Мир шахмат
материал

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Мастер-класс для педагогов

Презентация "Мастер-класс для педагогов"

Презентация "Приемы обучения детей шахматам"

Уличный проект

Проект "Шахматы под открытым небом"

Отчет работы  шахматного кружка «Юный шахматист»

РППС "Мир шахмат"

Презентация "Малышы играют в шахматы"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер – класс для педагогов «Учимся играть в шахматы».

Цель: познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение играть в шахматы.

2. Познакомить участников мастер-класса с правилами игры и игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

   Добрый день, уважаемые коллеги!

   Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»

    Почему надо учить шахматам маленьких детей?  Ребёнка, достигшего четырёхлетнего возраста, мы учим считать, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур.              

    Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.

     Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

    Сегодня я хочу познакомить вас с шахматными фигурами и пешками,  правилами игры и дидактическими играми, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

 Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия.  Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.

      В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

  Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой.  В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

     Шахматы за столько веков своего существования не потеряла ни капли своей уникальности. Они долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов не было таких достижений.

   

   

    Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

  • Знакомство с шахматной доской.
  • Знакомство с фигурами и пешками.
  • Обучение правилам шахматной игры.
  • Решение шахматных задач и этюдов.
  • Игра в шахматы.

     А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужен путеводитель.

А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска? На доске одинаковые квадратные (поля) белого и черного цвета. Это белые и черные поля доски. На этой доске происходят все шахматные события. На доске идет игра. Два противника - партнера играют в шахматы. Можно играть вчетверо - два на два и т.д. Важно правильно положить доску так, чтобы угловое поле справа было белым.

Если внимательно посмотреть на доску, то можно увидеть  дорожки – линии, по которым передвигаются шахматные фигуры. Эти линии - дорожки проходят по доске в разных направлениях

Слева - направо – горизонтали.  Снизу - вверх – вертикали. Наискосок – диагонали. На горизонталях клеточки чередуются - белая, черная и т.д. На диагоналях поля одного цвета: или белые или черные.

Диагонали из 8 клеточек (полей) называют большими.

Центр -   Четыре клетки (поля) в середине доски называют - турнир.

Центр доски очень важен для шахматного сражения. Кто владеет центром, тот хозяин положения. Любая фигура, стоящая в центре сильней, чем фигура, которая ютится на краю доски, тем более, в углу.

Каждое поле имеет свое название.

  • по горизонтали латинскими буквами от а до h;
  • по вертикали цифрами от 1 до 8.

Для закрепления с детьми латинских букв можно выучить предложение:

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.

Знакомство с фигурами и пешками.

      Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. В шахматной партии  участвуют белые (светлые) и черные (темные) фигуры.

16 белых и 16 черных фигур (в шахматах пешка - тоже фигура)

Белые фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

Черные фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

Расстановка шахматных фигур на шахматной доске:
 В этой стране - Король с королевой живут без корон, ладья без весел, без хобота слон, конь без копыт, седла и уздечки, а рядовые - не человечки.

           Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

Ладья, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Если ладья берет чужую фигуру - она должна встать на ее место.

«Прыгать» через свои или чужие фигуры ладья не может.

Запомни: - Ладья: - влево - вправо или вверх - вниз по прямым линиям ходит и бьет.  

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы, легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.  Если Конь стоял на белом поле, после хода обязательно встанет на черное и наоборот. На поля, занятые «своими» фигурами Конь встать не может, а чужую фигуру может побить (взять) если это выгодно.  Если Конь нападает на 2 фигуры - такое положение называется «вилка».

7 слайд.  Меж коней заключены наши славные слоны. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.

На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с пятью зубцами. 
В Индии военачальника называли визирем или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – 
ферзь. Не привыкли русские, чтобы ими женщины командовали! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.  Ферзь самая сильная, самая подвижная фигура на шахматной доске. Он может ходить и как Ладья и как Слон т.е. перемещается он по всем линиям шахматной доски: горизонталям, вертикалям, диагоналям вперед и назад.

Если Ферзь берет чужую фигуру, он встает на ее место (поле, где стояла фигура). В шахматах так бьют все фигуры от пешки до Короля - встают на место побитой фигуры.

Запомните: белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Король – самая главная фигура в королевстве.

