Статья "Кукольный театр"
статья

Елена Александровна Сергеева

Кукольный театр - это первое приобщение дошкольника к театру, исскусству.В статье говорится о методике проведения кукольных спектаклей во всех возрастных группа, правилах кукловождения, классификации игр в   кукольный театр.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному т художественно-эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кукольный театр в детском саду.

Кукольный театр– наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие маленьким зрителям. Кукольный театр-искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяется и художественное слово, и наглядный образ- кукла, и живописно- декоративное оформление, и музыка-песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, художественно-эстетическому воспитанию.

Дошкольники очень любят смотреть кукольные спектакли, они им понятны и доступны. Дети видят знакомые персонажи: игрушки, куклы, зверюшки, которые вдруг начали двигаться, говорить и петь, танцевать. Однако это не только развлечение, очень важна роль кукольного театра, имеющего воспитательное значение. В дошкольный период формируется отношение к окружающему миру, характер, интересы. Поэтому очень полезно показывать в спектаклях примеры дружбы, взаимопомощи, доброты, справедливости, трудолюбия, уважения, бережного отношения к природе, окружающим.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству и в этом ему безусловно помогает кукольный театр. Он развлекает и воспитывает, развивает фантазию, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот, до сих пор безмолвный друг, неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, танцует, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.

Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.

Сюжет рассказа–лишь опора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать, обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам - чувствам и эмоциям ребят не будет предела.

Однако кукольный театр - это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки, обучая правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера. Если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:

-настольный кукольный театр (театр на плоскостной картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

-стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

-театр на руке (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

-верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

-напольные куклы (марионетки, конусный театр);

Театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые, люди- куклы, театр масок, танта-морески).

Методика разучивания сценок, обучение кукловождению.

В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.

Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.

Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем».

В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.

В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды М.И. Чистяковой и Л.М. Шипицыной. В театрализованной игре начинают присутствовать произведения Л. Толстого, И. Крылова, Н. Носова. Тексты усложняются, их отличают более глубокий смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.

В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева).

Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

- познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);

- социальное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;

- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

- эстетическое развитие – приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;

- развитие движений- согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения.

Особенности кукловождения.

Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает её вверх, рука ребенка спрятана под юбочкой, надетой на ложку. Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идёт» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа. Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит», а другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает движение. Этот прием позволяет зрителям определить какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны смотреть друг на друга, стоя одна напротив другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы, небольшие этюды помогут освоить приемы кукловождения.

Общие правила кукловождения:

1.Куклу следует держать на определённом уровне по отношению к ширме.

Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на ¾ своего роста. Если же она на втором плане, руку с ней поднимать следует выше.

2.Когда кукла двигается, её руки должны быть прижаты к туловищу, а не раздвинуты.

3.Держать куклу следует прямо. Её наклон осуществляется кистью руки.

4.Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить е1, согнув руку в запястье, а потом уже найти опору запястью в том месте, где присаживается кукла.

5.Если кукле надо встать, она тоже сначала должна наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до выпрямленного положения.

6.Движение и речь куклы должны быть обращены к зрителям.

7.Если у присаживающейся куклы нет ног, на место воображаемых коленей нужно снизу поставить свободную руку, прикрыв её кукольной одеждой.

8.Во время разговора кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы и рук.

9.Движения куклы должны ритмически совпадать с произнесённым текстом.

10.Когда кукла говорит, остальные неподвижны, иначе непонятно, кому принадлежат слова.

11.У каждой куклы должен быть свой характер.

Итак, еще раз сформулируем и выделим основные пункты значения театра:

 - художественное образование и воспитание детей;
 - формирование эстетического вкуса;
 - нравственное воспитание;
 - развитие коммуникативных качеств личности;
 - воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
 - создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

И никогда не нужно забывать, что кукольный театр –это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.

Используемая литература:

  • Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам, издательство Москва «Просвещение», 1982
  • Сорокина Н. Сценарии театральных занятий, издательство АРКТИ, Москва, 2004
  • Орлова Ф.М. Соковкина Е.Н.  «Нам весело», Москва «Просвещение», 1973
  • Сорокина Н., Миланович Л. «Кукольный театр для самых маленьких» издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2009
  • Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», издательство АРКТИ, Москва, 1999
  • Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», издательство Творческий центр Сфера, Москва, 2009
  • 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Москва, 2003
  • Ветлугина Н.А.  «О теории и практике художественного творчества детей», издательство «Нева», Москва, 1991

Каталог сайтов со сценариями:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...