Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»
методическая разработка по окружающему миру

Билида Анна Владимировна
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_uchenye_sr_gr.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Пояснительная записка

     Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет. Направленность программы: по содержанию является научно- познавательной, по функциональному назначению – кружковой.

   Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к структуре примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,     М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, на основе парциальной программы О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» и методических пособий:

  • О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
  • С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с наживой природой»
  • Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности»
  • Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
  • А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»

Новизна (инновационность) предоставляемого педагогического опыта.
Новизна состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую через интеграцию образовательных областей.

Актуальность программы в том, в основе ее лежит метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

    Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива их проведения распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов, направлять рассуждения в правильное русло.

      В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Дети по своей природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становиться преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

        Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

         Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. 
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 
            Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».  При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Принципы программы:

  • Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  • Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

  • Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  • Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  • Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  •  Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА:

    Способствовать развитию познавательной активности дошкольников, любознательности к самостоятельному познанию и мышлению у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной задачи определила ряд задач:

  • Развивать интерес, инициативность, любознательность и познавательный интерес  детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
  • Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
  • Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
  • Учить фиксировать результаты исследований;
  • Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении экспериментов;
  • Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности. Умение взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес детей.
  2. Развивать воображение и творческую активность.
  3. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  5. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  6. Формировать познавательные действия, становление сознания.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

  • Изготовление, сбор материала.
  • Консультации:
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
  • «Детские вопросы – взрослые ответы».
  • «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка».
  • «Обучение и познание мира через игру».

Ожидаемые результаты:

Сформировано положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого развития.

Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.

Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием ля детского экспериментирования.

Дети принимают активное участие в совместной деятельности с взрослым, и в самостоятельном познании мира.

Развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе

Сроки реализации программы : 1 год

  Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают свойства воды, представления о плывучести предметов, свойства воздуха, свойства песка, способности магнита притягивать предметы, причину возникновения солнечных зайчиков, свойствами стекла.

     Образовательная деятельность по программе «Маленькие ученые» состоит из организационной, теоретической и практической, причем большее количество времени занимает практическая деятельность.

Основными формами организации детского экспериментирования являются: наблюдения, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения.

        Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятии – опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные занятия.

Методы и приемы:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  •  опыты;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

  • поручения, действия.     

Педагогические технологии:

  • технология игрового обучения;
  • личностно-ориентированная  технология;  
  • технология ТРИЗ;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационные технологии.

        Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана:

  • На 8 календарных месяцев, для детей 4-5 лет;
  • Продолжительность одно занятия составляет 15-20 минут в средней группе.

Приборы и оборудование:

  1. Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, губки, пипетки,  одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, клей, соль, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл).
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,  сита, лопатки, формочки.

 Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

     

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВА

НИЕ

ХОД ОПЫТА

СЕНТЯБРЬ 3-я неделя

«Волшебный песок»

Познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость. Он состоит из маленьких песчинок, он может сыпаться, из него можно лепить.

Стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупа.

Предложит детям насыпать песок на листок бумаги, взять лупу и рассмотреть его. Из чего состоит песок?(зернышек-песчинок. Как выглядят песчинки? Похожи ли они друг на друга?

4-я неделя

«Лепим из песка»

Выявить, какие свойства приобретает песок при смачивании водой. Развивать воображение и коммуникативность во время игр.

Емкость с песком, дощечки, палочки. Разные формочки для песка.

Предложить детям добавить в песок воду и смешать, слепить шарик. Попробовать слепить его из сухого песка, выяснить из какого песка можно слепить из какого нет. Почему? Предложить детям слепить разные пирожки из мокро песка.

ОКТЯБРЬ 1-я неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения песка от камешков, мелкой крупы с помощью сито, развивать сообразительность.

Ведерки, совочки, миски, разная крупа крупная, мелкие камешки, сито.

Проблемная ситуация: «Ребята маленькие дети играли и  смешали песок с разными крупами, мелкими камешками, а нам для опыта нужен чистый песок. Как нам поступить в этой ситуации? Варианты ответов детей.

2-я неделя

«Посадим дерево»

Сравнить свойства песка и глины: сыпучесть и рыхлость.

Емкости с песком, глиной, палочки.

Вместе с детьми попробовать посадить «дерево» в емкость с песком, потом - в емкость с глиной. Выяснить куда легче втыкается палочка (в песок) и почему. Вывод: в песок легче втыкается палочка, потому что он рыхлый и неплотный, а в глине лучше держится потому что глина плотнее.

3-я неделя

«Песочная страна»

Закреплять свойства песка: сухой, легко сыплется, познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Сухой песок, листы бумаги с нарисованными рисунками, клеящие карандаши.