 Король выглядит, как царская корона с крестиком наверху. Но можно представить себе и мужчину с могучими плечами. В каждом войске королей по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

Самая важная, самая главная фигура на шахматной доске. С гибелью Короля

пария заканчивается, сколько бы сил (фигур) не оставалось на доске. Гибель

Короля называют «Мат». И название игры шахматы переводится как смерть

Короля: «Шах» (Король), «Мат» (умер).

Король передвигается по доске во всех направлениях на 1 клетку вперед,

назад, наискосок, влево, вправо и по таким же правилам Король может взять

незащищенную фигуру. Делать прыжки, как Конь, Король не может, не может он и сделать «дальний» ход, как Слон, Ладья или Ферзь - только на 1 клеточку. Один раз за всю партию (игру), Королю разрешено сделать странный ход совместно с ладьей - этот ход называют «рокировка»

А теперь без спешки идут на место пешки.

Пешки – выставляются
вторым рядом перед   другими фигурами. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя.
Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.

Стоят они стройными шеренгами на 2 и 7 горизонталях.

Пешка идет только вперед, назад не ходят и не бьет. Девиз пешки «назад ни

шагу!»

Пешка ходит только прямо, вперед по вертикали, причем с начального поля

может сделать ход на 2 поля или по желанию играющего, а дальше делает по 1шагу, она не может «прыгать» через фигуры противника или свои.

Чужие фигуры пешка берет по диагонали, наискосок, на 1 клетку вправо

вверх или влево вверх (Если смотреть от играющего)

Иногда бывает положение, что пешка проходит мимо поля, битого пешка другого игрока. И этот игрок может взять ее своей пешкой наискосок, как если бы она находилась рядом. Это правило называется взятие на проходе. Такое взятие необязательно игрок может брать на проходе, может не брать. И если пешка на проходе не взята сразу, это право на следующем ходу теряется. Взятие на проходе происходит на 3 или 6 горизонталях, когда пешка противника выдвигается вперед на 2 поля. Побитая пешка убирается с доски. Необходимо на каждом занятии приучать детей не отдавать пешки просто так, ведь пешка - это будущий Ферзь или Ладья.

Учитывая это - пешка одна может решить исход боя, наказать маленького

шахматиста, который пренебрег пешкой, отдал ее просто так или не выиграл пешку в подходящей ситуации. Один раз за всю партию (игру), Королю разрешено сделать странный ход совместно с ладьей - этот ход называют «рокировка.

Рокировка

В шахматах существует  удивительный  ход  который  не похож  на  все  остальные - (один за всю партию) - рокировка. Это одновременное перемещение короля и ладьи. Цель рокировки - убрать короля в безопасное место, увести его из центра, затруднить сопернику нападение на короля.

Рокировка бывает 2-х видов:

1. короткая,

2. длинная.

Ход выполняется так:

1. белый король перемещается по первой горизонтали на 2 поля вправо, ладья «перемещается» через короля влево и становится рядом с ним, на соседнюю клетку (короткая рокировка).

2. белый король перемещается по первой горизонтали на 2 поля влево, ладья

перешагивает через короля вправо и становится рядом на соседнюю клетку

(длинная рокировка).

Рокировка возможна при определенных условиях:

1. король и ладья не делали хода

2. между ними нет фигур

3. король не атакован (не под шахом)

4. поля, через которые передвигается король не под ударом (битые поля)

5. после рокировки король не кажется под шахом.

Король – Его Величество, самый высокий и самый заметный. На шахматной доске он похож на человечка с короной в виде пики или креста. Правда, ручек нет! 
На демонстрационной доске и на диаграммах в 
шахматных книгах король выглядит, как царская корона с крестиком наверху. Но можно представить себе и мужчину с могучими плечами. В каждом войске королей по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

Самая важная, самая главная фигура на шахматной доске. С гибелью Короля

партия заканчивается, сколько бы сил (фигур) не оставалось на доске. Гибель

Короля называют «Мат». И название игры шахматы переводится как смерть

Короля: «Шах» (Король), «Мат» (умер).

Король передвигается по доске во всех направлениях на 1 клетку вперед,

назад, наискосок, влево, вправо и по таким же правилам Король может взять

незащищенную фигуру. Делать прыжки, как Конь, Король не может, не может они сделать «дальний» ход, как Слон, Ладья или Ферзь - только на 1 клеточку.

Если королю угрожает опасность (шах) игрок должен ее обязательно устранить: уйти королем, защитить короля своей фигурой или уничтожить напавшую фигуру. Оставлять своего короля под шахом нельзя

Мат - это безвыходное положение в шахматной партии для короля (белых или черных). Король атакован одной или несколькими фигурами и нельзя избежать его гибели. Королю некуда уйти из-под шаха, нельзя (нечем) защитить, нельзя взять напавшую на короля фигуру. Это поражение в шахматной партии, выигрыш того, кто поставил мат и проигрыш его соперника.

