут? (спасательные жилеты, круги ). Сказка «Три поросѐнка» может быть использована при изучении основных свойств предметов. Дети с интересом будут отвечать на вопросы и дискутировать по поводу того, почему домик из соломы непрочный, а из камня может уберечь от врагов и непогоды. При изучении этой сказки можно поговорить с детьми о том, почему поросята – это домашние животные, а волк - дикое животное. Можно подвести детей к тому, что за осенью следует зима и повторить зимние месяцы. В своей работе воспитатель может использовать различные приѐмы и методы : непосредственное чтение сказки, театрализованное представление, творческие и игровые задания, элементы ТРИЗ ( проблемные вопросы и ситуации). Используя сказки для познавательного развития детей, педагог должен предварительно проработать текст, использовать наглядность, иллюстративный материал, не забывать о сюрпризном моменте. Важным является и тот момент, что первый раз педагог читает детям сказку от начала и до конца, не отвлекая их от целостного восприятия произведения. И лишь в последующем, когда дети проникнуться прочитанным, можно разбирать сказку, дополнять еѐ различными творческими заданиями. Педагог должен не забывать и о том, что ему отводится роль слушателя, а детям предоставляется возможность высказывать свои мысли, фантазии и пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей

задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание...

Консультация "Сказка как средство познавательного развития детей"

Сказка - это великое чудо, без нравоучений она воспитывает детей. Её можно сравнить с игрой ведущим видом деятельности дошкольников. В увлекательной форме сказка вводит детей в окружающий мир, открыва...

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст...

консультация для воспитателей "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Сказки не только открывают дверь в мир волшебства, но и обучают простым жизненным ситуациям с которыми дети сталкиваются каждый день....

Консультация для воспитателей «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окру...