Предложить детям рассмотреть контуры рисунков, выбрать по своему желанию, показать как выполнить работу: клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать песок и стряхнуть, и посмотреть что получиться.

4-я неделя

«Песочные часы»

Показать детям разные песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам.

Показ разнообразных песочных часов, иллюстрации, показ слайдов.

Рассказать, детям, о возникновении песочных часов, как ими пользоваться. Предложить что-либо сделать, отмечая время по песочным часам.

НОЯБРЬ 1-я неделя

«Ветер, ветер, ветерок»

Познакомить детей с таким  природным явлением, как воздух, его свойствами. Учить детей наблюдать, проводить опыты, и самостоятельно делать выводы.

Таз с водой, пустой стакан, соломинка.

Опыт 1.Повернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли в стакан вода? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух он не пускает туда воду. Опыт 2. Предложить детям снова опустить стакан в банку с водой, но теперь не прямо а немного наклонив его. Что появляется в воде(Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый. Опыт 3. Детям предлагается опустить соломинку в стакан с водой и подуть в нее. Что получается? (Буря в стакане воды). Вывод: в воде есть воздух.

2-я неделя

«Где живет воздух»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Предложить детям доказать с помощь. Предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают предметы, показывают опыт самостоятельно или выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опушен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.)

3-я неделя

«Воздух»

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Веера, шарики, бутылочки

Опыт№1 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

Опыт№2 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

4-я неделя

«Таинственный воздух»

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Учить детей наблюдать за опытом и делать выводы.

Два шарика – надутый и сдутый, стаканчики, трубочки, контейнеры с чесноком, луком, ванилином, корка апельсина

Предложить детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой, обнаружить пузырьки. Пузырьки – это воздух, который находится в нас.

Подвести детей к выводу, что запах передается по воздуху  и мы его чувствуем.

ДЕКАБРЬ 1-я неделя

Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета

Доказать, что вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета

Прозрачные сосуды разной формы.

По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем  количество подготовленных цветов гуаши.

Соль, сахар, лимон.

Большой поднос.

Емкость с достаточным количеством чистой воды.

Чайные ложки по количеству детей.

Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы

предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!).

подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

2-я неделя

«Как вода отражает предметы»

Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой? (Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).

3-я неделя

«Лед, вода, пар»

Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода

Таз с водой, ванночка со льдом( по количеству детей), термос с кипятком, зеркало

Опыт №1: вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.

Опыт №2: лед-это твердое состояние воды

Опыт №3:пар – это тоже вода.

4-я неделя

«Цветные льдинки»

Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды-жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед(замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее чем холодная.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки

Рассмотреть с детьми цветную льдинку, обсудить свойства льда ( холодный, гладкий, скользкий и др.)выяснить как была сделана цветная льдинка, как получилась такая форма( вода приняла форму емкости).Предложить изготовить льдинки : залить горячую и холодную воду в формочки, поставить на поднос и вынести на улицу, Понаблюдать какая вода будет быстрее застывать.

ЯНВАРЬ 2-я неделя

«Вода в жизни живых существ»

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей анализировать и делать вывод.

2 веточки, две вазы.

На прогулке срезать две веточки с дерева, одну поставить в вазу с водой а другую без воды. Понаблюдать что будет происходить с ними.

3-я неделя

«Какие предметы могут плавать»

Дать представление о плавучести предметов, и о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки.

Предложить детям бросить в таз с водой резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Не утонула). Почему? Потому что она легкая. Бросить в таз шуруп, что случилось? (Утонул) Почему? Вывод: легкие предметы плавают даже если они большие, а тяжелые предметы тонут, хоть и маленькие.

4-я неделя

«Лед – это твердая вода»

Подвести детей к пониманию того, что лед тает от любого источника тепла.

Кусочки льда или сосульки на каждого ребенка, тарелочки.

Предложить детям выяснить,  как и где тает лед. Положить кусочек льда на батарею, в горячую воду, на ладошку. Вывод: лед тает от теплого воздуха идущего от любого источника.

ФЕВРАЛЬ 1-я неделя

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.

Продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Выяснить с детьми почему это происходит. Предложить взять предметы из других материалов( дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлические предметам). Найти в рукавичке магнит, попробовать применить его самостоятельно.

2-я неделя

«Мы – фокусники»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной.

Рассмотреть деревянные шарики. Выяснить, могут ли сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, поднести «волшебную палочку», заставить двигаться. Определить, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). «Нечаянно» уронить иголку в стакан с водой и предложить детям подумать: как достать иголку не намочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

3-я неделя

«Знакомство с биноклем»

Познакомить детей с биноклем, его устройством, значением, областями применения.