Ничья

За выигрыш шахматной партии игрок получает очко. За ничью партнеры получают по половинке, делят единицу на двоих

A) Ничья может получиться, если противники уничтожили свои армии и на доске остались только короли. Или сил у того или другого осталось слишком мало, чтобы поставить мат. Пример: Король + Конь против короля или король и слон против короля Король и 2 коня не могут выиграть, если соперник будет играть правильно и т.д.

Б) Ничья бывает вследствие «вечного» шаха. Когда один игрок беспрерывно дает шах, а другой не может уклониться, избежать этого

B) Ничья из-за пата. Пат - это такое положение, когда шаха королю нет, а идти ему некуда, и другие фигуры тоже не имеют хода.

Г) Ничья может быть при обоюдном согласии шахматистов. Когда оба считают, что перевеса нет и выигрыша добиться невозможно. Тогда игра прекращается и партия заканчивается вничью.

Мы уже знаем, что разные фигуры ходят по-разному, обладают разными возможностями.

Одни, например, чтобы перейти с одного края доски на другой должны сделать несколько ходов, другие сделают это за 1 ход. Ферзь, например, держит ход доски на свободной доске 27 полей, а пешка - всего 2

Ладья держит под боем 14 полей, а конь - 8 и т.д.

Подвижность фигур на доске, их боеспособность определяют силу и ценность каждой фигуры.

Каждый шахматист должен знать, насколько одна фигура сильнее или слабее другой.

Это важно при обменах фигурами, чтобы не отдать более сильную фигуру за

менее сильную.

От «правильности» обменов фигур зависит исход поединка. Обычно побеждает тот, на чьей стороне материальный перевес - преимущество в силах.

Как оценивать фигуры?

За единицу ценности в шахматах принято считать пешку. Так, например, конь стоит 3 пешки, слон - столько же. Значит, в игре не опасаясь проиграть, можно менять слона на коня.

Если к слону или коню добавить 2 пешки - получим стоимость ладьи.

А две ладьи примерно равны 1 ферзю. 2 слона + конь или 2 коня + слона заменят ферзя.

Особо отметись ценность короля. Из-за особой роли, которую король играет

в шахматах, ценности он не имеет, хотя по силе примерно равен легкой фигуре (слону или коню). Ферзь и ладья ввиду их высокой цены называют тяжелые фигуры, а слонов и коней - легкими.

Ферзь, ладья, слон - фигуры дальнобойные т.к. «простреливают» всю доску.

Разница в ценности ладьи и коня или ладьи и слона получила название «Качество».

Поэтому, если мы отдаем ладью за коня или слона - мы проигрываем «Качество». Если один игрок получает в игре перевес в силах, мы говорим: у него «Материальное преимущество»

Если в игре фигура отдается за равноценную - произошел размен фигур.

Чтобы быстро и правильно определять, выгодно или невыгодно жалеть одну

или несколько фигур, надо знать и помнить такую табличку:

Ферзь = 9 пешек

Ферзь = Ладья + Ладья = 2 ладьи

Ферзь = Слон + Слон +Конь = Конь +Конь + Слон

Ферзь =  Ладья = Слон = пешка  или  Ладья = Конь = пешка.

Правила игры.

Обучение правилам шахматной игры.  Рассказывая детям сказку, они ненавязчиво знакомятся с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

1. Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно).    При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю». 

 2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".

3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью". 

4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".

5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.

6.  Играть надо молча, не спеша.

7.  Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.

8.  Нельзя мешать партнеру думать.

9.  Нельзя подсказывать игрокам.

10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 23

И самое главное – получайте удовольствие!

Слайд 34

Правила игры. 1. Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно). При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю». 2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры". 3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью". 4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается". 5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции. 6. Играть надо молча, не спеша. 7. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты. 8. Нельзя мешать партнеру думать. 9. Нельзя подсказывать игрокам. 10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. 11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. 12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.

Слайд 35

СОВЕТЫ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Вышесказанного достаточно, чтобы вы сели играть в шахматы – с другом, с ребенком или же просто с компьютерной программой. Но, чтобы играть успешно, требуется как минимум учитывать кое-что еще. Во-первых, всегда думайте: почему противник пошел так или иначе? Что он замышляет? Если вы разгадаете его замысел, то с большой вероятностью сумеете найти защиту. Во-вторых, старайтесь разработать свой план. К примеру, нет смысла просто так ставить «шах», просто чтобы гордо произнести это слово, если соперник легко может защититься от вашего одиночного выпада. А вот если вы начнете атаковать вражеского короля сразу несколькими фигурами вашей «армии», то это будет иметь куда больший эффект. В-третьих, знайте ценность каждой фигуры. Глупо «съесть» чужую пешку, чтобы тут же потерять своего ферзя. При размене фигур учитывайте их условную цену: конь и слон стоят примерно трех пешек, ладья – шесть, ферзь – девять. Король, как вы понимаете, бесценен. В-четвертых, стремитесь контролировать центр доски, как минимум центральные четыре клетки. Фигуры в углах и на краях менее поворотливы, они меньше вовлечены в игру. Именно поэтому, кстати, не тяните с вводом в игру значимых фигур – одними пешками инициативу не выиграешь! В-пятых, всегда думайте о безопасности короля! Как бы уверенно не выглядело положение ваших фигур на доске, все это будет бесполезно, если ваш король окажется под ударом и не сможет его избежать. И самое главное – получайте удовольствие!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

18 июня 2018 года в МАДОУ «Золушка» состоялось торжественное открытие уличной площадки «Шахматы и шашки». Почетным гостем на празднике была Королева Шахмат. Ребята весело отгадывали загадки, вспоминали правила игры в шахматы. Юные шахматисты с радостью спешили за столы, и с интересом начинали игру. Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. Уличная площадка будет функционировать весь летний период. Ждем всех желающих! C:\Users\meredian\Desktop\Уличная площадка шахматы\IMG-20180618-WA0000.jpgC:\Users\meredian\Desktop\Уличная площадка шахматы\IMG-20180618-WA0006.jpg

C:\Users\meredian\Desktop\Уличная площадка шахматы\IMG-20180612-WA0009.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

Проект

«Шахматы под открытым небом»

Когалым

           

                                             

                                                                        Играя – учимся! Играя – познаем!

Паспорт проекта:

Тип проекта: творческо-интеллектуальный.

Срок реализации: долгосрочный (июнь, июль, август)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возрастная группа: дети от 5-ти до 7-ми лет.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Лето – удивительная и благодатная пора! Много радости приносят ребенку игры с песком и водой, хождение босиком по траве. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для дошкольников незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период.

При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания организации деятельности детей так, чтобы это время стало для детей незабываемым. Отсюда возникла важная проблема: совместно с родителями организовать интересную деятельность детей летом.

Дети 5-7 лет очень любят играть в разные игры: подвижные, пальчиковые, игры с мячом.  Очень любят компьютерные игры. А вот такие интеллектуальные игры, как шашки и шахматы у них на втором плане. Хотя многие из них играли в эти игры дома с родителями.  И тут у нас появилась прекрасная идея: создать на улице уголок для шахматных сражений и, конечно, привлечь к этой работе родителей. Ведь шахматы – это прекрасное средство для умственного развития детей.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает также элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. В процессе занятий шахматами дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.

Цель проекта:

Создание условий для полноценного интеллектуального развития детей в летний период через игру в шахматы: активизировать мыслительную деятельность и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста. Через игру в шахматы способствовать активному здоровому образу жизни детей в летний период.  

Задачи:

  • Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.
  • Организовать в летний период на территории детского сада площадки для игры в шахматы.
  • Подготовить необходимое оборудование.
  • Организовать ежедневные занятия с детьми на свежем воздухе.
  • Привлечь и заинтересовать родителей.
  • Развивать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость и смекалку у детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Задачи для педагогов:

  • Создание информационной базы
  • Создание предметно-развивающей среды для игровой деятельности детей в шахматы на участке в ДОУ.

Задачи для родителей:

  • Активизировать роль родителей в организации предметно-развивающей среды в ДОУ: помощь родителей при подготовке досок и фигур для игры в шахматы.

Ожидаемый результат:

  • Активизация познавательной деятельности детей и родителей.
  • Развитие произвольности поведения посредством шахматной игры.
  • Формирование у детей интереса и потребности играть в настольные игры, в том числе в шахматы.
  • Формирование позитивных детско-родительских отношений.
  • Развитие умения детей старшего дошкольного возраста находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.