Бинокль, мелкие предметы.

Познакомить детей с биноклем, его устройством, значением, областями применения.

4-я неделя

«Свет вокруг нас»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и др.), несколько предметов, которые не дают света.

Предложить детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас(солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер и др.) Затем взрослый предлагает выбрать картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, настольной лампы, фонарика. Сравнить результаты( что ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением.

МАРТ 1-я неделя

«Теневой театр»

Познакомить детей с изображением тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра.

Рассмотреть с детьми оборудование теневого театра. Предложить понаблюдать как образуется тень. Обсудить разнообразие теней и их соответствие по контору объектов. По примеру взрослого дети делают комбинации из пальцев и рук, для получения образной тени (зайчика, собачки и др.), обыграть образы.

2-я неделя

«Растения любят тепло»

Учить детей определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Емкости для растений, веточки деревьев.

Рассмотреть с детьми веточки голых деревьев. Выяснить почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям нужно тепло). Поместить веточки в вазу с водой и поставить на окно. Понаблюдать за ростом почек и появлением листочки. Зарисовать наблюдения и сравнить: на участке -  и в помещении.

3-я неделя

«Зачем растениям свет»

Установить зависимость роста и состояний ухода за ними.

Три одинаковых растения (три луковицы), три стакана.

Предложить детям поместить луковицы в разные условия: одну – в воду и свет, другую – в воду, но в тень, третью – без воды. Понаблюдать за луковицами в течении недели. Выяснить какие же условия нужны для нормального роста растений. Вывод: для нормального роста растений требуется: тепло, свет и вода.

4-я неделя

«Где прячутся детки?»

Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Почва, семечко фасоля.

Незнайка прислал детям письмо и просит их ему помочь: как вырастить из семечка растение. Рассмотреть с детьми семя фасоля: выяснить, вспомнить что нужно для роста растения( тепло, свет, вода или земля). На дно неглубокой емкости на влажную вату положить семя и накрыть  влажной тканью, поставить в теплое место и поддерживать вату во влажном состоянии. Наблюдать за изменения : когда появиться росток, пересадить его в почву. Зарисовки сделанные во время эксперимента отправит Незнайке.

АПРЕЛЬ 1-я неделя

«Умный нос»

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Продукты(рыба, хлеб, котлета) с характерным запахом, «киндерсюрпризные» емкости, содержащие пахучие вещества( чеснок, лимон, духи, лекарственные травы и т.п.), картинки с изображением соответствующих продуктов(предметов, растений).

Предложить детям разделиться на пары, а затем не глядя определить , какой (фрукт, овощ, продукт) подносит к его носу напарник. Затем поменяться ролями и выяснить, кто был точнее. Определить по запаху, что находиться в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.

2-я неделя

«Язычок – помощник»

Познакомить детей со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания(горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематическое изображение языка с вкусовыми зонами.

Загадать детям загадку про язык. Выяснить с детьми для чего нужен язык. (стр. 46)

3-я неделя

«Угадайка»

Понять зависимость веса предмета от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева(без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.

Рассмотреть с детьми пары предметов и выяснить чем они похожи и чем отличаются(похожи по размеру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, берут предметы в руки. Предложить детям поиграть а игру «Угадайка»: из мешочка, на ощупь выбрать предмет и объяснить, как догадались, что он тяжелый или легкий(у тяжелого предмета звук от удара громче). Так же определяют по звуку упавшего в воду предмета, легкий он или тяжелый (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Можно определить вес упавшего в песок предмета по углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больше).

4-я неделя

«Что отражается в зеркале»

Игра

«Солнечные зайчики»

Познакомить детей с понятием «отражение». Найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложки, Стеклянная вазочка, фольга.

Предложить детям поиграть в игру «Солнечные зайчики». А откуда они появились?

Подвести детей к пониманию того, что солнце, отражаясь  в зеркале отображается на предметах. А могут ли быть солнечные зайчики в пасмурную погоду? Вывод: нет, потому что нет солнца.

Список литературы:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности», Аркти 2004г.

Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»

Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

Т.А.Шорыгина «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.

.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003–8.

О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста», 2007г.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»

Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план план работы по экспериментальной деятельности в средней группе.

Перспективный план план работы  по экспериментальной деятельности в   средней группе...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки»

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе«Маленькие почемучки»....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Маленькие волшебники"

Конспект может быть использован на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста. Дети расширяют представления о свойствах бумаги, учатся проводить опыты, анализировать  и самостоятельно делать...

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для младшей группы "Маленькие учёные"

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для  младшей группы "Маленькие учёные"...