В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы его построения:

  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
  • Принцип системного подхода в организации образовательного процесса
  • Принцип интегративности
  • Принцип мобильности.

Механизмы реализации проекта:

  • Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Взаимодействие с родителями.

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое:

  • предметно-развивающая среда;
  • шахматные наборы для игры, столы, стулья;
  • материал для продуктивной деятельности;
  • мультимедиа

Информационное:

  • методическая литература;
  • энциклопедии  для детей;
  • картотека стихов, загадок, дидактических игр;

Нормативно – правовое:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155;
  • Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Золушка»
  • г. Когалым.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный,

IIэтап – основной, практический,

III этап – заключительный.

 Этапы проекта

Планируемые мероприятия

Формы работы

I этап: подготовительный

Собрать и изучить специальную литературу о шахматной игре. Создать на территории детского сада площадки для игр в шахматы. Заинтересовать родителей в актуальности данного проекта и для оказания ими помощи в организации проекта.

Подготовить необходимое оборудование. Организовать с привлечением СМИ открытия шахматной площадки.

Изучение литературы о шахматах, интернет ресурсов. Консультации для родителей. Подготовка площадки и необходимого оборудования.

II этап: основной, практический

Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах. С детьми, умеющими играть в шахматы, закрепить знания об игре. Заинтересовать детей шахматами как видом спорта. Организовать ежедневные игры между детьми на свежем воздухе.

Беседы

Чтение сказок («Удивительные приключения шахматной доски» и др), загадок о шахматных фигурах.

Дидактические игры («Чудесный мешочек», «Шахматный кубик», «куча мала» и др). Художественно-эстетическая деятельность: лепка, рисование.

Просмотр презентаций.

Просмотр мульnфильма

III этап: заключительный

Организовать с детьми еженедельные (по пятницам) мини – турниры по шахматам

Мини - турниры

Работа с родителями

Консультации для родителей: «В стране шахматных чудес», «Как научить ребенка играть в шахматы?».

Папки – передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы.

Домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

Привлечение родителей к созданию шахматной площадки.

 

   Работа над проектом началась с теоретической подготовки. С этой целью подбиралась и изучалась информация из научно – популярной и художественной литературы, сети интернет. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включились в работу, оказали помощь в организации предметной среды.

  Для того чтобы данный проект активно заработал, нужно создать среду.   Сначала мы нашли подходящую площадку на территории детского сада. Шахматную площадку оборудовали двумя столами, на поверхности которых нанесли разметки в виде шахматной доски, и стульями для игроков. Оборудование нестационарное, поэтому уголок можно легко перенести в нужное место. В случае непогоды уголок можно перенести на одну из веранд на участках групп.

     Следующий этап – непосредственное знакомство детей с доской и шахматными фигурами. С детьми, умеющими играть в шахматы, закрепление знаний об игре. Наблюдая за детьми, было видно, что дети проявляют интерес к шахматам. Некоторые дети впервые знакомились с игрой и просмотр мультфильма «Смешарики» еще больше заинтересовал игрой в шахматы.

Прочитав дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски» дети узнали о форме доски, чередованием белых и черных полей. Рассмотрели доски из коллекции собранной в группе и убедились, что не смотря на размеры, все шахматные доски одинаковы. Далее началось знакомство с шахматными фигурами. На помощь пришли загадки из «Шахматной шкатулки», собранные родителями. Рассматривая фигуры, дети учились выделять ее особенности, узнавать в описании. Прочитав дидактическую сказку «Чудесные фигуры» дети узнали о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке и короле. Для закрепления было предложено вылепить шахматные фигуры из пластилина, штриховка графических изображений фигур, а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный кубик», «Большая и маленькая», «Куча мала», «Угадай-ка», «Убери такую же».

     После того как дети освоили базовые знания игры, шахматы стали одним из любимых занятий детей во время прогулок в летний период. Открытие шахматной площадки на территории детского сада проходило в торжественной обстановке, с привлечением местного телевидения и прессы. Это был настоящий праздник для детей! Ведь к ним в гости пришла настоящая Шахматная Королева, чтобы дать им напутствие, и повести детей в удивительную страну шахматных чудес.

И чудеса продолжались все лето! На протяжении всего летнего периода дети с удовольствием проводили время за шахматными баталиями. На наших глазах происходили «метаморфозы» с детьми. Так называемые «задиры» становились дисциплинированными, собранными и, наоборот, дети, которые начинали занятия «тихонями» и боялись лишнее слово сказать, постепенно стали раскрываться: становились общительными, проявляли настойчивость и целеустремлённость.

    Итогом проекта стало проведение еженедельных (в основном, по пятницам) мини – турниров по шахматам между детьми 5-7 лет, в ходе которых дети закрепили первоначальные знания о шахматах, развивали сообразительность, находчивость, активизировали мыслительную деятельность.

Выводы:

Анализ проведённой совместной проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:

  • Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития умственных способностей.
  • Дети получили необходимые умения и навыки. Благодаря своей спортивной составляющей игра в шахматы формирует у детей такие черты как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нем новую возможность для развития. Дети стали относиться к себе самокритично, научились анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
  • Совместная проектная деятельность помогла   родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Будущим летом мы намерены продолжить работу над проектом. Проект можно развивать, пополнять новыми проблемами и способами их решения,  (участники - дети, родители, педагоги).

       Проект при желании педагогов можно  воспроизвести в условиях любого детского сада. При реализации проекта, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс достаточно эффективно.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель - не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

        Использованная литература:

  1. В. Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» М.,1991 г.
  2. И. Весела  «Шахматный букварь» М..,1983 г.
  3. А. и Н. Костенюк «Как научить шахматам» М., 2008 г.
  4. В. В. Костров «Первые шаги», 2008 г.
  5. И. Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких»

       Интернет – ресурсы. 

     1.Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы     онлайн[сайт] URLhttp://www.chess-master.net/articles/3.html;

     2.Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

      3.Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.



Предварительный просмотр:

                           Отчет работы  шахматного кружка

                      «Юный шахматист» за 2021-2022 уч. год.

                                                                                 «Шахматы учат правильно

                                                                                  оценивать свои силы,

                                                                                  анализировать, логически мыслить,

                                                                                  не говоря уже о том, что

                                                                                 шахматы развивают память».

                                                                                                         Анатолий Карпов

Направленность: физкультурно- спортивной направленности.

Руководитель кружка: Н.Г. Джанболатова.

Кружок «Юный шахматист» с сентября по май посещало 16 человек.

Было запланировано и проведено 70 занятий.

Цель:

- Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

- Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Основные задачи кружка:

а) образовательные:

- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.;

- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Б) развивающие:

- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

- Формировать мотивацию к познанию и творчеству;

- Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

В) воспитывающие:

- Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.

.Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня.

Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические игры и задания;
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  • Практическая игра;
  • Теоретические занятия, шахматные игры;
  • Шахматные турниры.

Планируемые результаты:

 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правила   шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

          Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

- Ориентироваться на шахматной доске;

- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- Правильно располагать фигуры перед игрой;

- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- Решать простые шахматные задачи.

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Работа в кружке проводилась по методике Сухина Игоря Георгиевича- автора занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране».

Для работы кружка пользовалась:

  • дополнительной литературой: Гришин Владимир Григорьевич: «Малыши играют в шахматы» книга для воспитателей детского сада и родителей),
  • диафильм И. Сухин – «Книга шахматной мудрости» -Второй шаг в мир шахмат, диафильм И. Сухин – «Приключения в шахматной стране»;
  • рабочей тетрадью: «Шахматная тетрадь для дошкольников»;
  • Игра"Динозавры учат шахматам"

В работе использовала дидактический материал:

  • игры и упражнения для закрепления пройденного материала;
  • кубики с изображением шахматных фигур и «волшебный мешочек»;
  • схемы и модели шахматных фигур и их ходов;
  • подготовила практический материал (упражнения, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.

 

Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами,  их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Во второй половине года дети познакомились с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Дети научились играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.

На занятиях использовала различные приемы:

  • загадывание загадок,
  • рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах,
  • просмотр мультфильмов и диафильмов
  • проводились игры: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». 

Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка,  в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома.

В течении года проводились соревнования между детьми на звание чемпиона детского сада. И в мае провели итоговый турнир посвященный Дню Победы, где дети  показали такие результаты:                                                                                                              

среди девочек:                                                                                                                                                                 1место: Жеглова Мария;

2место: Магомедова Рианна;

3место: Дорофеева Елизавета.

среди мальчиков:

1 место: Махаматзафар Углы Рамзан;

 2 место: Гаджиев Алимсолтан;

 3место: Мусаев Али и Юла Алексей.

Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

Начало года:                                  

          В -0%;

С- 7д.-46%;

Н-8д.- 54%.

Конец года:

          В – 12д. - 75 %;

          С- 4д. -  25%;

          Н-0 д.- 0 %.

Итог за год:  

          В – 37 %;

          С- 36%;

          Н-27%.



Предварительный просмотр:

     РППС «Мир шахмат» в нашей группе создана с учетом необходимых условий для самовыражения детей, для развития их увлечений и интересов, повышения уровня знаний. Игры «Морской бой», «Ход конём», «Дойти конём до финиша», «Курица и зёрнышки», «Шифр шахматных полей», «Ставим мины» позволяют развивать ориентировку на шахматной доске, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, умение мыслить, находить правильное решение.  Выполнение заданий «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Квадрат для суперкоролев» способствует тренировке логического мышления и развитию ориентировки на плоскости.  Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Рокировка», «Защита от шаха», «Шахматное лото» позволяют совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, учат детей разрабатывать различные комбинации. Для знакомства с нотацией созданы игры «Узнай адрес фигуры», «Разнеси письма по адресам». Знакомят детей с самой короткой партией в два хода игры «Мат или не мат», «Мат в два хода».

Для отработки практических навыков мы используем игры «Один в поле воин», «Шахматный задачник», «Кто умнее?».

     Для закрепления материала по пройденным темам подобраны игровые задания «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Чьи следы?» и др.

А игра «Лесенка»  позволяет закрепить  знания о ценности фигур.

   Дидактические игры «Горизонталь, вертикаль, диагональ», «Что общего?» позволяют проявить индивидуальность в исследовательском поведении ребенка, использовать разные способы проверки предположений.

     С учетом разного уровня развития знаний детей на начальном этапе используем игры «Назови фигуру», «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Белые и черные», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Школа», «Построй по росту», «Выложи ряд», «Пирамида», «Кто быстрее?», «Над головой», «Убери такую же фигуру», «Четвертый лишний», «Найди ошибку».  Для развития интереса вручную изготовлены  плоские шахматы.

Использовать разные шахматы и шашки из бросового материала позволяет

игра-макет «Ладья». Вместо обычных фигур дети используют для игры детали конструктора, стаканчики и другой бросовый материал.

     С большим интересом дети слушают рассказы и сказки о шахматах, таких как «В стране шахматных чудес», «Котята-хвастунишки», «Диагональ» из книги И. Г. Сухина, дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски», «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож», «Я-Ладья», «Кони чёрные и белые», «Чудесная пешка».

Сочинение рассказов о Шахматной стране и Шахматных фигурах развивает речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Словесно-дидактические игры «Да-нет», «Чем похожи и чем отличаются?» формируют умение выделять главные признаки явлений и предметов, развивают интерес к словотворчеству, а «Шахматная шкатулка» позволяет детям показать свои способности в загадывании и отгадывании загадок, закрепить знания об истории шахмат и о шахматных фигурах.

С этой целью собраны папки «Сборник стихов», «Сборник сказок», «Сборник загадок».

    Развитию интереса к шахматам способствует и художественно-изобразительная деятельность детей. В уголке творчества дети лепят шахматные фигуры объемные и плоскостные, используют при этом разный природный материал. При работе с красками, карандашами используют раскраски или сами изображают понравившийся сюжет. Имеется материал для создания аппликаций («Шахматная доска», шаблоны для обрывной  аппликации).

  В группе имеются различные виды конструкторов, из которых дети с удовольствием создают различные шахматные фигуры. Из «Кубиков Никитиных» выкладывают шахматное поле. Гордостью нашей группы является конструктор «Шахматы», из которого дети могут детально собрать шахматное поле и фигуры.

   Театральный уголок оснащен шахматными масками и костюмами для королей и королев. Создан настольный театр «Шахматный колобок», «Шахматная репка», плоскостной театр «Шахматный теремок», пальчиковый- «Шахматные фигуры». С удовольствием дети играют в сюжетно-ролевую игру «Школа. Урок шахмат» и «Шахматное королевство» (напольный).

    При организации творческой познавательной деятельности детей в процессе изучения основ игры в шахматы мы применяем новые компьютерные технологии. Современные информационные технологии открывают его воспитанникам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы.

Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:

- является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;

- способствует гармоничному развитию личности. 

    При обучении по ИКТ на занятиях по шахматам  успешно используются  шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные игры для дошкольников и младших школьников». Эти программы, классифицированы по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах  рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В них содержатся голосовые подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

   Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране («Чемпионы мира по шахматам», «Международный день шахмат. Викторина», «Такие разные шахматы», «Шахматная школа», «Шахматная ловушка. Мат Легаля» и др.)

    Конечно, все дети очень любят смотреть мультфильмы. Поэтому подготовили подборку мультфильмов о шахматах («Старичок с шахматами», «Смешарики», «Ежик-шахматист», «Маша и медведь. Ход конем», «Фиксики» и др.)

   Для проведения индивидуальной работы созданы лэпбуки «Шахматы». Красочное оформление, богатое содержание позволяет повысить заинтересованность детей. Они с удовольствием рассматривают картинки, связанные с историей появления шахмат на Руси, изучают портреты чемпионов мира.

      Воспитанники нашей группы обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего ребенка сыграть партию в шахматы, так как сами не умеют играть и не знают правил этой игры. Поэтому мы используем различные формы работы с родителями по приобщению семей к игре в шахматы: анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные стенды, участие в выставках поделок, индивидуальные беседы, социальные сети.

  • участие в конкурсах поделок «В шахматном королевстве»
  • «Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников (изготовление дидактических игр, костюмов, распечатка рабочих тетрадей)
  • Изготовление книжек-малышек.
  • «Домашние задания» -заучивание стихотворения, считалки.

Материалы и пособия:

3. Шахматная доска – 1 шт.;

4. Шахматы – 15 комплектов;

5.Компьютерные игры- диски: «Динозавры учат шахматам», «Шахматные игры», «Шахматная тактика для начинающих».

6. Интерактивная доска;

7. Компьютер (ноутбук).

«Умные игры в дорогу»

«Шахматы в дорогу»

Учебно-методическая литература, раздаточный материал, пособия по игре в шахматы.

Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2018;

 Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы: из опыта работы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Малыши играют в шахматы»

Слайд 2

«Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Сухомлинский В.А. «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования : приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка «Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Иоганн Вольфганг Гете.

Слайд 3

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Слайд 4

П ри умелом руководстве Шахматы становятся средством воспитания и обучения. Дидактические принципы от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир.

Слайд 5

Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей: Познавательную : расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление. Воспитательную : вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Эстетическую : обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям Физическую : побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской Коррекционную : помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Слайд 6

Личностно-ориентированная технология Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Здоровьесберегающая технология Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность, число, средняя продолжительность, частота чередования различных видов деятельности, наличие эмоциональных разрядок, психологический климат . Игровая технология Игровые методы, используемые педагогами достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а так же использование загадок, элементов соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче. Компьютерная технология Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Реализация технологий

Слайд 8

www . chessking . com . Портал «Шахматная планета»

Слайд 9

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева) Ресурсное обеспечение

Слайд 10

УМК

Слайд 13

Уголок шахмат

Слайд 14

Изготовление шахматных поделок

Слайд 15

«Горизонталь, вертикаль, диагональ»

Слайд 16

«Выложи фигуры в ряд»

Слайд 17

«Лото»

Слайд 18

«Угадай фигуру»

Слайд 19

Панно «Ладья»

Слайд 20

Игра «Собери фигуру»

Слайд 21

Шашки

Слайд 22

Игра «Ставим мины»

Слайд 23

«Ценность фигур»

Слайд 24

Театр

Слайд 25

« Собери доску »

Слайд 26

Участие воспитанников в конкурсах

Слайд 27

Количество воспитанников обучающихся шахматам

Слайд 28

Общий уровень освоения воспитанниками парциальной программы «Малыши играют в шахматы»

Слайд 29

Новая игровая зона http://chessplanet.ru/ Югорская шахматная академия http://chesshmao.ru/ Шахматный всеобуч http://www.chess-online.com/ru-ru/site/welcome Обучение игре в шахматы он-лайн (рекомендуется родителям) http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam.html Интересные факты из истории игры "Шахматы" http://billionnews.ru/sport/1570-spustya.html Видео: 12 забавных моментов из практики ведущих шахматистов https://www.youtube.com/watch?v=bdQuf_raN1k Видео: интересные факты о шахматах https://www.youtube.com/watch?v=1bf7NSsEVYU Рекомендованный список литературы http://spisok-literaturi.ru/istoriya-sozdannyh-spiskov-literatury/spisok-literaturyi-na-temu-shahmatyi-125453.html Полезные ссылки

Слайд 30

Шахматы - дело занимательное, но и сложное, шахматы –каждодневный труд, труд упорный и настойчивый…

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...